ВСЯ ЖИЗНЬ – ВОПРЕКИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Став два года назад депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, актриса Анастасия Мельникова не перестала сниматься в кино и играть на сцене. Она по-прежнему остаётся в труппе Театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Недавно завершила работу над съёмками в фильме Дениса Елеонского «Двенадцать месяцев. Новая сказка».
Но от каких-то предложений в силу загруженности всё же приходится отказываться. О том, как удаётся совмещать творческую и депутатскую деятельность, а также о других сторонах своей жизни артистка поразмышляла в интервью нашей газете.
– Анастасия, после появления «Ментов» и других сериалов на эту тему у вас не возникало опасения «застрять» в образе Анастасии Абдуловой?
– Такое опасение до сих пор есть. Но либо ты сбегаешь от этого, что проще всего, либо пытаешься сделать нечто такое, что интересно зрителю. Хотя, к сожалению, зачастую сценарии оставляют желать лучшего, похожие тексты переходят из серии в серию. Однако если 17 лет люди смотрят наше кино, значит, видят нашу неуспокоенность, одержимость. Когда артист приходит на съёмочную площадку не просто «подхалтурить», а пытается что-то придумать для своего героя, помочь его существованию на экране, тогда это захватывает. Конечно, мне хочется сыграть и что-то другое. Но раз уж судьба подарила мне эту роль, благодаря которой стало появляться всё остальное, я должна сказать ей за это «спасибо».
– Тем не менее вы, наверное, искали пути выходы за пределы этого образа?
– Конечно, у меня же есть театр – родная Комиссаржевка. Я там очень много работала, поэтому не чувствовала себя обделённой. Да, был период в моей жизни, когда не было работы ни в кино, ни в театре. Тогда Станислав Николаевич Ландграф предложил найти пьесу на двоих и самостоятельно сделать спектакль. Нашла материал. В итоге получился спектакль «Табу» на двоих, который поставил режиссёр Александр Исаков. Работали между репетициями в Комиссаржевке. Так что если хочешь быть востребованным, не надо сидеть в ожидании, а создавать что-то своё. У меня с этой постановкой связаны парадоксальные воспоминания. Там по сюжету 13-летняя девочка ищет поддержку у взрослого мужчины, в котором видит своего покойного отца. А у меня буквально за две недели до прихода в театр умер папа, и я подсознательно воспринимала Станислава Николаевича как опору, защиту. Перед премьерой спектакля «Кин IV» я подарила ему зелёную зажигалку. И представьте себе, что, читая «Табу», мы обнаружили, что там моя героиня тоже дарит герою Ландграфа зелёную зажигалку. Я не верю в мистику, но это что-то невероятное.
– Получается, что отец не успел увидеть вас на сцене?
– Он видел «Визит дамы» в БДТ, где я играла молодую Клару Цаханассьян ещё будучи студенткой III курса. К сожалению, Георгия Александровича Товстоногова, который дружил с моими родителями, на тот момент уже не было.
– То есть, выросши в научной среде, вы всё-таки были окружены творческими людьми?
– Да, постоянно. Я бы не смогла стать врачом, так как до ужаса боюсь крови. А вот актёрское начало было заложено во мне, возможно, благодаря творческому окружению. Хотя изначально родители готовили меня в университет. Театральный институт смирил их тем, что там есть театроведческий факультет, и если с актёрством не получится, то я смогу, защитившись там, выбрать научную стезю. Я действительно потом поступила в аспирантуру и начинала писать диссертацию, но в силу разных обстоятельств до сих пор её не защитила. Черновые наброски, напечатанные на машинке, так где-то и лежат.
– Значит, защита диссертации ещё впереди?
– Возможно. Правда, мама меня успокаивает, что звание заслуженной артистки приравнивается к кандидатской диссертации. И всё же я хотела бы защититься. Но… некогда. Тем более что сейчас я получаю второе высшее образование в Университете сервиса и экономики, изучая государственное и муниципальное управление. Это необходимо для моей нынешней работы. Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни появилось новое направление, но я не была по-настоящему к этому готова, и знаний мне не хватает.


– Вы добросовестная студентка?
– Да, но не отличница. Иногда преподаватели пытаются сделать скидки, но я настойчиво прошу предъявлять ко мне те же требования, что и к остальным студентам. Ещё мне повезло, что моя депутатская приёмная находится напротив университета.
– А как вам вспоминается прошлая студенческая пора?
– Замечательно, тем более что я училась у выдающегося мастера Игоря Петровича Владимирова. Правда, в силу занятости и пожилого возраста он нечасто бывал в институте. Но за три-четыре занятия мог дать столько, сколько другие и за три года дать не могут. Какой-то одной фразой Игорь Петрович окунал в другое состояние, и ты начинал существовать по-другому. Он научил нас даже в самых трудных инсценировках получать огромное удовольствие от работы, от жизни на сцене. Говорил, что играть в театре – это дар свыше, и этому нужно соответствовать.
– Но по окончании института вы не сразу пошли в театр?
– После института я уехала в Америку на стажировку, где писала диссертацию. Но по возращении домой муж попросил меня не работать. Посчитав, что для женщины важнее семья, я стала домохозяйкой. Потом была тяжёлая травма. В этой ситуации врачи сошлись на том, что мне необходимо возвращаться в театр, чтобы выйти из этого состояния.
– Вы часто шли наперекор судьбе?
– Вся моя жизнь идёт вопреки обстоятельствам. Но если бы не было тех тяжёлых испытаний, вряд ли бы карьера сложилась так удачно. Помните, как в фильме «Москва слезам не верит» героиня Веры Алентовой говорит: «Если бы я тогда так не обожглась, ничего бы из меня не вышло»? Вот и я теперь говорю то же самое.
– Что помогало вам преодолевать трудности, болезни, потери близких?
– Сначала – вера в Бога, потом – дочь Маша, которой сегодня 11 лет. Когда что-то не ладится, я быстрее спешу к своей Мане. Она как-то так умеет утешить, приобнять, что все невзгоды уходят на задний план.
– Её успеваемости удаётся уделять внимание?
– А как же! Я учусь вместе с ней, каждое утро отвожу в школу, периодически общаюсь с учителями. Правда, меня немножко пугает нынешний механический подход к обучению. Тем отраднее, что Машка пытается понять суть любого прочитанного произведения, а не просто выучить имена и факты.
– Депутатская работа повлияла на вас как на актрису и как на человека?
– Да, я стала терпимей и опытней. Много снимаясь, всё же научилась говорить нет, если поступившее предложение для меня незначимо. Раньше соглашалась на любую работу, понимая, что это «пойдёт в корзину». Теперь же могу позволить себе быть избирательной, поскольку для этого есть объективные причины. Но когда меня позвал Алексей Алексеевич Герман в картину «Под электрическими облаками», то я выпросила у своего руководства неделю и уехала на съёмки в Харьков. Отказываться от работы с таким режиссёром было бы неразумно.
– Кстати, с Алексеем Германом-младшим, если не ошибаюсь, у вас есть родство?
– Да, Лёша был крестником моего папы, его звали Рюрик Александрович. А недавно стал крёстным у моего племянника Рюрика, сына моего младшего брата Саши. Таким образом, получается, что он оказался между двумя Рюриками Александровичами Мельниковыми – крёстным отцом и крёстным сыном.
– Если можно об этом говорить – о чём думаете и мечтаете, оставаясь наедине с собой?
– Размышлений много. Но вот что меня особо волнует – это проблемы детей-сирот. Хочется, чтобы каждый ребёнок кому-то мог сказать «мама». Я очень хотела взять ребёнка из детского дома, но мой духовный отец не благословил мой порыв, сказав, что в этом случае мне нужно отказаться от такого объёма работы. А у меня нет этой возможности на сегодняшний день. Может, и будет когда-нибудь.

Константин ГЛУШЕНКОВ

 
По теме
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина