Выступление начальника ГУ МВД России генерал-майора полиции С.П. Умнова на заседании ЗакСа Ленинградской области

Выступление начальника ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майора полиции С.П.Умнова на заседании Законодательного собрания Ленинградской области.

В начале своего выступления начальник Главка С.П.Умнов выразил благодарность депутатам Законодательного Собрания за поддержку и внимательное отношение к деятельности Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

— 2012 год это первый полноценный период, когда органы внутренних дел стали жить в новых условиях. Безусловно, в числе новаций, которые наиболее заметны — серьезные изменения в организационно-штатном построении. Структура Главка претерпела кардинальные преобразования, коснувшиеся подразделений, курирующих Ленинградскую область. Например, многие из вас помнят, что у руководителя ГУВД был целевой заместитель по области, схожие должности были и в отраслевых управлениях Главка.

Несмотря на нехватку данного управленческого звена, нами были предприняты меры, чтобы этот фактор никоим образом не отразился на качестве обеспечения правопорядка.

Намного сложнее восполнить фактическое сокращение, так скажем, «боевых» служб, находящихся на переднем крае борьбы с преступностью: участковых уполномоченных полиции, оперативных сотрудников уголовных розыска и сотрудников наружных служб — патрульно-постовая, ГИБДД и вневедомственной охраны. Хотя мы и старались сокращать их по минимуму. Всего личный состав районных управлений сократился на 1700 единиц.

Наряду с этим, мы стремились максимально оптимизировать работу имеющихся сил. Продолжаем этим заниматься и сейчас. Потому что «среднероссийская» структура построения не может одинаково эффективно подходить, как крупным регионам, так и субъектам, находящимся вокруг мегаполиса. И нам на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области это особенно очевидно. В условиях кадрового дефицита, с учетом нагрузочных критериев, мы осуществляем маневр имеющимися резервами. Например, есть дежурные смены в отделениях полиции, которые в течение суток практически бесцельно «простаивают». Их коэффициент полезного действия недопустимо низок. Сократив таких полицейских, мы увеличиваем число участковых, способных днем и ночью прибыть на помощь гражданам, особенно, в отдаленных поселениях. Первоочередная задача — обеспечить доступ полиции для населения.

В числе ключевых направлений нашей деятельности — повышение эффективности работы, в том числе благодаря усилению качественной составляющей. Несмотря на принимаемые меры, нам не удалось в полной мере перейти к отбору (именно к отбору, а не набору) кадров. Увеличение в ходе реформирования денежного содержания сотрудников при одновременном ужесточении условий для назначения кандидатов на службу (образовательный ценз) не позволило преодолеть кадровый голод. Так, нехватка оперсостава розыска и участковых достигла 10 процентов.

Взглянув на средний уровень заработной платы в области, можно увидеть, что на данный момент он почти везде ниже, чем в органах внутренних дел (Например, участковый уполномоченный — лейтенант, выслуга 2-5 лет — 39 тыс. рублей, ППСП - старший сержант, выслуга 2-5 лет - 29 тыс. рублей). Но граждане не спешат на работу в полицию либо они не соответствуют предъявляемым требованиям.

Однако дефицит кадров не будет побуждать нас склоняться к устаревшей практике банального заполнения кадровых вакансий. Существует принципиальная позиция — принимать на службу достойных лиц, а также избавляться от нерадивых сотрудников, склонных к противоправной деятельности. Мы пошли на такую непопулярную меру, как тестирование своих сотрудников на потребление наркотиков. Дополнительная проверка не была лишней и доказала правильность нашего выбора.

Ужесточены требования к персональной ответственности руководителей. Многие из руководителей территориального уровня были привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности за правонарушения либо преступления, совершенные своими подчиненными.

На первый взгляд может показаться, что это чрезмерная мера, но на данном этапе — необходимая. При разборе чрезвычайных происшествий нередко приходится сталкиваться с откровенным отсутствием командирского влияния на вверенный личный состав. Руководители зачастую знают о «слабостях» подчиненных (злоупотребление алкоголем, коррупционные проявления, уголовные наклонности и иное), но предпочитают «не выносить ссор из избы». В результате можем получить негативный общественный резонанс и очередной минус в копилку имиджа полиции.

Бескомпромиссные меры возымели определенный профилактический эффект. Например, количество уволенных сотрудников по отрицательным мотивам составило лишь 11 человек (из 234 уволенных по области). Резко сократилось — на 50 процентов число сотрудников органов внутренних дел (13), совершивших преступления. Хотя мы не стремимся к приукрашиванию картины и не будем сбавлять темпы в деятельности в сфере обеспечения собственной безопасности.

Можно отметить, что на современном этапе в территориальных подразделениях Ленинградской области сформировались вполне боеспособные коллективы, способные решать задачи по поддержанию правопорядка в регионе.

Безусловно, не все в деятельности районного звена устраивает, не весь потенциал используется на должном уровне. Это обусловлено разными причинами. В том числе и кадровыми.

Для усиления руководящей роли на местах в течение всего года проводились точечные замены начальствующего состава в ряде районов. И последние назначения связаны именно с желанием использовать руководителей, исходя из их возможностей.

Оценивая же оперативную обстановку в целом, необходимо отметить, что последовательная реализация комплекса мер позволила не только удержать контроль над ситуацией, но и добиться определенных положительных сдвигов в борьбе с преступностью, обеспечении правопорядка и безопасности. К исходу 9 месяцев уже четко сформировалась тенденция последовательного сокращения массива преступности (-17%), в том числе тяжкой (-15%). Важным индикатором в процессе оздоровления положения служит падение массива наименее латентных преступных посягательств, таких общественно-опасных составов, как убийство (-9%), причинение тяжкого вреда здоровью (-8%).

Из наиболее резонансных преступлений, следует отметить только одно убийство: ректора Санкт-Петербургского Университета сервиса и экономики Викторова, совершенное во Всеволожском районе.

Продолжалась работа по противодействию организованным формам преступности. За прошедший период 31 участник организованных групп привлечен к уголовной ответственности, включая 4 - организаторов.

Несмотря на статистическое сокращение показателей в сфере незаконного оборота оружия (-23%), работа в данном направлении не прекращается. Особенно с учетом специфики Ленинградской области, на территории которой действует множество поисковых отрядов, в том числе «черных копателей». В рамках пресечения криминального хождения огнестрельного оружия на плановой основе проводятся целевые операции («Арсенал», «Динамит-Баланс», «Караван-авто», «Сфера-Безопасность» и др.) и надо сказать, что достаточно успешно.

Приведу буквально один пример. В мае в одном из дачных домов в Кировском районе был изъят внушительный преступный арсенал: 5 винтовок «Мосина», 3 пулемета различных модификаций, 7 пистолет-пулеметов «ППС-42», множество снарядов, мин, гранат. Общий вес изъятого в тротиловом эквиваленте составляет 15 килограммов.

И такие факты не единичны, но, зачастую, масштабные тайники с вооружением изымаем уже в Санкт-Петербурге (по месту жительства копателей).

На протяжении последних лет крайне негативное влияние на состояние оперативной обстановки оказывает незаконный оборот наркотиков. Даже с учетом значительного числа проводимых всеми заинтересованными ведомствами разноаспектных профилактических мер, десятков килограмм изымаемого зелья, ситуация вызывает обоснованную тревогу. Число наркозависимых лиц постоянно пополняется, причем, за счет молодежи. Только на учете в органах внутренних дел состоит свыше 2 тысяч человек, но реальное число потребителей, убежден, на порядок выше.

В рамках противодействия наркопреступности в Ленинградской области выявлено 1739 проявлений, при этом на долю непосредственно сотрудников Главка приходится более 70 процентов от этого массива (это восьмой показатель в стране, Санкт-Петербург — первый). Из незаконного оборота изъято более 25 килограмм наркотических и психотропных средств.

В целях повышения эффективности работы в данной сфере во взаимодействии с УФСКН поэтапно проведен ряд комплексных оперативно-профилактических операций.

В качестве примера можно привести раскрытие преступления в марте, когда в результате проведения совместных с УФСКН мероприятий, во Всеволожском районе было ликвидировано производство синтетических наркотиков. 2 участника ОПГ привлечены к уголовной ответственности, изъято 2 кг. наркотических средств, прекурсоры, оружие, оборудование для производства наркотиков.

Но только полицейскими мерами в этой работе не обойтись. Одним из перспективных направлений становится возрастающая поддержка населения в выявлении точек распространения наркотиков. В мае-июне в ходе акции «Область без наркотиков» благодаря активной жизненной позиции граждан были получены сигналы о фактах продажи. В результате возбуждено 68 уголовных дел, выявлено 34 административных правонарушений. Я не буду детально останавливаться на том широком спектре мероприятий, который осуществлен органами исполнительной власти, общественными организациями, отмечу лишь, что вся эта работа позволяет снижать остроту проблемы.

Продолжается работа по декриминализации экономики региона. Снижение итогов, в определенной степени, обусловлено смещением акцентов на выявление значимых преступлений, совершаемых в крупном и особо крупном размере. Однако подобный переход не дал качественного толчка. Нагрузка на сотрудников снизилась, а резонансных деяний выявлено не много. Но они есть. В их числе - задержания чиновников в Ломоносовском районе. Действительно, это работа не одного дня, велась кропотливо. Уверены - будет поставлена жирная точка - обвинительный приговор суда.

Осуществлялись мероприятия и по защите средств, выделяемых на реализацию национальных проектов. В отчетном периоде по нашей инициативе проведено 120 проверок юридических и физических лиц, получивших средства из федерального бюджета. По их результатам вскрыто 6 фактов преступной деятельности.

Так, в текущем году возбуждено уголовное дело в отношении руководителя «Центр Сфера» но факту хищения 70 миллионов рублей, выделенных из Фонда содействия реформированию ЖКХ, по муниципальному контракту на строительство жилых домов в Подпорожском районе.

Говоря о состоянии преступности, необходимо затронуть тему имущественной защищенности. Данное направление одно из самых проблемных. Но мы стремимся задействовать передовой опыт города в обеспечении безопасности граждан.

В настоящее время в Ленинградской области зафиксировано уменьшение практически всего блока имущественных проявлений: краж (-17,5%), грабежей (-38%), мошенничеств (-14%), вымогательств (-78%).

Наша задача в условиях недостаточного числа сотрудников наружных служб искать иные пути, включая использование современных средств связи, привлечение к охране порядка объединений правоохранительной направленности.

На территории Ленинградской области оборудовано в 32 общественных местах экстренной связью «Гражданин-полиция».

В последнее время положительно зарекомендовала себя практика использования современных средств видео обзора. В Ленинградской области установлена 591 камера видеонаблюдения в местах с массовым нахождением граждан, в том числе 345 — выведены в дежурные части. В рамках АПК «Безопасный город» установлено 319 камер, из которых 294 — выведены на дежурные части. Достаточно ли данное количество электронных устройств на всю область? Безусловно, нет. Особенно в районных центрах.

Но здесь существуют и иные проблемы. Необходимо создание специализированного центра, куда бы стекалась вся видеоинформация, а самое главное, что бы система была интеллектуальной. В противном случае у нас будет задействована масса служащих зорко и неусыпно смотрящих в мониторы.

Шагая в ногу со временем, требуется внедрение «умных» видеокамер, способных самостоятельно различать нестандартные ситуации: конфликты, объекты возгорания, дорожно-транспортные происшествия и иное. И уже из Центра будет поступать соответствующий сигнал в экстренную службу: полицию, МЧС, скорую помощь. Конечно, это затратное мероприятие, но позволяет существенно сократить задействование людских ресурсов.

Пока же в условиях кадрового дефицита органов внутренних дел активно подключаем к охране правопорядка частные охранные предприятия и народные либо казачьи дружины. Всего в настоящее время действует около 2 тысяч таких общественных формирований.

В текущем году с их участием выявлено свыше 3 тысяч административных правонарушений, раскрыто 82 преступления. Совместно с сотрудниками полиции задержано 252 преступника.

В качестве нашей потенциальной поддержки могут выступать различные ведомства. Например, в образовательных учреждениях функционально закрепить ответственных лиц — заместителей или помощников руководителя по безопасности из числа ветеранов правоохранительных органов.

В числе основных направлений деятельности органов внутренних дел выделяется профилактическая составляющая. В поле зрения полиции, прежде всего, криминально ориентированная категория граждан: ранее судимые, наркоманы, лица, ведущие антиобщественный образ жизни, а также несовершеннолетние. В целом проводимые мероприятия позволяют контролировать положение, хотя действенных рычагов влияния на данный контингент - не много. Проблема здесь лежит, в первую очередь, в социально-экономической плоскости. И причины эти вам хорошо известны. Но с местными правонарушителями либо горожанами, выезжающими в область на празднично-отпускной период, «разобраться» проще.

Последние годы высветили еще одну проблему, которая только усугубляется. Я имею в виду наплыв нелегальных мигрантов. Их количество измеряется десятками тысяч, они, зачастую, ведут «кочевой» образ жизни «сегодня здесь - завтра там». Они оказывают негативное влияние на криминогенный фон в области. Так, возросло как количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (+57%; 375), так и количество лиц их совершивших (+24%; 296). Мы проводим большое количество мероприятий по их выявлению, задерживаем, а в итоге они привлекаются к административной ответственности (1629; +613) и, как правило, отпускаются.

В области необходим аналогичный Санкт-Петербургскому Центр содержания иностранных граждан, чтобы появился реальный рычаг влияния на гастарбайтеров.

Наряду с этим необходимо обеспечить действенное взаимодействие всех субъектов исполнительной власти. Это задача комплексная — не только органов полиции. Решать данную проблему следует незамедлительно, в том числе и на законодательном уровне.

В текущем году заметно обострилась дорожно-транспортная обстановка. Наметившаяся в последние 5 лет тенденция сокращения массива ДТП, сменила вектор. Сегодня отмечаем рост по основным позициям: общего числа ДТП (+7%), погибших (+1%) и пострадавших граждан (+10%). Общее число потерпевших превысило 3 с половиной тысячи. В чем причина? Граждане пересели в быстроходные автомобили, улучшилось качество дорожного покрытия и - итог пока печален. Значительное число аварий из-за нарушения скоростного режима на областных трассах в ходе столкновения транспортных средств.

Необходимо решать проблему по нескольким направлениям. В их числе совершенствование учебного процесса, повышение уровня подготовки водительского состава. (Но, убежден, что он больше подходит к городским условиям, где скорость существенно ниже).

Другой момент. Тотальное внедрение средств фото- и видеофиксации за соблюдением правил дорожного движения. Во-первых, это неплохой сдерживающий фактор для водителей. А в случае нарушения правил поступление штрафов в бюджет. Во-вторых, устраняется коррупционная составляющая у сотрудников ГИБДД. (Например, об эффективности действующего новшества свидетельствует величина денежных средств поступивших в городской бюджет в виде собранных штрафов за 2011-2012 года — 270 млн. рублей, а начислено — 480)

Но самое главное требование — строительство дорог, устраняющих саму возможность встречного столкновения.

Последние два аспекта на первоначальном этапе весьма затратны. Но сумеем сохранить жизни граждан.

В текущем году завершается действие целевой программы повышения безопасности дорожного движения. Полагаю, что создание нового нормативного документа продиктовано велением времени. Существуют определенные вопросы, запрещающие одновременное финансирование органов внутренних дел за счет двух и более бюджетов. Но проблема остается и нам необходимо искать пути по ее решению.

Главком накоплен богатый опыт в различных сферах деятельности, связанных с обеспечением правопорядка. Мы всегда готовы оказать поддержку в подготовке проектов нормативных актов, выработке предложений по изменению и дополнений федерального законодательства. Например, возможно совместное участие в нормотворческой деятельности в случае принятия решения о создании муниципальной милиции.

Уверен, что укрепление сотрудничества, в рамках подписанного сегодня соглашения, будет способствовать укреплению уверенности каждого гражданина в личной безопасности.

 
По теме
  22 Марта 11:00 11 марта около 01:59 на 178 км автодороги «Кола» в Лодейнопольском районе Ленинградской области сотрудники ОБ ДПС №2 ГИБДД для проверки документов остановили автомобиль «Хендай Солярис»,
Волховский городской суд вынес приговор жительнице Волховского района – гражданке М., которая совершила применение насилия, не опасного для здоровья,
Ранее привлекавшийся к административной ответственности житель Волхова – гражданин С. 23 марта 2024 года, находясь в подъезде жилого по ул.
Стрелок с шиномонтажа стал фигурантом уголовного дел а 27 марта в полицию поступило сообщение о стрельбе на шиномонтаже у дома 41 по Гражданскому проспекту.
«Оперативники УЭБиПК ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области совместно с коллегами из ГУЭБиПК МВД России и ГУСБ МВД России выявили схему противоправной легализации иностранных граждан.
27 марта 2024 года Лодейнопольским городским судом Ленинградской области вынесено постановление о привлечении граждана Республики Узбекистана к административной ответственности по части 2 статьи 18.10 КоАП РФ.
Полицией приняты меры к задержанию мошенников, обманувших пенсионерку во Фрунзенском районе 26 марта 2024 года в 19:00 в полицию Фрунзенского района обратилась 87-летняя пенсионерка,
«Следователем Главного следственного управления ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области завершено предварительное расследование уголовного дела о крупном мошенничестве.
Выборгской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности ООО «РН-БашНИПИнефть».
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда