ВИДЕТЬ ЛЕС ЗА ДЕРЕВЬЯМИ

ВИДЕТЬ ЛЕС ЗА ДЕРЕВЬЯМИ
Фото: www.vesty.spb.ru

В советское время дети в зеленой форме и с эмблемами, на которых были изображены скрещенные ветки дуба, встречались часто. Они ухаживали за саженцами деревьев, наблюдали за рекультивацией вырубок, за птичьими гнездами и муравейниками, докладывали лесничим о жуках-древоточцах и трутовиках, пожирающих древесные стволы. Это были члены школьных лесничеств – особых детских организаций, которые помогали штатным лесникам, лесоводам и лесничим. Потом, в тяжелые для страны времена, они практически везде пропали. Но теперь возродились снова. 

В Ленинградской области, руководство которой проявляет активную заинтересованность в пропаганде бережного отношения к лесам, занимающим большую часть ее площади, школьные лесничества уже несколько лет являются одной из популярных форм внеклассной работы с детьми.

Руководит школьниками либо опытный педагог, либо сотрудник лесничества, а занятия – и практические, и теоретические – проводят ветераны лесного хозяйства нашего региона. Школьные лесничества призваны воспитывать бережное отношение к природе, давать подросткам углубленные знания в области лесного хозяйства и экологии. Дети приобретают навыки по уходу за лесом, лесовосстановлению, по усилению защитных и использованию оздоровительных функций лесов. 2017 год объявлен годом экологии, но для школьников, которые носят эмблему со скрещенными ветвями дуба, каждый год посвящен экологии.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Прообразом первого школьного лесничества был ученический отряд «Лесной патруль», организованный в 1952 году в Жуковском лесхозе Брянской области учителем И.С.Артюховым, лесничим П.П.Мартыновым и директором лесхоза В.А.Николаюком. В 1966 году И.С.Артюхов обратился в Министерство лесного хозяйства РСФСР с предложением придать этому движению узаконенный статус. Коллегия Министерства приняла решение впредь именовать эти отряды школьными лесничествами с приданием им ряда прав и обязанностей.

За школьниками были закреплены отдельные близлежащие участки леса, где учащиеся могли заниматься всем комплексом лесохозяйственных работ. Как в настоящем лесничестве, здесь появились специализации: лесники, участковые техники-лесоводы, помощники лесничих, лесничие. Школьные лесничества со своим «штатом» и «лесным фондом» появились в Брянской, Свердловской, Рязанской областях, Удмуртии и Карелии. В 1969 году министерства лесного хозяйства и просвещения и Всероссийское общество охраны природы утвердили Условия Всероссийского смотра школьных лесничеств. Смотры проводились регулярно, раз в два года, в каждом районе, области, крае, республике. В Лесной кодекс, принятый 8 августа 1978 года, вошла статья «Школьные лесничества». Так это общественное движение было узаконено на государственном уровне. В 1979 г. постановлением коллегий Минлесхоза РСФСР и Минпроса РСФСР было утверждено новое Положение о школьном лесничестве. В 1986 году в России действовало 6000 школьных лесничеств, которые объединяли более 200 тысяч учащихся 5-10-х классов.

ЗА САЖЕНЦАМИ – ГЛАЗ ДА ГЛАЗ

Чем раньше молодой человек выберет себе профессию, связанную с лесом, тем быстрее он станет профессионалом, который потом получит профильное образование. Для этого и организованы были школьные лесничества. Но после развала налаженной системы работа началась в отдельных школах, на энтузиазме учителей и сотрудников лесничеств, а также некоторых неравнодушных родителей. И только при Губернаторе Александре Дрозденко началась централизованная работа. В регионе была разработана и внедрена программа развития школьных лесничеств. Теперь юные представители ленинградских лесничеств успешно представляют регион на Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» и Всероссийском съезде школьных лесничеств.

В некоторых районах Ленинградской области школьные лесничества в возрожденном виде работают уже довольно давно. Один из них – Бокситогорский. Это неудивительно – почти весь район покрыт лесами. Арендаторы вырубают свои делянки, но лес нужно восстанавливать. Теоретически, то есть по закону, этим должен заниматься арендатор, и действительно многие сажают деревья на месте вырубок. Практически – вся надежда на лесничества и их юных помощников, потому что за посадками нужно ухаживать и по крайней мере приглядывать. Ведь приживаемость посадок невысока: по данным государственной инвентаризации лесов, от 20 до 40 процентов саженцев – некачественные, то есть больные или просто погибшие. По данным Минприроды, выполнено только 23 процента от общего плана лесовосстановительных работ на нынешний сезон – это по всей стране. И школьникам приходится в какой-то мере отдуваться за недобросовестных взрослых. Именно они, дети, проходят посадки и отмечают погибшие или тяжело больные деревца, они выявляют поражения взрослых деревьев, фиксируют следы лесных пожаров и буреломов.

В школьное лесничество «Росток» поселка Ефимовский к детям приезжают преподаватели биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского университета. Дети узнают о редких видах растений и почв, о сложных взаимоотношениях между обитателями лесов на территории Ленинградской области, о болезнях растений и способе их лечения. Теперь они в курсе, что трутовик серно-желтый живет на живых, но ослабленных лиственных деревьях, а опенок осенний – на деревьях умирающих. Оба гриба съедобны и вкусны, но дерево они уничтожают – достаточно приподнять кору возле плодовых тел, там будут видны белые нити-гифы¸ которыми гриб опутывает весь ствол. Впрочем, многие грибы полезны – они перерабатывают остатки организмов, как растительных, так и животных, без такой переработки вся планета давно стала бы складом мертвых форм жизни. Главное для юного лесничего – увидеть, что заражение леса стало массовым, и сообщить об этом взрослым лесникам, которые, скорее всего, распорядятся устроить санитарную рубку.

ШКОЛЬНЫЕ ЛЕСНИЧЕСТВА

Токсовское школьное лесничество из рук Губернатора получило сертификат на закупку оборудования для исследовательской деятельности. По словам главы лесничества Надежды Осиповой, эти деньги – 300 тысяч рублей – были истрачены на микроскопы для изучения растений, бинокли для наблюдения за птицами и несколько полевых лабораторий для работы по мониторингу состояния воды в Токсовских озерах. В поселке Толмачево Лужского района появилось школьное лесничество «Лесовичок» – это очень важно для окрестностей города Луги, где, несмотря на активную дачную и коттеджную застройку, сохранились нетронутые уголки природы. Например, возобновить посадки дуба, которого когда-то здесь было очень много, вполне реально как раз с помощью юных помощников лесничих. А Выборгское школьное лесничество, известное с 1958 года как Выборгская станция юных натуралистов, среди прочего успешно обучает детей борьбе с лесными пожарами. Кстати, у выборжан есть свой летний оздоровительный лагерь – «Натуралист», где школьники продолжают совершенствовать свои навыки, полученные во время учебного года.

А школьное лесничество и туристско-экологическая станция «Пестрый лес» занято сохранением природных насаждений на территории особо охраняемой природной территории «Долина реки Смородинки» (это граница Всеволожского и Приозерского районов). Здесь, на центральной возвышенности Карельского перешейка, сохранились реликтовые леса, которые необходимо защищать – и от браконьеров, и от пожаров, и от «дровосеков со справкой» (ибо «справка» может быть получена незаконно, а вырубленный здесь лес восстановить очень сложно). В довершение всего, на эти леса напал жук-типограф.

Как пишут сотрудники «Пестрого леса», новый пик численности этого вредителя может привести к гибели десятков тысяч гектаров еловых лесов в 2017-2019 годах. Наблюдения за развитием ситуации в Приозерском лесничестве, в частности – в окрестностях планируемого регионального заказника «Долина реки Смородинка», – однозначно показывают, что эта катастрофа спровоцирована людьми. Конечно, никто не разводил короеда-типографа искусственно, но безграмотные действия лесозаготовителей привели к созданию обширной кормовой базы и идеальных условий для быстрого роста численности короеда.

Так что членам школьных лесничеств есть чем заняться – работы хоть отбавляй. И пусть не все они станут профессиональными лесничими или лесоводами, но любовь к лесу у них останется на всю жизнь. И эту любовь они передадут дальше – своим детям.

Татьяна ХМЕЛЬНИК

На фото – дети из Выборгского школьного лесничества (снимки предоставлены лесничеством)

Материал подготовлен по заказу комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области

 
По теме
Здоровье, стройная фигура, активность и даже жизненный успех – во многом результат того, что мы едим.
Журавли запели гимн весне в Ленобласти - 47 новостей Фото: кадо из видео, опубликованного в Telegram-канале зоофермы "Приют Белоснежки" Живущие на зооферме и гуляющие по полям Волосовского района  Ленинградской области длинноногие журавли завели песнь,
47 новостей
Столтенберг: поддержка НАТО нанесла ущерб российскому флоту на Черном море - Газета Знамя труда Столтенберг признал роль НАТО в нанесении ущерба российскому флоту Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг - РИА Новости, 1920, 18.03.2024 © РИА Новости / Алексей Витвицкий РИА Новости:
Газета Знамя труда
В Кудрово ребенок умер в кресле стоматолога - ЛенОблИнформ Во Всеволожском районе возбуждено уголовное дело по факту гибели ребенка в частной стоматологии, сообщает пресс-служба Следственного комитета РФ по Ленинградской области.
ЛенОблИнформ
На территории Ленинградской области расположены природные очаги инфекций, передающихся клещами - клещевого вирусного энцефалита , иксодового клещевого боррелиоза, туляремии, клещевых риккетсиозов.
Роспотребнадзор