В поисках «публичного» терминала

После того, как Владимир Путин дал поручение создать на Дальнем Востоке «публичный» морской угольный терминал, которым могли бы пользоваться все грузоотправители, целый ряд инвесторов предложили свои проекты. Однако, как удалось выяснить ИАА «ПортНьюс», фактически такой терминал уже существует и вполне успешно работает.

Весь уголь в гости будет к нам


Уголь является одним из главных экспортных грузов России. От успешного функционирования данной отрасли зависит благополучие целых регионов, в первую очередь, Кузбасса. В связи с тем, что основной рост спроса на твердое топливо ожидается со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, возникает острая потребность обеспечить всем российским грузоотправителям угля беспрепятственный доступ к экспортным морским терминалам.

В ходе совещания по вопросам развития угольной промышленности, состоявшемся в Кемерово еще в январе 2012 года под председательством на тот момент главы правительства России Владимира Путина, было дано поручение изучить возможность строительства морского угольного терминала на Дальнем Востоке, которым могли бы пользоваться средние и малые добытчики угля. Местами расположения будущего порта рассматривались районы у портов Ванино, Находка-Восточная и Посьет. Мощность терминала обозначалась в 20 млн тонн в год.

Тем не менее, судя по статистике отгрузок угля через дальневосточные порты, фактически роль «публичного» терминала уже давно играет ОАО «Восточный порт».  Так, в соответствии с проведенным нами анализом статистики по железнодорожным отгрузкам угля в адрес дальневосточных портов за январь-июнь 2013 года, через «Восточный порт» с общим грузооборотом в 17 млн тонн угля в год, состав грузоотправителей оказался весьма диверсифицированным. Так, доля угля «Кузбассразрезугля» составила 36%, СУЭК - 18%, «Сибуглемет» - 15%, «Стройсервис» - 2%, прочие производители, не имеющие собственных портовых мощностей на Дальнем Востоке, перевалили через «Восточный порт» 29% угля («Кузбасская топливная компания», «Русский уголь», «УК «Заречная», «Сибантрацит»).



В 2012 году ОАО «Восточный порт» начало реализацию проекта строительства третьей очереди угольного комплекса, с вводом в эксплуатацию которой в 2017 году пропускная способность предприятия, открытого для широкого спектра грузовладельцев, возрастет до 24,5 млн тонн в год.

Второй по величине угольный терминал Дальнего Востока – «Дальтрансуголь» (бухта Мучке, порт Ванино, владелец СУЭК). Его годовой грузооборот составляет 17 млн тонн в год, при этом груз на 100% принадлежит самому СУЭК.

Среди более мелких терминалов также есть те, которые можно подвести под определение «публичных». Правда, их мощности весьма ограничены. Так, «Ванинский морской торговый порт» мощностью 5 млн тонн в год, до покупки его «Мечелом», предоставлял свои услуги для нескольких отправителей угля – компании «Сибуглемет», «Сибантрацит» и «Стройсервис». Однако после покупки «Мечелом», с марта 2013 года, стал работать только с углем данного производителя.

Порт Посьет аналогичного грузооборота также принадлежит «Мечелу» и переваливает только его уголь.

«Евраз-НМТП» (порт Находка) с годовым грузооборотом в 3 млн тонн можно назвать диверсифицированным. Так, уголь «Евраза» составляет в его грузообороте 45%, «Сибуглемета» - 28%, «Сибантрацита» - 27%.

Также в Находке действуют небольшие частные терминалы, такие как «Терминал Астафьева», «НБАМР», «Геопорт», «ДММ», «Восточные Ворота», мощности которых не позволяют рассматривать их в качестве «публичных», хотя их услугами и пользуются разные компании для отправки незначительных партий угля. Сюда же можно отнести и угольный терминал «Восточной стивидорной компании» с годовым грузооборотом в 500 тыс. тонн.

Напомним, что позиционировать себя как «публичный терминал», строящийся по «кемеровскому» поручению, начал проект в бухте Суходол, инвестором которого выступает «Сибирский деловой союз». Проект строительства нового специализированного порта на Дальневосточном побережье (порт «Суходол») предусматривает несколько этапов строительства. Проектный грузооборот составит 20 млн тонн в год. Терминал обеспечит круглогодичный прием широкой номенклатуры типоразмера судов. Более подробно об этом проекте мы писали ранее >>>>

Отметим, что «Восточный порт» и проект терминала в бухте Суходол не противоречат друг другу, так как потребностей в экспортных мощностях хватит на оба проекта.

Виталий Чернов.

Ещё новости о событии:

Контейнерооборот порта Сингапур за январь-июль 2013 года вырос на 2% в сравнении с показателем аналогичного периода 2012 года - до 18,76 млн TEUs.
16:56 13.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузоперевалка ОАО «Порт Высоцкий» за январь-июль 2013 года составила 2 млн 776  тыс.
16:56 13.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
порт Восточный - PortNews
После того, как Владимир Путин дал поручение создать на Дальнем Востоке «публичный» морской угольный терминал, которым могли бы пользоваться все грузоотправители, целый ряд инвесторов предложили свои проекты.
16:52 12.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот ГП «Одесский морской торговый порт» (Украина) за январь-июль 2013 года снизился на 19,4% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года - до 11,99 млн тонн.
10:06 10.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот порта Мурманск в январе-июле 2013 года вырос на 42% к уровню первых 7 месяцев 2012 года – до 17,7 млн тонн.
15:26 09.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Пассажиропоток ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» в I полугодии 2013 года вырос на 24,1% к уровню первых 6 месяцев 2012 года - до 192 тыс.
15:26 09.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот порта Усть-Луга в январе-июле 2013 года вырос в 1,4 раза к уровню первых 7 месяцев 2012 года – до 34,3 млн тонн.
14:20 09.08.2013 Кингисепп-сегодня.рф - Кингисепп
Грузооборот порта Восточный в январе-июле 2013 года вырос на 19% к уровню первых 7 месяцев 2012 года – до 28,4 млн тонн.
13:17 09.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот порта Новороссийск в январе-июле 2013 года снизился на 4,8% к уровню первых 7 месяцев 2012 года – до 65,6 млн тонн.
13:17 09.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот порта Ванино в январе-июле 2013 года вырос на 18,9% к уровню первых 7 месяцев 2012 года – до 14 млн тонн.
13:17 09.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот порта Приморск в январе-июле 2013 года снизился на 14,3% к уровню первых 7 месяцев 2012 года – до 38 млн тонн.
13:17 09.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот порта Туапсе в январе-июле 2013 года снизился на 11,6% к уровню первых 7 месяцев 2012 года – до 9,4 млн тонн.
13:17 09.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот морских портов России за 7 месяцев 2013 года увеличился на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 334,9 млн тонн.
11:08 09.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в январе-июле 2013 года снизился на 1,8% к уровню первых 7 месяцев 2012 года – до 32,7 млн тонн.
11:08 09.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот порта Усть-Луга в январе-июле 2013 года вырос в 1,4 раза к уровню первых 7 месяцев 2012 года – до 34,3 млн тонн.
11:08 09.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот порта Рига (Латвия) в январе-июле 2013 года снизился на 7,7% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года - до 20 млн 270,3 тыс.
17:41 08.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) за 7 месяцев 2013 года вырос на 10,9% к уровню января-июля 2012 года - до порядка 9 млн 870 тыс.
17:41 08.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот Вентспилсского свободного порта за 7 месяцев 2013 года сократился на 4,1% к уровню января-июля 2012 года - до 18,6 млн тонн.
15:33 08.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Через порт Таллинн за 7 месяцев 2013 года прошло 5 млн 378 тыс. 514 пассажиров, что на 4% превышает показатель января-июля 2012 года.
15:33 08.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот порта Хамина-Котка (Финляндия) за 7 месяцев 2013 года вырос на 2,6% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года - до 8 млн 546 тыс.
15:32 08.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот порта Лиепая (Латвия) за январь-июль 2013 года снизился на 31,5% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года - до 2 млн 777 тыс.
13:23 08.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Экспорт российского угля за январь-июль 2013 года вырос на 8,7% (6 млн 190 тыс.
17:48 07.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот государственного предприятия «Ильичевский морской торговый порт» (Украина) в июле 2013 года сократился на 14% к уровню июля 2012 года - до 1 млн 54 тыс.
15:38 07.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
СИБУР в июле начал тестовые отгрузки нафты с терминала в морском торговом порту Усть-Луга и планирует вывести терминал на промышленную мощность осенью этого года, сообщило агентство Reuters.
10:30 07.08.2013 Город-Кингисепп.рф - Кингисепп
Грузооборот порта Таллинн (Эстония) за 7 месяцев 2013 года сократился на 4,2% к уровню января-июля 2012 года - до 17,2 млн тонн.
19:54 06.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот Клайпедского порта (Литва) за 7 месяцев 2013 года вырос на 4,2% к уровню января-июля 2013 года - до 25,24 млн тонн.
17:44 06.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Грузооборот ОАО «Калининградский морской торговый порт» (КМТП) в январе-июле 2013 года вырос на 36% к уровню первых 7 месяцев 2012 года - до 2 млн 507,9 тыс.
13:27 06.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
Объем грузооборота ГП «Морской торговый порт «Южный» (Украина) в январе-июле 2013 года составил 12 млн 607 тыс.
18:13 02.08.2013 PortNews - ЛенОбласть
 
По теме
Россия в 2023 году сделала ставку на увеличение производства некоторых позиций отрасли глубокой переработки зерна на территории страны, что отразилось на конъюнктуре рынка и экспортных поставках.
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда