УРОЧИЩЕ, ГДЕ УПАЛ МЕТЕОРИТ

УРОЧИЩЕ, ГДЕ УПАЛ МЕТЕОРИТ
Фото: www.vesty.spb.ru

Не каждое садоводство может похвастаться тем, что расположено на землях с древней историей. В случае с садоводством в Троицком урочище, что неподалеку от станции Васкелово во Всеволожском районе, это именно так.

СЛЕДЫ ПРЕЖНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

«Сколько же у нас богатств! – говорится в местной газете «Троицкие родники», которую выпускает поэтесса Ирина Кузина. – Троицкое озеро славится чистой водой благодаря многочисленным родникам. Известны случаи, когда в нем рыбаки вылавливали ладожскую форель. Есть предположение, что подземными водами оно подземными водами оно соединяется с Ладожским озером.

Кто из нас не купался в торфяной воде речки Вьюн, не пересекал подвесного мостика, чтобы отправиться за грибами на Еловую горку, за болото, в сторону разрушенной финской плотины?

Несмотря на растущую численность дачников, чудесные смешанные леса вокруг садоводства все еще богаты грибами, черникой, клюквой, осталась кое-где и брусника. Наше садоводство находится в историческом месте, об этом тоже есть материалы в первом номере газеты. Здесь, у Троицкого шоссе с давних пор жили люди – ижоры, карелы, стояла церковь Святого Духа (Троицкая). Жаль, что не сохранилась церковь, ни от домов, ни от старинного кладбища не осталось и следа».

До «зимней войны» 1939-1940 годов это была приграничная территория Советского Союза, до Финляндии отсюда уже было рукой подать. До 1939 года Васкелово было последней остановкой по железной дороге перед границей с Финляндией.

С давних пор, по всей видимости, еще с XVII века, здесь жили ингерманландские финны. Впервые это место упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года: «деревня в Мяхких на Красне на Визьяге» (очевидно Вьюн, или Вийси-Йоки). Как село Mäckis, упоминается на карте А. И. Бергенгейма, составленной по шведским материалам 1676 года. В «Историко-Статистических сведениях о Санкт-Петербургской Епархии» (СПб., 1869) указан находящийся в этом месте Троицкий скит и Святая гора – ныне она носит название Советская.

«Село Троицкое, прежде, Мяки, находится на границе Финляндии, в 60 верстах от Петербурга, – говорится в «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1884). – Церковь стоит на небольшом холме. В 3-х верстах от нее находится Лемболовское озеро…Местность, где находится церковь, называется Мяки (горки), так как большое пространство вокруг чрезвычайно холмистое; холмы эти покрыты лесом, а между ними – озера и речки».

На финских картах 1930-х годов легко найти ту самую церковь во имя Сошествия Святого Духа в селе Мякки (Троицкое) – надпись «Kirkko» и косой крестик чуть правее. Это деревянная, однопрестольная церковь, построенная по проекту С.Л. Шустова, сооружена и освящена в 1864 году. В церкви, что стояла прежде на этом месте, в 1832 году крестили известную ижорскую сказительницу Ларин Параске (Прасковью Никитину), уроженку деревни Мискюла прихода Тройцемяки. Ей посвящал свои произведения Сибелиус, ее песнями был впечатлен Чайковский.

Церковь не действовала с 1933 года и была закрыта в 1936 году. Здание храма было передано под клуб…

Финское население было депортировано из этих мест, по-видимому, еще во второй половины 1930-х годов. Финнов переселяли в Тихвинский район, на Вологодчину и в Архангельскую область… Такова была политика государства, нацеленное на то, чтобы максимально обезопасить приграничные территории от тех, кто мог представлять потенциальную угрозу. Отношения между СССР и Финляндией тогда были, мягко говоря, не самые дружественные.

Потом – «зимняя война» 1939-1940 годов, затем – Великая Отечественная, которая огненным смерчом прошлась по этим местам. Разорила их, сделала пустынными. Но все равно после войны следы прежней финской жизни здесь оставались.

ПОВСЮДУ БЫЛИ СЛЕДЫ ВОЙНЫ…

В начале 1950-х годах в этих благодатных местах Карельского перешейка стали раздавать дачные участки. Садоводство, которое сегодня носит название «Троицкое-4», было основано в 1953 году. Сначала оно было под патронажем завода КИНАП (кинооборудование), потом – при ЛОМО.

Новые жители, как правило, имели весьма смутное представление о том, на каких землях получили земельные участки. Поэтому к остававшимся следам прежней цивилизации (причем явно «чужой», нерусской, несоветской) относились без всякого интереса и пиетета. Теперь они были полноправными хозяевами на этой земле и считали, что вправе распоряжаться ею так, как считают нужным. Фактически – начинали здесь жизнь с чистого листа, как будто бы никогда прежде до них здесь ничего не было и никто не жил.

Ирина Кузина, готовя выпуски газеты «Троицкие родники», прошла по местным садоводам-старожилам и по крупицам собрала сведения о том, что они увидели здесь тогда, в начале 1950-х годов. Как выяснилось, первые дачники, получившие участки в этих местах, вспоминают, что застали старинную мощеную камнем дорогу, обрывающуюся у самого озера. Вдоль дороги росли очень высокие красивые березы. Кругом были густые леса. Многие жители-садоводы слышали о том, что озеро издавна считалось святым и вода в нем освященной.

Повсюду были следы недавней тогда еще войны: земля была перерыта глубокими окопами и траншеями, попадались места, где трудно пройти из-за множества запутанных клубков ржавой колючей проволоки. Даже в небольшом пруду, расположенном недалеко, не доезжая одной остановки, от озера, дети находили солдатские каски, ложки, котелки и даже детали от велосипедов. А когда жители копали огороды, то постоянно натыкались на патроны, гильзы, осколки снарядов и мин…

«Со слов местной жительницы, которая в свою очередь узнала об этом от своей бабушки, их дачный домик был построен в 1953 году на месте чуть выступающих из земли огромных валунов, вблизи от пруда, – рассказала Ирина Кузина. – Бабушка рассказывала внучке, что как только они поставили стены дома (их дом был первой дачной постройкой на этом месте), к ним пришла пожилая финка и стала ругать их за то, что они поставили дом на святом месте. Она уговаривала их этого не делать, так как валуны под домом являются фундаментом бывшей на этом месте с давних времен часовни. Конечно, они не послушались. Когда же они перекапывали почву, то нашли старинные предметы – латунное кольцо и нательный крест, которые практически рассыпались в руках».

Постепенно садоводы обустраивались, прикипали к этой чужой земле, которая становилась родной. В 1967 году в садоводстве провели электричество, в 1976-м – водопровод…

В начале 1990-х годов в здешние места приезжали финны – посмотреть на те края, где когда-то жили. Поговаривали, будто бы финны хотели выкупить святые для них земли вокруг озера. У некоторых владельцев они интересовались, какую бы компенсацию те согласились получить за свой участок. Но люди здесь уже обосновались основательно, построили капитальные дома, и никто расставаться со своими участками не пожелал.

ПРАВЛЕНИЕ НА ЦЕРКОВНОМ ФУНДАМЕНТЕ

Среди местных старожилов-садоводов – Анатолий Александрович Сорокин, профессор Военмеха (преподает там с 1967 года), кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы. Он и провел для меня импровизированный «экскурсионный тур» по достопримечательностям Троицкого урочища.

Первый пункт – место падения метеорита. Когда-то оно представляло собой огромную воронку. Теперь оно выглядит просто как глубокий овраг, заросший лесом и кустарником, на перекрестке Троицкого шоссе и Речной улицы.

Слово – Анатолию Александровичу Сорокину:

«Мне еще тогда, в 1947 году, лесник рассказывал, что здесь, недалеко от озера, по рассказам местных жителей, что-то со страшным грохотом упало с неба. Ориентировочно, когда это могло произойти, – в начале ХХ века.

И когда я еще пацаном был, нас удивляло, что такая здоровенная впадина, воронка (диаметром около 70 м, глубиной около 25 м), и воды в ней не было. И до сих пор нет. Место было голое, деревья выросли здесь только с послевоенных времен.

А за речкой Вьюн место есть интересное, называлось оно Спущенным озером. Родители, собирая грибы и ягоды, выходили к нему – огромной котловине без воды, очень похожей на бывший водоем. То, что воды оттуда ушла, связывали с воронкой у нашего шоссе.

Обрабатывая землю на участке в нашем огороде, мы стали находить очень необычные каменные осколки – оплавленные. То есть осколки этого метеорита разлетелись на большое расстояние: от нас до воронки – около ста метров. В 1960-х годах мой тесть послал несколько таких странных оплавленных осколков в Москву, в какое-то учреждение Академии наук. Оттуда пришел ответ, что камни эти внеземного происхождения, и раскололись, скорее всего, от удара об землю. Тогда и стало ясно, что это за воронка.

Во Дворце творчества юных есть клуб юных космонавтов, из которого, кстати, вышло несколько будущих участников космических полетов. Там специалисты, занимающиеся профессионально расчетами, определили, что диаметр космического тела, упавшего здесь, около одного-полутора метров. До сих пор в этой яме нет воды, хотя глубина очень большая, дно кажется ниже уровня нашего озера».

От места падения метеорита мы идем по Троицкому шоссе к холму, на котором когда-то стояла та самая церковь Сошествия Святого Духа, или Троицкая, в которой, по преданию, крестили Ларин Параске. Когда здесь начали устраивать садоводство, на горке оставались гранитные валуны – остатки церковного фундамента.

Вверх от шоссе к зданию церкви вела лестница, которую с обеих сторон обрамляли мощные гранитные, хорошо обтесанные, серо-коричневые прямоугольные глыбы. У церкви со стороны шоссе росло около десяти огромных красивых, очень ровных елей, а у дороги стояли еще две. Теперь их нет, недавно последние спилили, здоровенные такие… А на церковном фундаменте теперь – кирпичное здание правления садоводства…

ПО ОБЕ СТОРОНЫ РЕКИ ВЬЮН

Еще несколько сот метров по шоссе – место, где находилось старое финское кладбище. Когда нарезали участки, оно оказалось поделенным между садоводами. Естественно, с бесхозным погостом поступили по «праву победителей».

«Помню каменные стелы с финскими надписями, – говорит Анатолий Сорокин. – Потом они куда-то пропали. Говорили, что могильные плиты местные дачники растащили на фундаменты». Сомневаться в том, что именно так и происходило, не приходиться: это была повсеместная практика на Карельском перешейке. Мыслей о том, что это неправильно, неэтично, кощунственно, практически ни у кого не возникало. Они, как говорится, были «в своем праве» – новых хозяев этой земли.

«За участком правления, за магазином, во Время Великой Отечественной войны проходила линия обороны – несколько рядов окопов, – продолжает дальше экскурсию Анатолий Сорокин. – До речки леса практически не было, все было вырублено, чтобы просматривалась вражеская территория за речкой Вьюн.

В 1947 году еще сохранялись землянки, и мы, мальчишки, туда залезали и чего только не находили: винтовки, боеприпасы, гранаты, мины! Буквально ступить было некуда… Все в округе было усеяно патронами, гильзами, осколками, однажды мальчишки нашли два ящика с патронами, очень хорошо сохранившимися. На другом берегу реки Вьюн были окопы, блиндажи и дзоты.

У финской плотины на реке Вьюн был бронированный бункер – пулеметное гнездо, в сторону плотины. Мальчишки любили залезать в него, а рыбаки даже ночевали там».

Конечно, более чем за шестьдесят лет существования садоводства все следы прежней цивилизации были стерты. Тем более радует, что здесь происходят события, призванные возродить связь времен. В мае 2013 года в поселке Васкелово началось строительство Троицкого храма. Почти спустя полтора века после возведения первого Троицкого храма вновь возрождается приходская жизнь местного православного прихода…

Сергей ЕВГЕНЬЕВ

Фото автора

На фото – в руках Анатолия Сорокина – оплавленный осколок метеорита

 
По теме
Поездка по святым местам - Газета Всеволожск Городская жизнь Представители советов ветеранов города Всеволожска из микрорайонов Бернгардовка, Южный, Котово Поле, Мельничный Ручей, а также из Женсовета микрорайона Бернгардовка посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.
Газета Всеволожск Городская жизнь
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Трагедия Донбасса – трагедия Ленинграда - Газета Приозерские ведомости В деревне Зайцево у Мемориала «В память о мирных жителях СССР – жертвах нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» презентовали памятник «Детям-жертвам войны на Донбассе».
Газета Приозерские ведомости
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина