СТАРУЮ ЛАДОГУ ПОЛЮБИЛ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА – БЕЗОГОВОРОЧНО И НАВСЕГДА


Имя Олега Алексеевича Почтенного хорошо известно в художественной среде Петербурга. Рисовальщик, гравер, мастер акварели и рисунка, он знаменит своими работами, прославляющими Ленинград-Петербург. В течение полувека на берегах Невы не проходило ни одной большой выставки, где не были бы представлены его линогравюры. Однако с таким же полным правом Олега Алексеевича можно назвать и певцом Старой Ладоги.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ
С ЧЕРНАВИНО…
Олег Почтенный запечатлел Старую Ладогу в самом начале своего творческого пути: в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Сегодня его работы, обладающие очевидными художественными достоинствами, представляют еще и колоссальный исторический интерес: в них запечатлена та полуразрушенная крепость Старая Ладога, которую сегодня уже трудно представить. Ведь то, что мы видим сегодня, – результат начатой в 1958 году работы ленинградских реставраторов. До этого крепость представляла собой на протяжении нескольких веков живописные средневековые руины, над которыми возвышалась величественная белокаменная Георгиевская церковь.
Недавно работы Олега Почтенного, посвященные Старой Ладоге, были представлены на выставке в Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее­заповеднике, причем многие из них были показаны впервые. Выставка была приурочена сразу к нескольким датам. Во­первых, к отмечаемому в этом году 1150-летию основания русской государственности, к которому Старая Ладога имеет самое непосредственное отношение. Во­вторых, 1 июля нынешнего года со дня рождения Олега Почтенного исполняется 85 лет. И одновременно – другой, печальный, юбилей: уже 15 лет, как его не стало.
Организаторами выставки стали родная племянница Олега Алексеевича Ксения Остаповна Почтенная и ее супруг – кандидат искусствоведения Александр Иванович Мажуга. Оба – художники, доценты Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Именно в их семье хранятся значительное количество работ Олега Почтенного, а также его архив. Есть в нем и тетрадочка с пожелтевшими страничками, в которую Олег Алексеевич вклеивал газетные вырезки, связанные со Старой Ладогой. Художник вел эту тетрадь без малого полвека: первые вырезки в ней датированы концом 1940-х годов, последние – серединой 1990-х годов.
Среди этих газетных вырезок – и собственное письмо Олега Алексеевича, за подписью «учащийся Ленинградского художественного училища О. Почтенный», опубликованное, по всей видимости, в 1949 году в одной из ленинградских писем.
Называлось оно «Сохранить память о живописце», а говорилось в нем следующее: «Известно, что выдающийся художник, академик живописи В.М. Максимов, чьи картины «Раздел», «Лихая свекровь», «Больной муж» до сих пор экспонируются в лучших музеях страны, в том числе и в Третьяковской галерее в Москве, долгое время проживал на своей родине – в Чернавине. Здесь он написал лучшие свои картины из крестьянского быта.
В Чернавине, вблизи церкви, до настоящего времени сохранилась могила художника, который умер в 1911 году, но она находится в крайне запущенном состоянии. Могильный холм исчез, и лишь краткая надпись свидетельствует о том, что здесь покоится прах живописца. Руководителям Чернавинского сельсовета необходимо обратить внимание на могилу своего земляка и восстановить ее»…
Первая встреча со Старой Ладогой состоялась у Олега Почтенного в 1947 году, когда художнику­графику было всего двадцать лет. «Эти места он полюбил с первого взгляда безоговорочно и навсегда, – вспоминал впоследствии брат художника Остап Алексеевич Почтенный. – Даже в те годы, когда уже не бывал тут по житейским обстоятельствам, он собирал литературные и газетные материалы о Старой Ладоге, его интересовало, что там делается. На ленинградских выставках живописные работы, сделанные в Старой Ладоге, он воспринимал заинтересованно, оценивал ревниво и проникновенно осуждал неточности реалий».
Впрочем, были еще две причины, почему Олег Почтенный появился здесь. Во­первых, он отдыхал в Доме творчества художников, находившемся на противоположном берегу реки Волхов – в деревне Чернавино. А во-вторых, тесная дружба связывала его с сыном известного археолога, члена­корреспондента Академии наук СССР и академика Норвежской Академии наук Владислава Иосифовича Равдоникаса – Феликсом. Дело в том, что в Ленинграде семейство Равдоникасов было соседями Почтенных по дому № 58 на 11-й линии Васильевского острова.
Равдоникас­старший в годы юности Олега Почтенного возглавлял археологические раскопки в Старой Ладоге, а его сын Феликс принимал участие в первых опытах Олега Почтенного и Андрея Ушина в области печатной графики, за что чуть не пострадали от НКВД. «Спас их то ли возраст (дети еще!), то ли положение В.И. Равдоникаса, который, правда, вскоре сам был обвинен в «космополитизме» и лишен всех постов», – отмечает Александр Мажуга.
Впоследствии Феликс Равдоникас стал всемирно известным мастером-реставратором духовых инструментов (он скончался в августе прошлого года). Он сделал первые в СССР блокфлейты и флейты-траверсо, строил орган, клавесин, изобретал новые инструменты для театра и кино. Со временем Равдоникас отошел от музыкальной практики и занялся теорией, результатом более чем двадцатилетних исследований стала трилогия о музыкальном синтаксисе…
МАСТЕР СВОЕГО РЕМЕСЛА
Судьба Олега Почтенного складывалась непросто, но это был его осознанный путь. Он учился сначала в средней художественной школе при Академии художеств, но не окончил ее. Потом поступил в художественно­педагогическое училище, но тоже его не окончил. «Не потому, что не смог, – добавляет Александр Мажуга, – а потому, что выбрал непосредственное общением с даровитыми, маститыми художниками».
Среди них бывали маститые мастера и при этом доброжелательные и терпеливые коллеги­советчики. К ним можно отнести Георгия Семеновича Верейского, Дмитрия Исидоровича Митрохина, чьей высокой оценкой гордился Олег Алексеевич. Овладению секретами печатной графики поспособствовал и профессор Николай Александрович Павлов. Именно он рекомендовал в 1951 году активно работавшему «для себя» Олегу показать свой офорт «Аврора» на Неве» на выставке в ЛОСХе.
Как отмечает Александр Мажуга, это был первый «выход в свет» молодого, но уже мастеровитого художника. Весьма скоро, во второй половине 1950-х гг., имя Олега Почтенного было включено знатоком архитектуры и графики профессором Германом Германовичем Гриммом в число мастеров петербургского пейзажа – произведения молодого художника оказались рядом с шедеврами А. Зубова, Махаева, Остроумовой-Лебедевой…
«Он был настоящим интеллектуалом, что, признаюсь, не совсем типично для художников, – рассказывает Александр Мажуга. – Круг его общения – художники, от хранителей традиций Серебряного века до «молодых», искусствоведы и многие другие представители интеллектуально­художественной элиты Ленинграда­Петербурга. Но заметим, что общение с людьми, не связанными с искусством, он считал пустой тратой времени, даже если это ученые или известные артисты».
«Более двадцати лет я регулярно получал в праздники (Новый Год, 1 Мая, 7 ноября, день рождения) разнообразные по сюжетам и технике, но всегда оригинальные поздравления от своего давнего товарища и коллеги, моего сверстника Олега Алексеевича Почтенного, – вспоминает профессор Игорь Гаврилович Мямлин. – Они были так нестандартны по мотивам и композиции, (хотя изображен на них Ленинград или его пригороды – а и иногда просто весенние или зимние пейзажи), что я их до сих пор храню как образец авторской открытки художника. А уж художником он был отменным – в первую очередь, графиком. И не просто художником, но и мастером своего ремесла, которым как гравер на дереве и линолеуме владел в совершенстве».
СТРОГ, ГАРМОНИЧЕН, ПРЕКРАСЕН
И.Г. Мямлин совершенно справедливо отмечал, что большая часть работ Почтенного была посвящена Ленинграду, «который он знал, бесконечно любил и несчетное число раз рисовал, писал и изображал в гравюре… Ленинград в восприятии Почтенного разный – и торжественный, и будничный. Ленинград великолепных ансамблей (классика!) и современных новых окраин. Но всегда он строг, гармоничен, прекрасен. Так же мастер видит и пригороды Ленинграда, которые для художника – словно продолжение и завершение его прекрасных памятников, (зданий, площадей, набережных, монументов)».
На протяжении всей жизни Олег Алексеевич Почтенный в своих гравюрах не раз обращался к своим прежним староладожским зарисовкам. По его словам, становление его мастерства гравера имело самое непосредственное отношение к староладожской теме.
Вот что сообщал сам Почтенный о своем творчества как мастера гравюры в письме к Мямлину 25 мая 1970 года (письмо хранится в Отделе рукописей, СПб, Публичная Национальная библиотека): «Созданное в гравюре почти за 500 лет разнообразно, восхищает и неотделимо от развития всей художественной культуры. И, работая в живописи, рисунке, акварели, я обратился и к гравюрным техникам, а также и к гравюре на дереве. Это было в 1946 году. Доски самшитового дерева, штихели, процесс печатания – все это увлекало. Учителей в смысле техники у меня не было. До всего доходил сам… Начиная с 1950 года, пробовал работать над гравюрами, ставя определённые задачи. Натурные впечатления, почерпнутые при работе на природе, хотелось воплотить в гравюре на дереве. Вырезал несколько досок­кругов самшита – по мотивам архитектуры и природы Старой Ладоги…».
«Олег Алексеевич называл себя наркоманом в искусстве – без ежедневного рисования или гравирования он не мог прожить ни дня, – рассказывает Ксения Почтенная. – Его рисунки карандашом, сангиной, сухой кистью типографской краской, тушью с подкраской акварелью и без нее отличаются особой живостью и декоративностью».



Сергей ЕВГЕНЬЕВ
 
По теме
Приложение позволяет узнать о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях, подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям, получать актуальную информацию о возможных угрозах и рисках.
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты утвердили постановление о творческом конкурсе «Заботимся о семье, заботимся о России» Под таким названием в этом году пройдет конкурс детских рисунков,
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Терроризм должен быть наказан! - Газета Всеволожск Городская жизнь Ленинградская область вместе со всей страной скорбит о погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Газета Всеволожск Городская жизнь
Театр – любовь моя и жизнь! - Газета Всеволожск Городская жизнь Театральное искусство – дело тонкое и очень трудоемкое. Актеры должны не просто играть своих персонажей, они должны перевоплощаться в них.
Газета Всеволожск Городская жизнь