СОВЕТСКИЕ КАДЕТЫ НА ЛУЖСКОМ ПОЛИГОНЕ

До войны под Лугой ковались кадры будущих артиллеристов Великой Отечест-венной. В частности, сюда на протяжении пяти лет начиная с 1937 года выезжа-ли в летние лагеря воспитанники 6-й специальной артиллерийской школы (САШ) из Ленинграда. Ее воспитанников называли «спецшкольниками», а еще – «со-ветскими кадетами».
ЛЮДИ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ
В 1937 году было принято решение организовать на базе 17 школ страны специальные военные школы, из них пять – в Ленинграде. Одной из них стала 1-я Ленинградская, ставшая с 1939 года 6-й специальной артиллерийской. Сюда пришли юноши, закончившие семь классов и желавшие посвя-тить себя военной службе. Все было по-военному: классы именовались «батареями», которые все вместе составляли дивизион. Ребятам выдали военную форму с шапками-буденовками.
О страницах истории 6-й артиллерийской спецшколы автору этой публикации рассказал директор музея школы Карла Мая Никита Владимирович Благово – в этом музее отражена и история 6-й САШ, поскольку она в 1937-1941 годах находилась в стенах бывшей школы Мая на Васильевском острове.
«Спецшколы сразу приобрели огромную популярность, – вспоминал один из выпускников 6-й САШ Игорь Романович Миркин. – От желающих поступить в них старшеклассников не было отбоя. Строгие мандатные и медицинские комиссии занимались отбором самых достойных, самых крепких духом и телом ребят, политически проверенных, окончивших 7-й, 8-й и 9-й классы на «отлично» и «хорошо».
Нам было присвоено право ношения форменной военной одежды. Служба тыла наркомата оборо-ны для нас не поскупилась и отлично обмундировала. Нам выдали командирские фуражки, а зимой мы носили «буденовки». Шинели были командирские, двубортные, на пуговицах, а не на крючках, как солдатские. На воротнике крепились прямоугольные петлицы с артиллерийской эмблемой и обо-значением «6 САШ». Кители из добротного сукна цвета хаки, темно-синие брюки с красным кантом, хромовые ботинки фабрики «Скороход». Форму шили индивидуально, на заказ, на швейной фабрике им. Володарского. На нас прошла обкатку форма одежды для офицеров, принятая в 1943 году вме-сте с введением в армии погон».
Учеба в 6-й артиллерийской спецшколе была поставлена очень серьезно: преподавали академи-ческие и военные дисциплины. В школе были замечательные преподаватели. К примеру, по воспо-минаниям Игоря Миркина, преподавательница математики Любовь Ивановна Соколова, которую ре-бята между собой называли «Люба-Любушка», всегда требовала не только доказательства теоремы, но и четкой графики. Воспитанники школы на всю жизнь запомнили ее слова: «Вы же готовитесь быть артиллерийскими командирами, а это люди не только высокой математической грамотности, но и высокой культуры».
После занятий ребята занимались в секциях и кружках – спортивных, музыкальных, стрелковых. Постоянно работали кружки физики, химии, математики, литературы, биологии. В 1939 году в школе появился даже оркестр народных инструментов. Кроме того, в обязательном порядке проводились уроки… танцев. Дважды в неделю в школу приходит танцмейстер с молоденькой пианисткой. Снача-ла звучал марш. Потом гремела команда учителя танцев: «Марш – отставить! Прошу танго. Итак, начали…» И воспитанники танцевали друг с другом под мелодии «Утомленного солнца» и «Брызг шампанского».
Два месяца в году, октябрь и апрель, воспитанники спецшколы все свое неурочное время зани-мались подготовкой к праздничным военным парадам 7 Ноября и 1 Мая.
ЛАГЕРНЫЕ СБОРЫ
КАК ШКОЛА ЖИЗНИ
Летом спецшкольники выезжали под Лугу на полигон, где отрабатывали навыки ведения боевых действий, в том числе маршброски и стрельбы.
«Каждый год после майского парада и переводных экзаменов мы ждали августа и отъ-езда в Лу-гу, в летние лагеря 2-го ЛКАУ (Ленинградское Краснознаменное артиллерийское училище. – Авт.), нашего шефа, где на высоком берегу озера Кривое было отведено место для разбивки палаточного городка нашей 6-й САШ, – вспоминал Игорь Романович Миркин. – Эти лагеря окончательно вывет-ривали из нас остатки прежней детскости. Лагерный распорядок у нас почти не отличался от кур-сантского в училище.
Нашими взводами и батареями в лагере командовали выпускники 2-го ЛКАУ. Эти вновь испечен-ные лейтенанты не давали нам ни малейших поблажек, проводя занятия по уставам, строевой, фи-зической, стрелковой подготовке и другим предметам военного обучения. Под их руководством про-ходили артиллерийско-стрелковые тренировки на полигонах, занятия по изучению материальной части орудий и приборов. На местности мы овладевали азами тактики и военной топографии, сда-вали нормативы огневой подготовки. Нам давали почти полную учебную программу кадровых артил-лерийских полковых школ, и мы старались усвоить ее за время лагерных сборов полно и глубоко».
Практически все, кто закончил 6-ю специальную артиллерийскую школу, – а это четыре выпуска, – стали фронтовиками. Последний выпуск школы состоялся в 1941 году. Многих воспитанников нача-ло войны застало на Лужском полигоне, куда они только что выехали. Свернув палатки, в тот же день они вернулись в Ленинград, где перешли на казарменное положение.
Школа продолжала действовать до начала февраля 1942 года. Последние месяцы воспитанники голодали, как и все ленинградцы. Выживших отправили в Тобольск – многие были настолько ослаб-лены, что умирали в пути. Дорога была страшная: те, кто уцелел, не могли без содрогания вспоми-нать об этом «эшелоне смерти». В Тобольске школа просуществовала до 1945 года и была расфор-мирована.
«Наша артиллерийская спецшкола дала около тысячи воспитанников, большинство из которых мужественно, умело, с достоинством и честью выполняли свой воинский долг на всех фронтах Вели-кой Отечественной войны», – отмечал генерал-майор Виктор Гаврилович Рожков, который долгие годы, до самой кончины в 2007 году, возглавлял совет ветеранов школы. Боевой офицер, единст-венный из выпускников школы, он стал участником парада Победы в 1945 году на Красной площади.
НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ
Среди выпускников артиллерийской спецшколы было немало выдающихся личностей. Для одних военная служба стала главным делом жизни, другие после войны ушли в невоенные, мирные специ-альности, и там достигли больших успехов.
Будущий вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев учился в 6-й САШ в 1940-1941 годах. «С воз-вращением из лужских лагерей 2-го ЛКАУ в конце июня 1941 года я сразу записался добровольцем в Ленинградскую армию народного ополчения (ЛАНО), – вспоминал Евгений Волобуев. – Попал я в артиллерийский полк первой дивизии имени Володарского ЛАНО. В первых числах июля полк в пе-шем строю направился в район Гатчины. Нас дважды бомбили днем. Через несколько дней полк за-нял огневые позиции на знаменитом Лужском оборонительном рубеже. К сожалению, мне воевать долго не пришлось. В первой декаде августа получил ранение…»
Впоследствии он перешел во флот, служил на Дальнем Востоке. За долгое время службы он коман-довал различными типами кораблей, был командиром тяжелого крейсера, командовал соединением подводных лодок, длительное время являлся заместителем командующего Северным флотом, а за-вершил службу в звании вице-адмирала в должности заместителя начальника Главного штаба ВМФ.
« …Наиболее ярким примером для нас служил старшина Евгений Волобуев – настоящая, что на-зывается «военная косточка», – вспоминал Виктор Гаврилович Рожков. – В свои пятнадцать лет он имел молодцеватую осанку, безупречный внешний вид, отработанный военный голос и настоящую военную требовательность. Любую мелочь охватывал его глаз, и удивительной цепкостью облада-ла его память. Жил Евгений на Петроградской стороне, недалеко от Ботанического сада, но трам-ваев не признавал, неизменно шествовал каждый день на 14-ю линию в школу пешком, ни на се-кунду не опаздывая к команде дежурного: «Выходи строиться на утренний осмотр!» <…> Правда, в последующем, с открытием военно-морских школ, он «изменил» артиллерии и каким-то образом «переметнулся» в моряки, осуществив свою давнишнюю мечту, что подтверждала морская тель-няшка, которую он постоянно носил под кителем. Но в конечном итоге боеспособность наших Воо-руженных сил от этого перехода не пострадала. Евгений Иванович Волобуев успешно служил в Во-енно-морском флоте».
Будущий генерал-майор Станислав Владимирович Белов после окончания 6-й специальной ар-тиллерийской школы добровольно вступил в ряды Красной армии. Сражался в составе войск Ленин-градского фронта. В 1950 году окончил Военную Краснознаменную академию связи им. С.М. Буден-ного, в 1951-1968 годах работал в должностях от сотрудника научного отдела до начальника этого отдела. В 1968 году был назначен на должность начальника Управления, с 1974 года был начальни-ком войсковой части. Внес неоценимый вклад в разработку и создание ракетной и космической тех-ники. Стал доктором технических наук, лауреатом Государственной премии.
Выпускник 1938 года генерал-майор Вениамин Васильевич Волков после окончания школы не по-шел в артиллерийское училище, а решил стать военным врачом. Но не успел окончить Военно-медицинскую академию – началась война, и он всю войну прошел как военный врач, участвовал в Сталинградской битве, освобождал Вену. После войны ушел в науку, защитил кандидатскую, затем докторскую диссертацию. Более двух десятков лет, с 1967 года, был начальником кафедры офталь-мологии Военно-медицинской академии и одновременно – главным офтальмологом Министерства обороны. В 1982 году был награжден званием «Герой Социалистического Труда». Ныне Вениамин Васильевич Волков – известный ученый, практикующий врач-офтальмолог мирового уровня.
Еще один выпускник 6-й САШ, участник обороны Москвы Евгений Михайлович Карлов, стал поч-воведом, кандидатом сельскохозяйственных наук. Владимир Осипович Бржезанский, начавший вой-ну на Лужском рубеже, стал впоследствии ученым-технологом, автором более сорока изобретений, крупнейшим специалистом в области производства и переработки слюды (коллеги даже называли его «патриархом всея слюды»), дважды лауреатом Государственных премий Совета министров СССР.
Прошел всю войну и выпускник школы 1940 года Игорь Романович Миркин. Его артиллерийская батарея первой в Советской армии дала залп по Берлину. Это произошло 20 апреля 1944 года, в день рождения Гитлера. А когда уже штурмовали Берлин, пятерка капитана Макова, подчиненная Миркину, водрузила знамя над рейхстагом. Потом Игорь Миркин работал в объединении «Малахит», конструировал подводные лодки. Заслужил не только орден боевого Красного Знамени во время войны, но и трудового Красного Знамени – в мирное время.
P.S. Благодарим за помощь в подготовке статьи и предоставленные иллюстрации руководителя музея истории школы Карла Мая – Никиту Владимировича Благово.
Сергей ЕВГЕНЬЕВ

 
По теме
Приложение позволяет узнать о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях, подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям, получать актуальную информацию о возможных угрозах и рисках.
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты утвердили постановление о творческом конкурсе «Заботимся о семье, заботимся о России» Под таким названием в этом году пройдет конкурс детских рисунков,
Циклон несет в Гатчину дожди и тепло - Гатчинская служба новостей Согласно ежедневному прогнозу ФГБУ "Северо-Западное УГМС", 29 марта в большинстве районов Ленобласти ожидаются дожди, местами ливни.
Гатчинская служба новостей
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
«Гатчинские ассамблеи - 2024» приглашают! - Гатчинская правда 6-7 апреля Международный фестиваль-конкурс танцевального творчества «Гатчинские ассамблеи-2024» в десятый раз соберет в столице Ленинградской области поклонников танцевального искусства.
Гатчинская правда