СОДРУЖЕСТВО МУЗ ОБОГАЩАЕТ


Авторскими вечерами в Малом зале филармонии имени Д. Д. Шостаковича и в Таврическом дворце открылся фестиваль «Петербургский ренессанс Сергея Слонимского», посвящённый 80-летнему юбилею композитора. Правда, день рождения маэстро отмечает в августе. Однако юбилейные мероприятия начались за полгода с целью наиболее широко представить творческий диапазон юбиляра. Широкой публике композитор известен, прежде всего, музыкой к кинофильмам Геннадия Полоки «Республика ШКИД» и «Интервенция».

В день освобождения Ленинграда от блокады Слонимский был награждён премией «Древо жизни», присуждаемой наиболее выдающимся представителям старшего поколения. После церемонии лауреат согласился ответить на вопросы корреспондента «Вестей».
– Сергей Михайлович, вы являетесь не только композитором, но также педагогом, пианистом, музыковедом. Что из вышеперечисленного должно считать первостепенным?
– В первую очередь, я композитор, во вторую – педагог, много лет преподаю в Петербургской консерватории, на факультете композиции и дирижирования. В какой­то степени меня можно считать исполнителем, потому что на концертах я играю свои произведения, а на уроках демонстрирую студентам классические и современные сочинения. Музыковедом себя не считаю, хотя и написал книгу «Свободный диссонанс» с очерками о великих русских композиторах. Также являюсь автором трактата «Мысли о композиторском ремесле».
– Музыковед может мешать композитору?
– Считаю, что нужно знать теорию музыки, но нельзя писать с позиции теоретика. Теория выросла из творчества, а не наоборот.
– Как вы относитесь к противопоставлению классики и лёгкой музыки?
– Наши классики не отделяли серьёзную музыку от лёгкой. Подобного противопоставления раньше вообще не было. Спокойно уживались вальсы Штрауса и симфонии Брамса. У того же Гершвина есть среди сочинений и оперы, и песни. Таких примеров можно привести множество. Но недопустима халтура в любом жанре.
– То есть произведения разных жанров могут уживаться друг с другом, если сделаны качественно?
– Если вспомнить футбольных фанатов, то они, являясь патриотами своих команд, в любой момент могут устроить побоище. В итоге любовь к кумирам обходится слишком высокой ценой. В музыкальном искусстве такого, слава богу, нет. Сама музыка связана с этической стороной человеческих взаимоотношений. Это исходит от античного образования, в основе которого – гармоничное сочетание физического и духовного в человеке.
– Музыка в античном образовании занимает большое место?
– Конечно. Во всех музыкальных ладах и мелодических особенностях отражаются различные эмоциональные движения человека. В древности возможно было утихомирить разбушевавшегося человека игрой на флейте. Так, в частности, поступил философ Пифагор, увидев юношу, собиравшегося поджечь дом. Сейчас, к сожаленью, абсолютно утрачен этот бессловесный, но внятный язык музыки. Раньше люди понимали, что какие­то музыкальные лады связаны с войной, патриотическим настроем и готовностью дать отпор врагу, какие­то – с чувством товарищества и уважения к другим людям, какие­то – с движением небесных сфер и так далее. Это понимание позволяло осознавать, что нет смысла быть музыкантом, если ты подлец или убийца. Об этом говорится, в частности, в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».
– Но с исторической точки зрения это произведение носит весьма спорный характер.
– Г ений по определению не может быть повинен ни в каком злодействе. И наоборот, не талантливый, но завистливый человек, способен на убийство. Музыка в этом отношении способна влиять на людей. Поэтому люди, получившие музыкальное образование в детстве, более безопасны для общества. Хотя бывают и исключения. Например, такой талантливый музыкант как Рихард Вагнер, к сожалению, пропагандировал антисемитизм. Но, как правило, музыка миролюбива и воспитывает в человеке благородство, дружбу, любовь, уважение к другому человеку и так далее.
– А какое значение имеет содружество искусств?
– Очень необходимо для музыкки содружество с поэзией, живописью, гуманитарными науками. Большое значение для музыкального произведения имеет литературная основа. К сожалению, отдельные литераторы, с удовольствием слушая инструментальную музыку, не очень любят музыкальные сочинения с литературным текстом. Но это происходит тогда, когда не нравятся слова. Вообще, сила содружества разных искусств в их контрастности. Такое содружество, которое должно творить добро и служить во имя добра, особенно ярко проявляется в периоды ренессанса.
– Например?
– Если говорить о России, то это – Серебряный век. Если бы не Октябрьская революция, то он мог бы перерасти в российский ренессанс. Хотя Серебряный век периодически возвращался через Ахматову, Шостаковича, но в целом большевики приостановили этот процесс. Однако во все времена настоящие художники противились злу, чтобы поддерживать добро. Например, Чайковский написал обличительную статью, когда представителя противоположного музыкального направления Балакирева отстранили от руководства концертами. Он же не побоялся возразить Льву Толстому, когда тот стал утверждать, что нужно писать только простую и доступную музыку. Хотя сам­то Пётр Ильич именно такую музыку и писал.
– Музыкант, как и литератор, должен познавать разные стороны жизни?
– Безусловно. Именно с этой целью я участвовал в различных фольклорных композициях и побывал во многих деревнях. Видал таких настоящих русских крестьян, какие описаны, например, в произведениях Тургенева и Солженицына. У меня создавалось впечатление, что гостеприимство, радушие обратно пропорциональны богатству и зажиточности во всех слоях общества. Хотя я ни в коем случае не за раскулачивание. Создателям произведений искусства крайне необходимо изнутри знать жизнь обычных людей. Такое знание помогало, например, Шостаковичу отражать в симфониях правду о современной действительности, что труднее было сделать в литературе из-за цензуры.
– У композитора может быть свой редактор?
– Не то что редактор, но старший коллега, который может подсказать, подправить. Для меня таким наставником был Люциан Пригожин. Это была творческая дружба, а не редактура. Также я получал советы от Дмитрия Шостаковича, который ко мне был доброжелателен.
– Как получилось, что, будучи сыном писателя, вы пошли по другому пути?
– Я абсолютно не литератор и ничего не могу сочинить ни в прозе, ни в поэзии. Но литературная основа для меня имеет первостепенное значение, особенно в оперной и романсовой музыке. Поэтому я избирал для своей музыки произведения разных стилей и эпох. Например, «Виринея» Лидии Сейфуллиной, «Мария Стюарт» Стефана Цвейга и так далее.
– А кто оказал на вас особое влияние?
– Из поэзии – Александр Блок. Из прозы – Зощенко и Шварц. Михаил Михайлович и Евгений Львович были друзьями моего отца, и мне в детстве посчастливилось с ними общаться. Философская сторона их книг была мне понятна и близка. В юности я дружил с Глебом Горбовским и с Евгением Рейном. Чуть меньше, но всё же был дружен с Иосифом Бродским.
– Что можете сказать о работе с Товстоноговым?
– Мы сделали два спектакля – «Тихий Дон» и «Ревизор». Георгий Александрович, не будучи музыкантом, очень чутко относился к музыкальному оформлению спектакля. Это опять же то самое содружество муз, о котором мы говорили чуть раньше. Оно очень обогащает творческого человека.
– Если говорить о кино, то таким обогащающим фактором для вас стало сотрудничество с режиссёром Полокой?
– Конечно. Ещё до нашего знакомства Геннадий Иванович услышал моё сочинение для хора «Песни вольницы». Поэтому, увидев меня впервые, сказал: «А я-то думал, что вы похожи на Емельяна Пугачёва». Потом попросил меня сочинить песни беспризорников для фильма «Республика ШКИД». Директор Ленфильма, сам выходец из беспризорной среды, в течение часа напевал мне такие песенки с соответствующими текстами. Не использовав того, что он мне напел, я смог уловить нужный стиль. Предварительную беседу со мной провёл один из авторов повести Алексей Пантелеев. Я попросил его напеть мне подлинную мелодию блатной песенки. Он признался, что забыл её. А я сказал: «Тогда давайте я попробую что­то сочинить, и если вам понравится, напишите мне текст для куплетов». Алексей Иванович не верил в мою затею, но, послушав сочинённое мною, вдруг заявил: «Это, кажется, та самая мелодия, которую я забыл».
– С автором пьесы «Интервенция» тоже было взаимопонимание?
– Лев Исаевич Славин очень тепло воспринял и фильм, и музыку, и актёров. Очень интересно было работать с Высоцким. Надо отдать должное Высоцкому, что он оказался трудолюбивым человеком и очень ответственно работал над песенкой своего героя. Потом сделал в качестве концертного номера упрощённый вариант, но при этом подчёркивал моё авторство. Кстати, на концертах Высоцкий исполнял ещё одну мою песню, которая не вошла в фильм.
– Вы много лет занимаетесь педагогической деятельностью. Чувствуете разницу поколений?
– Во все времена были талантливые ученики. Правда, самые талантливые, как правило, – непрактичные и неумелые в плане выстраивания карьеры. Хотя многие из них добились хороших результатов, причём в разных жанрах. В частности, моим учеником был известный песенник Володя Мигуля. Другой мой ученик Саша Гаврилов на отлично защитил дипломную работу о The Beatles в 1973 году, когда подобная тема рассматривалась как буржуазная идеология.



Константин ГЛУШЕНКОВ
 
По теме
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты утвердили постановление о творческом конкурсе «Заботимся о семье, заботимся о России» Под таким названием в этом году пройдет конкурс детских рисунков,
25 марта Сергей Мухин провел очередной прием граждан. К главе администрации Бокситогорского района обратились 3 жителя.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на добровольной основе помогать правоохранительными органами поддерживать правопорядок в своем городе,
Бокситогорский район
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда