СКАЗ О ЕДВА НЕ ПРОПАВШЕМ МАСТЕРЕ


155 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АППОЛИНАРИЯ ВАСНЕЦОВА «…А где­то ждут меня – Мастера, Пропавшего мастера ждут». Булат Окуджава

Есть в Москве­матушке в доме № 6 по Фурмановскому переулку музей, носящий имя Васнецова. Но не того знаменитого автора «Аленушки» и «Трех богатырей», известных всему художественному миру, не Виктора свет Михайловича. Этой музей его младшего брата – Васнецова Апполинария.
Не очень большие любители искусства могут и руками всплеснуть: а этот чем прославился? Он­то что написал, равного «Витязю на распутье»?!
Вот тут самое время всем нам войти в музей­квартиру Апполинария Михайловича Васнецова, постоять¬посмотреть и приглядеться к холстам и акварельным листам, заполняющим музейные теперь стены снизу доверху.
Задержимся у «Зимнего сна». Перед нами – торжество утреннего снега: заснеженные ели и сосны с трудом, но торжественно удерживают тяжести прогнувшихся от белого груза ветвей. Воздух свеж и слегка колюч: ни тропинок, ни вчерашних следов, только саночная колея, уже сегодня проложенная. Стой, смотри и любуйся, красотою нашей матушки­зимы, но не пытайся шагнуть за раму. Картина тем и хороша, что в отличие от Брейгеля, наш художник не призывает гнать с горушки на задах и салазках, а тихо преисполниться гордостью за красоту отеческой зимы, лучше которой нет нигде в мире. Словом, посланная во Францию на международную выставку картина «Зимний сон» удостоилась Золотой медали.
Мы еще вернемся в эту прекрасную музей­квартиру, а пока объяснимся с читателем по поводу «пропавшего» Мастера. Скажете: так вот же он – на этом портрете кисти своего брата Виктора, в этих буйных лесах и многоводных реках, представленных на стенах музей­квартиры благодаря работам Апполинария. А ведь могло и не быть их!
Художники¬вятичи братья Васнецовы более чем щедро представлены в столичной «Третьяковке» и в других музеях страны, хотя Апполинарий и не собирался стать художником – готовил свою душу для святой обители. В отрочестве он поступил в Вятскую духовную семинарию и закончил ее в возрасте двадцати одного года.
Быть бы ему священником в каком­нибудь медвежьем углу, благословлять и вразумлять прихожан в соответствии с Христовым учением, но еще ранее вмешался змей¬искуситель – тяга к изобразительству. Да и брат Виктор склонял его к тому же, приглашая заглядывать в его мастерскую. А тут еще появился у них в городе Вятке ссыльный художник с итальянской фамилией Андриолли. И стал он у Васнецовых бывать, Апполинарию показывать – как на бумаге фигуру «строить», как акварельное небо прописывать. Кончилось тем, что поехали оба брата из Вятки своей в Петербург столичный. Там и поступил Апполинарий в Академию художеств. Но недолго, как говорится, музыка играла. То была эпоха «хождения в народ», дабы своим умом¬талантом облегчать жизненные трудности сельскому человеку. И бросил Апполинарий свою Академию художеств, приобрел на курсах звание Народного учителя, да и подался в деревню – обучать сельских ребятишек.
Вот ведь что любопытно… Булат Окуджава, ставший поэтом с мировой известностью, поначалу тоже был школьным учителем. Об этом периоде он написал в своей прозе, в искренних по душевной тональности рассказах. Но уже тогда, в деревне, задумался он, – туда ли его несет, и что тут он пока – «простой подмастерье». И приходили, видать, младшему Васнецову в голову мысли, которые (много позже) выскажет в самую точку наш поэт­соотечественник. Что он¬де «рассчитал косолапо и наскоро, и просчитался тут, а где­то ждут меня – Мастера, пропавшего Мастера ждут». И бросил Апполинарий деревню ту и ту школу, и отправился в Москву в поисках своего пути, пути Мастера.
На ловца и зверь бежит, говорит пословица. В Москве Апполинарий увлекся историей Москвы, Москвы деревянной, избяной, теремной, а уж потом белокаменной.
Обложившись старинными книгами, рукописными свитками, музейными чертежами и рисунками, брат Апполинарий восстанавливал виды древней Москвы, ее частоколы, площади и улицы. Стал он писать натурные этюды в Нескучном саду и на Воробьевых горах. Стал сотрудничать в петербургских журналах «Всемирная иллюстрация» и «Живописное обозрение», где помещал жанровые сценки из народного быта – «Святки», «Широкая масленица», «Спуск старинных икон на воду во время ледохода» и много другого интересного. Были в печати и такие городские виды «Петербург во время иллюминации», «Общий вид Храма Христа Спасителя», «Вид с Невы на Исаакиевский собор»… Но главной, стержневой темой оставалась его «Старая Москва».
На рубеже XIX – XX веков к истории Москвы обратились многие поэты и художники. Быт и архитектура притягивали еще Михаила Лермонтова с его «Песней про купца Калашникова»; интересовали Мусоргского с его «Хованщиной»; влекли С.И. Мамонтова с его «Частной оперой». Вот и Апполинарий Васнецов создает живописный цикл «Смутное время», выпускает на холст старину: «Гонцы», «Ранним утром в Кремле», «Спят боярские хоромы», «Тревожная ночь»…
Следуя девизу старшего брата Виктора – «Пишу, что было, чего не было – не пишу», Апполинарий в своих созданиях по истории Москвы, Московского княжества и позднейших вотчин придерживался документальности, не теряя при этом таланта и мастерства своего. Его акварельные листы с деревянными мостками, башенками, теремами, заборами и церквями привлекают художественной достоверностью, самобытностью исполнения, «правдой жизни». Во всем этом скрывается не только добросовестность и терпеливость «исполнителя», но его духовная подготовленность. Он был историком искусства, написавшим книгу «Художество» – опыт изучения красоты от древности до наших дней. Он сделал несколько докладов об архитектуре в Комиссии по изучению старой Москвы. Он всерьез изучал геологию, собрал целую коллекцию вызволенных из¬под земли экспонатов (их с благодарностью принял Петербургский университет). Он изучал философию и был принят в члены Московского Астрономического общества.
Историк живописи, художник Александр Бенуа писал о работах А.Васнецова: «Виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении. В них он (А. Васнецов. – В.Т.) подобно своему брату сумел разгадать коренную русскую, в наше время исчезающую красоту…».
В то же время Апполинарий Васнецов не был ни архивистом¬затворником, ни страдальцем, прикованным к мольберту. Это был светский человек, общавшийся с Репиным и Поленовым, с певцом Олениным и репортером Гиляровским, с ученым Тимирязевым и поэтом Буниным. Много лет преподававший в Училище Живописи, он обучал и новое поколение живописцев – Павла Корина, Сергея и Александра Герасимовых, Алексея Исупова, которого чуть не за руку привел в Союз русских художников, положив начало его известности. Можно сказать, в благодарность Исупов портретировал супругу Апполинария Михайловича.
А.Васнецов, будучи талантливым пейзажистом, много путешествовал, особенно по Южному и Среднему Уралу. География путешествий – в его картинах: «Тайга над Уралом», «Сибирь», «Ледники Кавказа», «Эльбрус перед заходом солнца»…
Из путешествия по Европе он привез увлечение художником¬символистом Беклиным. Тому свидетельство картина А.Васнецова «Элегия» и ряд подобных. Впрочем, вернемся, как было обещано, в Музей¬квартиру им.А. Васнецова. Поражает последняя его работа «Все в прошлом» («Шум старого парка»).
Это пейзаж со старой усадьбой (окна ярко освещены, шторы отброшены ветром). В доме, должно быть, веселье, наверняка – музыка. А парк сгибается под ночным ветром; ветер силится смести все на своем пути, но деревья сильны корнями. А вот согбенный человек на скамье, одинокий, седовласый, сжал в раздумьях голову руками. Это он – весь в прошлом. Это ему адресовано название картины – «Все в прошлом». Не его ли первого «выдует» из усадьбы бешеный ветер?
Картину не хотели брать на выставку из¬за названия: «Это слишком мрачно. – Назовите «Ночь в санатории». Автор не соглашался. Сын Апполинария, Всеволод, подсказал компромисс: «Пусть будет – «Шум старого парка». Так и прошло. Теперь вернулось и авторское название. Все возвращается на круги своя.
К слову сказать, наша критика не всегда была благосклонна к младшему Васнецову. Написал он для выставки Союза русских художников картины «Застенок» (из серии «Москва при Иване Грозном»). Название само за себя говорит. А тут – красками, да еще при стопроцентном натурализме. Жюри выставки отказалось от «Застенка» ¬ не надо народ шокировать. Тем более – в каталог вносить изображение. Так и не взяли. Но вот отправили ее на Международную выставку в Мюнхен и там она, картина­то, «отхватила» Золотую медаль: и что вы думаете? Наш упомянутый Союз (русских художников) тут же затребовал картину оную для собственной выставки и сподобился дать ее иллюстрацию в каталоге, да еще в цвете. Вот вам, други мои, подтверждение старой истины: нету пророка в своем отечестве. Разве что у них, у «варягов».
А тут и сказу нашему конец.


Владимир ТРИФОНОВ
 
По теме
Приложение позволяет узнать о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях, подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям, получать актуальную информацию о возможных угрозах и рисках.
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты утвердили постановление о творческом конкурсе «Заботимся о семье, заботимся о России» Под таким названием в этом году пройдет конкурс детских рисунков,
Национальные проекты. Региональный центр инжиниринга продолжает приём заявок. - Тихвинский район Региональный центр инжиниринга продолжает приём заявок Региональный центр инжиниринга информирует о продолжении приёма заявок на оказание услуг в 2024 году на льготных условиях.
Тихвинский район
Извещение о внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 № 706 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ленинградской области» - Тосненский район В Ленинградской области согласно статье 14 Федерального закона от 03.07.
Тосненский район
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина