«САМЫЙ НЕПРОЧИТАННЫЙ ПОЭТ»

Так назвала великая Анна Ахматова в своих записках Николая Гумилева – талантливого русского стихотворца Серебряного века, литератора, переводчика и исследователя Африки, 130-летие со дня рождения которого отметили в весенний день 15 апреля. 

С ней нельзя не согласиться. Действительно, многие его современники, не говоря уже о людях нашего поколения, так и не смогли насладиться творчеством Николая Степановича, слишком редко и тиражом, как правило, малым он издавался. А некоторые, даже прочитав его стихи, так и не поняли, в чем же привлекательность его стихов, слишком изысканными и сложными они казались.
Совершенство поэзии Н. Гумилева – в точности слова, в материальности и предметности раскрываемых им тем и образов. Это и есть акмеизм, направление в поэзии, которое он создал, и родоначальником целой школы которого он по праву считается.
Родился будущий поэт в 1886 году в городе моряков Кронштадте, что под Петербургом, в дворянской семье. Отец его был корабельным врачом и, казалось, ничто не предвещало юному Коле поэтическую судьбу. Но уже в шесть лет он пишет первое стихотворение про прекрасную Ниагару. С детства мальчик был болезненным, и родители переехали в более теплые края – на Кавказ, в Тифлис (нынешний Тбилиси). Там в газете «Тифлисский листок» напечатали впервые его стихотворение «Я в лес бежал из городов…», Н. Гумилеву было тогда всего 16 лет.
Потом семья вновь вернулась в Петербург. В Царском Селе он учился в местной знаменитой гимназии, но плохо успевал почти по всем, кроме логики, предметам, его даже собирались отчислить. И только благодаря директору гимназии И. Анненкову, оставившему его на второй год, Н. Гумилев получил аттестат. Мудрый директор так объяснил свое решение: «Гумилев – конечно, лентяй, это правда, но ведь он пишет стихи…»

«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» В ТВОРЧЕСТВЕ
В 1906-м, за год до окончания гимназии, была издана (на деньги родителей) первая книга стихов Н. Гумилева «Путь конквистадоров». Она удостоилась отдельной рецензии известного русского поэта и критика Валерия Брюсова, в которой он пророчески написал: «Это путь нового конквистадора, победы – впереди». Так, по мнению самого Гумилева, Брюсов стал «крестным отцом» для него в творчестве. И далее их связывали теплые дружеские отношения, мэтр по-отечески опекал своего ученика, если нужно, помогал. Когда Н. Гумилев учился в Париже, слушал лекции по литературе в Сорбонне, изу­­чал живопись, Брюсов рекомендовал его знаменитым русским поэтам Серебряного века В.Мережковскому, З. Гиппиус, А. Белому. Но они свысока, почти надменно, восприняли его творчество. И лишь когда он, желая отомстить, тайно, под псевдонимом, послал им свое стихотворение «Андрогин», выразили желание увидеть автора.
Кстати, там же, в Париже, Гумилев познакомился и со своей будущей женой Анной Горенко (Ахматовой), дебютировавшей в издаваемом им журнале «Сириус», и с еще одной поэтессой, Елизаветой Дмитриевой, чуть не сыгравшей роковую роль в его судьбе. Однако родительские деньги вскоре кончились, и поэт снова возвращается в Россию, где встречается с В. Брюсовым и со своей возлюбленной А. Горенко. В 1908 году на родине выходит и первый сборник Н. Гумилева «Романтические цветы», в который вошла «Баллада», поразившая известного критика С. Маковского своим отнюдь не романтическим, а скорее трагическим тоном. Вот отрывок из нее:

Влюбленные, чья грусть, как облака,
И нежные, задумчивые леди,
Какой дорой вас ведет тоска,
К какой еще не слыханной победе
Над гирей вам назначенных наследий?
Где вечной грусти и слезам
Целительный предложится бальзам?..

Как точно подобраны здесь слова, выражающие тщетность чувств влюбленных, как хорошо звучит «анапест» (кстати, другой любимый поэтом стихотворный размер, верлибр, он использовал крайне редко, может быть, потому, что считал его «коварным»).
Еще одно поразительное по форме стихотворение Гумилева – «В пустыне». Оно – о жизни и смерти, о смысле земного бытия, для поэта это философская тема.

Он был героем, я – бродягой,
Он – полубог, я – полузверь.
Но с одинаковой отвагой
Стучим мы в замкнутую дверь.
Пред смертью все, Терсит и Гектор,
Равно ничтожны и славны…

ЕЩЕ ОДНА ЛЮБОВЬ – АФРИКА
В 1908 году осуществилась давнишняя мечта Николая Степановича – побывать в Африке, ею он бредил с детства. Вместе со своим племянником, который неплохо фотографировал, через Грецию и Турцию он сумел добраться до Египта. Впечатления от богатейшей природы, от людей, их своеобразного уклада жизни, были незабываемыми, о них Гумилев напишет потом в стихотворении «Эзбекие». Но поездка была непродолжительной, как всегда не хватило средств, и вскоре пришлось вернуться в Петербург. Он очень скучал по Африке, и это нашло отражение в его дальнейшем творчестве.

Ах, бежать бы, скрыться, как вору,
В Африку, как прежде, как тогда,
Лечь под царственную сикомору


И не подниматься никогда.

Но «бежать», то есть снова оказаться на далеком континенте, удалось не скоро. Вторая экспедиция – в Абиссинию – случилась лишь в 1913 году. Зато она была согласована с Российской Академией наук и ею поддержана. Во время этого путешествия Гумилев проявил себя как один из крупных исследователей Северной Африки, обычаев и нравов населяющих ее народов, а также привез для Музея антропологии и этнографии в Петербурге (кунсткамера) богатую коллекцию предметов быта и оружия абиссинцев. Побывав в Аддис-Абебе, Гумилев установил дружеские отношения с правителем страны, Менеликом II, и воочию наблюдал всю смуту и ведущуюся за трон борьбу соперниками царственной особы. Он описал в статье «Умер ли Менелик?» свое отношение к происходящему.
Во время второй экспедиции в Африку поэт наладил связи и с губернатором Хорфы Рисом Тэфэри (будущим императором Хайле Селассие I), подарив ему ящик вермута и сфотографировав вместе с женой и сестрой. В долине Дера он лечил от малярии жену хозяина дома, в котором остановился, за что родители назвали в его честь появившегося на свет сына, сумел освободить здешнего раба и даже побывал в пещере, из которой, по местным преданиям, не мог вылезти ни один грешник. А вот Гумилев вошел и благополучно выбрался из нее.

ВСТРЕЧИ, ПЕРЕВЕРНУВШИЕ ЖИЗНЬ
О двух из них – с А. Ахматовой и Е. Дмитриевой – мы уже упоминали. С Ахматовой связаны самые плодотворные годы его творчества. Они обвенчались в церкви под Киевом в 1910 году и прожили вместе восемь лет. За это время вышел его новый стихотворный сборник «Жемчуга», а после возвращения с Первой мировой войны, куда он записался добровольцем в отличие от других поэтов, предпочитавших отсиживаться в тылу, и честно участвовал в боевых действиях (за отвагу был награжден Георгиевским крестом), – две книжки «военного цикла»: «Колчан» и «Костер».
Он по-прежнему любит жену, о чем свидетельствует и его лирика.

Я целовал посланья лета,
Тень трав на розовых щеках,
Благоуханный праздник света
На бронзовых твоих кудрях.
И ты казалась мне желанной,
Как небывалая страна,
Какой-то край обетованный
Восторгов, песен и вина.

Но в их отношениях уже намечается разлад, сначала легкий, затем (когда он встречает третью женщину его судьбы – А.Н. Энгельгардт, дочь известного историка и литератора) все более явный. Он разводится с Ахматовой и в 1919 году – практически за два года до своей смерти – женится на Энгельгардт. Счастливы ли они были в браке? Вполне возможно, хотя прямых свидетельств нет. Зато у Гумилева появилась еще и дочь, к сожалению, вместе с матерью умершая во время ленинградской блокады, и новые стихи, а также новые общественные начинания, в которых он участвовал.
В 1920 году появился Петроградский отдел всероссийского Союза поэтов, которым руководил, правда, формально, А. Блок. При досрочных перевыборах на пост лидера неожиданно победил Н. Гумилев, опередив с перевесом в один голос пробольшевистски настроенного соперника. Сам поэт относился к советской власти нейтрально и, хотя называл себя монархистом, предпочитал не высказываться на политические темы, равно как и не писать соответствующих стихов. У него выходят два поэтических сборника – «Шатер» (об африканских впечатлениях) и «Огненный столп» (как считал сам Гумилев, вершина его поэтического творчества), куда вошли такие стихи, как «Слово», «Шестое чувство», «Мои читатели». Поэт участвует в литературном проекте М. Горького «История культуры в картинах» для издательства «Всемирная литература». Его «Отравленная туника» пришлась тут очень кстати, а для секции пьесы Николай Степанович подготовил для публикации свои пьесы «Гондла», «Охота на носорогов», «Красота Морни».
С весны 1921-го он вел для молодых поэтов занятия в студии «Звучащая раковина», где делился своими опытом, знаниями, читал лекции по эстетике литературы и искусства. Участники студии, «гумилята», как мэтр их называл (а он любил, по свидетельству друга и тоже талантливого поэта Вл. Ходасевича, чувствовать себя «мэтром» среди молодежи), просто обожали своего учителя. И прежде всего – за беспристрастность в оценках и суждениях. А еще за то, что после лекций он любил поиграть с ними в жмурки, в буквальном смысле этого слова. Казалось, все складывается хорошо и вдруг…

ТРИ «РАССТРЕЛЬНЫХ» ВЕРСИИ
Поэта арестовали в начале августа 1921 года по подозрению в участии в заговоре Петроградской боевой организации В.Н. Таганцева. Несколько дней его допрашивали, но никаких сведений – тех, что были нужны – не добились, Друзья Гумилева, М. Лозинский и Н. Оцуп, пытались вызволить его, но тщетно. То ли случайно, то ли намеренно, но почти сразу поэт был расстрелян. Причем, место захоронения до сих пор неизвестно, где-то под Петербургом – то ли в Бернгардовке Всеволожского района, то ли в Ковалевском лесу, во всяком случае, именно там установлены кресты-конафесты в память о знаменитом русском стихотворце.
Монументы, посвященные Н. Гумилеву, есть в Коктебеле (Крым), где он часто бывал в доме известного литератора М. Волошина, в поселке Шилово Рязанской области, в городе Бежецке Тверской области воздвигнута скульптурная композиция, запечатлевшая всю семью – Гумилева, Ахматову и их сына Льва. Вновь открытый астероид носит имя поэта, Почта России выпустила конверты с изображением его книг и марку с портретом Гумилева. В Краснознаменске Калининградской области ежегодно проходят вечера «Гумилевская осень», в Петербурге готовятся торжественно отметить 130-летие нашего всемирно известного земляка. Так что память о Н. Гумилеве остается в народном сознании. Вот только почему 35-летний поэт погиб так рано, не написав так много хороших стихов, а значит, обделив всех нас своим талантом, до сих пор не разобрались.
До недавнего времени существовали три версии его расстрела: знал о готовящемся заговоре и не донес куда надо; действительно участвовал в заговоре группы Таганцева; а может, никакого заговора и не было – просто дело сфабриковано чекистами в связи с мятежом в Кронштадте. Четвертая версия появилась в 2009 году на петербургском телевидении: Н. Гумилев не был случайной жертвой, он сознательно боролся с советским режимом. Так что выбирайте любую, а какую – подскажет совесть.

Светлана МОТОРОВА

 
По теме
ONRtLzgrXVA - Газета Балтийский луч Накануне дня архивов, отмечаемого в марте, в центральном государственном архиве Санкт-Петербурга открылась выставка архивных документов,
Газета Балтийский луч
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина