Перспективы развития высшего образования в России обсудили на Экспертно-консультативном совете

Перспективы развития высшего образования в России обсудили на Экспертно-консультативном совете
Перспективы развития высшего образования в России обсудили на Экспертно-консультативном совете
Перспективы развития высшего образования в России обсудили на Экспертно-консультативном совете
Перспективы развития высшего образования в России обсудили на Экспертно-консультативном совете
Перспективы развития высшего образования в России обсудили на Экспертно-консультативном совете
Перспективы развития высшего образования в России обсудили на Экспертно-консультативном совете
Перспективы развития высшего образования в России обсудили на Экспертно-консультативном совете
Перспективы развития высшего образования в России обсудили на Экспертно-консультативном совете
Фото: www.lenoblzaks.ru
28 июня в доме правительства региона состоялось очередное заседание Экспертно-консультативного совета при Законодательном собрании Ленинградской области. Вели заседание вице-спикер областного парламента Николай Пустотин Единая Россия») и руководитель администрации аппарата ректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого Владимир Глухов .

Последний сделал в рамках заседания обширный доклад о перспективах и проблемах развития системы отечественного высшего образования.

Также в заседании приняли участие депутаты областного парламента: председатель постоянной комиссии по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Светлана Потапова , депутаты Павел Воробьев, Павел Лабутин, Марина Левченко, Александр Верниковский (все - «Единая Россия»).

В своем докладе Владимир Глухов выделил ключевые направления развития системы высшего образования в стране, заявленные правительством России: синхронизация, гибкие программы обучения, профессиональные конкурсы, непрерывное обновление обучения, выявление и поддержка талантов. Также он привёл интересную статистику: в Российской Федерации 484 государственных вуза, негосударственных - 178, филиалов у государственных вузов - 428, филиалов негосударственных вузов - 81. За последние три года количество учреждений негосударственного высшего образования сократилось вдвое, а государственного - примерно на четверть. Число студентов, которые сегодня числятся в вузах сегодня - примерно 4,4 миллиона человек. Для сравнения Владимир Глухов обратил внимание на то, что в 2012 году их было 7,5 миллиона человек.

Также Владимир Глухов обратил внимание членов Совет на численность сотрудников Министерства высшего образования и науки - их 1200 человек, и это второе по численности министерство после Минобороны. У нового министра российского правительства 9 заместителей, 4 из них уже назначены. В подчинении нового министерства - всё имущество Академии наук и всех вузов, пока за исключением педагогических, культуры, медицинских и транспорта.

Владимир Глухов отметил, что сегодня пока не решён вопрос о принадлежности отраслевых вузов: связи, транспорта, сельскохозяйственных. «На сегодня уже сложилась и отработана структура вузов. В России существуют два национальных, которые финансируются напрямую и формально подчиняются Председателю Правительства - это Московский и Санкт-Петербургский университеты. Выделена группа федеральных университетов - это крупные базовые территории, научно-исследовательские институты и региональные опорные.

Ведущих вузов примерно 30, даже можно сказать 40. По мнению многих ректоров, их должно быть вдвое больше. Также на сегодня мы имеем примерно 710-720 тысяч выпускников школ», - отметил Владимир Глухов. Он обратил внимание, что в 2012 году их было больше - 1,3 миллиона, и что пока идёт сокращение этой численности.

В стране завершено внедрение в систему высшего образования двухуровневой системы обучения - бакалавр и магистр. На вузы возложена полная ответственность за качество имущества, зданий, фасадов и сетей. Вузы сегодня сами отвечают за внешний вид своих зданий...

Владимир Глухов выделил три задачи, объявленные в 2018 году профильным Министерством: поддержка российских университетов в целях получения конкурентоспособности, расширение сети опорных университетов и университетских центров и окончательное введение системы финансирования через число учащихся.

При этом, по его словам, Министерство жёстко запретило вузам зарабатывать за счет сдачи в аренду своих помещений и территорий под непрофильные цели - например, парковки, и с этого года данный вопрос жёстко контролируется. «Во многих институтах Академии наук уменьшилось количество территорий и помещений. Всё было изъято», - пояснил докладчик. Информацию Владимира Глухова члены Совета приняли к сведению.

Следующий доклад был посвящен положению Санкт-Петербургского государственного аграрного университета в системе кадрового и научного обеспечения Ленинградской области. Как сообщил Константин Евдокимов, проректор вуза по стратегическому развитию и проектной деятельности, аграрный университет является одним из старейших аграрных вузов страны.

Он прошел в своем развитии путь от Стебутовских сельскохозяйственных курсов, открытых в 1904 году, до современного образовательного учреждения. На начало года, с учетом филиала в Калининграде, в вузе работает более тысячи человек. В вузе создана и функционирует современная научно-исследовательская база, представленная 11 научно-образовательными центрами и 24 лабораториями различного профиля.

Также Университет обладает обширной материально-технической базой, создающей основу для успешной образовательной и научной деятельности. В соответствии с утвержденным перечнем 15-ти лидирующих отраслевых образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минсельхозу России, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет занимает 12-ое место из 54.

В 2017 году в университете проведены структурные преобразования, что создало условия для формирования новой концепции развития университета - превращение СПбГАУ - в системообразующий многопрофильный образовательный и научно-инновационный центр подготовки специалистов агропромышленного и технологического профиля в Северо-Западном регионе.

Данная концепция позволяет по-новому взглянуть на параметры и направления взаимодействия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета с Ленинградской областью, и организовать этот процесс через участие Университета в решении взаимосвязанных стратегических программ Министерства сельского хозяйства и Ленинградской области. Константин Евдокимов также отметил, что этот новый подход позволит более эффективно использовать образовательные, интеллектуальные, технологические и финансовые ресурсы, выделяемые на эти стратегические программы и как следствие, добиться синергетического эффекта.

В рамках проектной инициативы «Продовольственная безопасность» потенциал и компетенции СПбГАУ в сфере кадрового и научного обеспечения Ленинградской области проявляется во всех основных направлениях развития агропромышленного комплекса региона и реализации данной проектной инициативы. Практические результаты работы университета в рамках данного проекта, а так же опыт и организационно - управленческие технологии, накопленные в период реализации, могут и должны быть использованы при создании селекционно-семеноводческих и селекционно- генетических центров предусмотренных этим направлением.

Что касается численности студентов, то на начало года студентов из Ленинградской области в вузе обучалось почти тысяча человек (963) - 14% от общего объема студентов университета, а за период 2015-2017 годов 540 выпускников трудоустроены на предприятиях в Ленобласти (34%).
Третьим рассматривался вопрос о проведении конкурса, посвященного 25-летию Законодательного собрания Ленинградской области, среди студентов и аспирантов высших учебных заведений Ленинградской области и Санкт-Петербурга «Лучшая законодательная инициатива». Об этом рассказывала Елена Гоголевская, декан юридического факультета Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

По ее словам, основные цели конкурса: повышение интереса к законотворческому процессу, стимулирование дальнейшего профессионального образования молодежи, привлечение талантливой молодежи к сотрудничеству с депутатами и аппаратом Законодательного собрания.

Елена Гоголевская отметил, что Ленинградский Государственный университет имеет опыт участия в подобных конкурсах. Студенты юридического факультета Ленинградского государственного университета приняли активное участие в аналогичном федеральном конкурсе. Победителем всероссийского конкурса и обладательницей почетного знака стала студентка третьего курса юридического факультета Алина Кручинина.

Еще четверо студентов были награждены серебряными медалями. «С полной уверенностью может сказать, что интерес у студентов к таким конкурсам очень большой. Прежде всего, ими движет желание победить, также это очень важно для портфолио. Ребята понимают, что работодатель будет рассматривать их портфолио, а не резюме. А по нему сразу видно, какое участие в научной и общественной жизни принимал студент», - пояснила декан. Она отметила, что ЛГУ готов к конкурсу и призывает все вузы участвовать в нём. Итоги конкурса будут подведены весной будущего года, когда областной парламент отметит свой четвертьвековой юбилей.

Елена Гариб, Диана Хазиахмедова, Пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области

Фотогалерея

 
По теме
ONRtLzgrXVA - Газета Балтийский луч Накануне дня архивов, отмечаемого в марте, в центральном государственном архиве Санкт-Петербурга открылась выставка архивных документов,
Газета Балтийский луч
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда