ПОСЛЕ ДОЖДЯ ЛЮДИ УЛЫБАЮТСЯ

«ОТТЕПЕЛЬ» ЗАКОНЧИЛАСЬ ДОЖДЕМ?
9 августа 1967 года в газете «Советская культура» появилось «Открытое письмо кинорежиссеру М. Хуциеву», в котором профессор ВГИКа, киновед Ростислав Юренев обвинял «Июльский дождь» в слабой драматургии, претенциозной режиссуре, затянутости, эстетизме, во вторичности по отношению к предыдущему фильму… И после этого… Нет, «Июльский дождь» не запретили, не положили на полку, но... сделали всего лишь 150 копий – одну десятую обычного тиража. А потом «по техническим причинам» не пустили на Венецианский фестиваль. Сценарист Анатолий Гребнев – соавтор Хуциева – отправился в Италию по туристической путевке. Хуциев с фильмом должен был приехать чуть позже – «официально», но не приехал. Итальянцам же в последний момент объяснили, что не готова копия.
Человек, «зарубивший на корню» новорожденную картину Хуциева, не был каким-нибудь обычным палачом, сухарем-чиновником… Он являлся уважаемым учителем целого поколения киноведов, и владел умами... Однако не без субъективности: его называли «рыцарем дидактического кинематографа, поэтом идейной ангажированности и значит – художественной несвободы. Он прославился своим решительным неприятием феллиниевских «8 1/2», терпеть не мог классику «польской школы» пятидесятых (отступление от канона, по его мнению, было недопустимым). В «Июльском дожде» он углядел «невнятность идейных выводов» и «рефлексирующих героев в духе Антониони», которые «недопустимы в советском кино».
Подобные Юреневу реликты не могли переварить легкости полета хуцевских картин... Ну, в самом деле, где тут «муки творчества», где мораль, в чем смысл?..
Дождь, освежающий, смывающий пыль с мостовых, навевающий мечты – был одним из образов 60-х... Так – в дождь – зародилась у Геннадия Шпаликова идея культовой картины того времени «Я шагаю по Москве»... В дождь же – спрятавшись в телефонную будку на одесском Французском бульваре – задумал свой новый проект Марлен Хуциев... Заканчивались тогда съемки «Весны на Заречной улице». Прорабатывались уже идеи новой ленты – о Пушкине... И тут – как внезапный ливень, как озарение – возник вдруг у Хуциева образ «Июльского дождя»... «Что будет, если сейчас в эту телефонную будку забежит девушка?.. И они познакомятся? И возникнут чувства?» Это потом уже режиссер решил запустить историю вспять и рассказать зрителю не о рождении любви, а о том, почему иногда, казалось бы при самых благоприятных обстоятельствах, она все же умирает в зародыше... И еще это была история о людях, о времени и о Москве...
Марлен Мартынович поведал о своем замысле Анатолию Гребневу. Вместе они написали заявку. Предложили писательскому объединению «Мосфильма», заключили договор и отправились в Болшево сочинять сценарий. По свидетельству самого Хуциева, они сами не знали, чем закончится эта история... Сочинив сцену, друзья придумывали следующую, почти ничего не зная наперед... Иногда новые роли рождались сами по себе – почти без воли авторов. Так на свет появился, к примеру, седой Алик – прошедший войну человек с гитарой, которого сыграл Юрий Визбор.

УДАЧНЫЙ «РОЗЫГРЫШ»
Когда в редакции раздался телефонный звонок с «Мосфильма», Визбор решил, что все это – обычный розыгрыш. Он никогда не снимался в кино. Правда, о Хуциеве слышал. И – кто его знает?.. В общем, на студию решил заглянуть – чтобы разобраться. И, когда приехал, увидел, что там «все очень серьезно. Стоит свет, ходят киношники, разговаривают страшным языком богемы. Курят американские сигареты все».
Потом были пробы. И, по признанию Визбора, к его великому удивлению, он был утвержден. «Я начал сниматься. Ну, увидел мир кинематографа совершенно с другой позиции, которая абсолютно отличается от того, как его показывают на страницах журнала «Советский экран», предположим. И задумал написать книгу об актерском труде, увиденном изнутри. Этот труд очень тяжелый. Только не в той части, в которой обычно актеры и режиссеры представляют свой труд как беспрерывный творческий поиск, какие-то поиски страшных озарений творческих. Это бывает как раз ну крайне редко». Что имел в виду кумир шестидесятников, говоря о «тяжелом актерском труде», осталось за скобками... Замышленную книгу о героях кинобудней в стиле «Как это делается...» он так и не написал. Зато узнал массу новостей, начиная от самых высот актерской игры, которые пытался постичь, и, кончая тем, что пьяный гример однажды вместо седины налил ему на волосы лак для зубов... Отмывали Визбора потом всей киногруппой в течение двух часов. «Ну, разве что сырой нефтью не мыли, – веселился он, – а всем остальным отмывали».


Образ «седого Алика» был списан Хуциевым с его друга – адвоката Сергея Зурабова. А пригласить на эту роль Визбора ему посоветовала Анна Петрова – теле- и радиоведущая, которую режиссер пробовал на главную женскую роль... Сама актриса не подошла, а вот для ее протеже «Июльский дождь» стал пропуском в мир кино. «О Визборе я до нашей встречи ничего не слышал, – рассказывал Марлен Мартынович. – Мы его попробовали: я просто попросил его спеть песню, которая изначально предполагалась в картине. Он был очень артистичен, легко держался перед камерой, просто замечательно. И я даже потом шутил (а, может быть, и не шутил – полушутил), когда говорил: «Юрий, я тебя буду снимать в «Пушкине», ты у меня будешь играть Ивана Андреевича Крылова». 

ПАРАД ПОБЕДЫ «В этом прекрасном совершенно, на мой взгляд, фильме, – вспоминал Визбор, – я сыграл роль человека, который прошел войну; ветерана, который, исходя из своих военных лет, военных переживаний, опираясь на них (они стали его духовным фундаментом), с большой иронией и неприятием относится к тому, что происходит вокруг него: к каким-то явлениям карьеризма, приспособленчества... Мое поколение, которое ехало в последнем вагоне этого военного эшелона, сохранило свое отношение к войне, эта тема по-настоящему мне дорога, она волнует».
В конце фильма есть эпизод, в котором герой Визбора встречается 9 Мая у Большого театра со своими однополчанами. Съемки в нем неожиданно оказались для Юрия настоящим испытанием, и впоследствии он рассказывал об этом с горечью: «Марлен сказал, мы снимем тебя в гриме... Будешь идти среди настоящих ветеранов... Тебе кто-нибудь нужен в помощь? Я сказал, что вот мне бы очень хотелось, чтобы со мной был товарищ – мой, так сказать, во многом учитель в жизни – Александр Семенович Хазанов. Может, люди старшего поколения его помнят – он вел когда-то передачи «Эстафета новостей». Александр Семенович прошел всю войну командиром роты десантников, которых бросали перед наступлением в немецкий тыл... Воевал по-настоящему.
И вот Саша, который очень волновался, и был тоже напудрен, надел свои боевые ордена. Я надел фальшивые, и тоже был напудрен, подседен... Мы с ним приехали в десять часов утра 9 мая на площадь у Большого театра. Там очень много снимают в этот день, поэтому камера никого, собственно говоря, не смущает... Чем дольше шел день и чем дальше мы с Сашей Хазановым, обнявшись, напивались (там это делают все ветераны – каждый приходит с бутылкой). Пришел такой Леня Афанасьев – бывший штурмовик, а ныне композитор с аккордеоном. Пришли... в общем, масса людей таких замечательных и хороших, что их видно с первого раза... И я, Саша меня научил, как мне говорить: «Двести сорок вторая дивизия, Северо-Западный фронт». Нас бесконечно снимал Герман Лавров – замечательный оператор, а мы с Сашей наливались совершенно разными чувствами. Он – слезами от того, что столько всего прошло, а я... отвращением – от того, что я совершенно фальшив. Что я весь фальшивый среди настоящего. Это было чувство невыносимое. Я – достаточно прагматичный человек, и понимал, конечно, свои цели. Потому совсем не ожидал от себя этого чувства. Абсолютно. Если б сказал мне кто-нибудь за день до этого, что так будет, я бы посмеялся... Короче, никакой съемки в итоге не получилось. Наснимали массу кадров, а потом просто поехали большой компанией в Дом Журналистов... оттуда уже «немногие вернулись с поля»... А эпизод пересняли потом со статистами вместо настоящих ветеранов. Я уже был абсолютно в своей обстановке... И этот эпизод стал, мне кажется, значительным в этой картине».

ТЫ У МЕНЯ ОДНА? Евгении Ураловой в год съемок было 24. Ее персонажу – главной героине фильма – 27. Она окончила актерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (училась в классе Федора Михайловича Никитина) и служила уже в труппе Театра имени Ермоловой.
Хуциев долго искал свою героиню – «человека сложного, личность с серьезными требованиями и запросами к себе и другим»... Потому встреча с Ураловой стала для него (и для нее, конечно) несомненной удачей. «Почему Хуциев взял на эту роль Евгению Уралову? – писал критик Л.Аннинский. – Вглядитесь в ее подвижное, острое, нервное лицо – как легко оно вписывается в тип современной городской женщины, как искусно тормозятся в этом лице вспышки чувств, как быстро нервность прячется за искусную ленивость речи, – эта женщина легко входит в толпу, принимает ее ритм, подыгрывает ее незначащей игре, но она же в любой момент выходит из толпы. Режиссер показывает нам ее лицо, и там, за небрежной прядью волос, мы видим страшную тоску в глазах».
Пройти пробы на главную мужскую роль вначале был приглашен Андрей Миронов, который, тяготясь своей комедийной долей, всегда мечтал о глубоких, серьезных ролях. К большому сожалению актера, Хуциев, пригласив его, сам же от него и отказался. Андрей должен был произнести фразу, которую персонаж фильма произносит в трагическую минуту: «И потом, мне нужна женщина, которая бы меня понимала...» В ней должны были звучать горечь момента, одиночество героя и так далее. Миронов с неподражаемым выражением произнес: «И потом мне нужна женщина!» Это прозвучало так двусмысленно, что Хуциев тут же сказал: «Нет!» В итоге Володю сыграл молодой, но уже знаменитый актер Александр Белявский.

Марианна ВАСИЛЕВСКАЯ

Несмотря на то, что фильм не вызывал восторженных отзывов у критиков, в нем почти ничего не стали вырезать. Только одну сцену пришлось отдать –
с пенсионером-энкеведешником, который свихнулся и перепутал времена. Гребнев потом сетовал: «А «сумасшедшего» все-таки жаль. Его уморительно сыграл Георгий Жженов. Сцена выглядела отчасти вставной, даже эстрадной.
Но как раз в этом качестве она была бы, наверное, украшением фильма. 

После возникшего благодаря «Июльскому дождю» бурного романа Визбор и Уралова поженились (до этого он был женат на Аде Якушевой, а она была женой Всеволода Шиловского). И в этом браке, заключенном в 1967 году, родилась вторая дочь Визбора Анна.

Хуциев говорил, что «Июльский дождь» – вторая часть задуманной им трилогии. Если первая называлась «Мне двадцать лет» (которая под названием «Застава Ильича» вышла в прокат), то вторую с успехом можно было назвать «Мне тридцать лет».

 
По теме
 27 апреля Дворцовый парк откроется после весенней просушки. К этому времени сотрудники музея приведут в порядок дорожки и малые архитектурные формы, откроют цветники, а также очистят всю территорию от мусора и листьев.
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Здоровье ленинградцев в приоритете: как в Ленобласти развивается первичное звено здравоохранения - Online47.Ru Ежегодно в 47-м регионе открываются новые ФАПы и поликлиники, усовершенствуется техника и медоборудования Первичное звено по праву считается ключевым для всей системы здравоохранения России.
Online47.Ru
Эксперты Мариинской больницы выступили с докладами на научно-практической конференции с международным участием - Мариинская больница Врачи Мариинской больницы приняли участие в работе II—ой городской научно-практической конференции (с международным участием) «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на с
Мариинская больница