ПЕРВЫЕ РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ

Фото: www.vesty.spb.ru

Летом 1896 года на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде была представлена первая модель отечественного автомобиля, совместного проекта экипажной фабрики Петра Фрезе и машиностроительного завода Евгения Яковлева.

Первые 20 лет для нашего автопрома оказались куда более бурными и плодотворными, чем последующие эпохи.

ЯКОВЛЕВ-ФРЕЗЕ (1896)

Инженеры первой самодвижущейся коляски планировали пустить ее в серийное производство, однако смерть одного из них, Евгения Яковлева, поставила крест на затее. Его компаньоны посчитали производство автомобилей делом бесперспективным и прекратили сотрудничество с фабрикой Фрезе. Тот был вынужден закупать двигатели за рубежом, а затем продал предприятие Руссо-Балтийскому заводу, на котором стали выпускать первые серийные автомобили. Идея собрать и выпустить в России автомобиль пришла Фрезе и Яковлеву еще в 1893-м году на выставке в Чикаго. Там они увидели машину Карла Бенца, которая поразила их простой и эффективной конструкцией. Русские промышленники потратили три года для того, чтобы обойти патентные преграды и изобрести коляску на собственном ходу заново. Вес готовой модели составил 300 кг. Бензиновый двигатель заключал в себе две лошадиные силы, позволял проехать без дозаправок 10 часов и мог разгоняться до скорости в 21 км в час. Передач было всего две: вперед и режим холостого хода.

РОМАНОВ (1899)

Через 3 года после появления первого бензинового двигателя появился и первый электродвигатель. И первый электромобиль. Его создал Ипполит Романов, дворянин из Одессы. Автомобиль Романова был гораздо быстрее, но и тяжелее автомобиля Яковлева-Фрезе. Он разгонялся до 37 км в час при весе в 750 кг. Примечательно, что практически половину массы машины составлял аккумулятор. Был он одноразовым, подзарядке не подлежал и работал всего 65 км: в среднем его хватало на два-три часа езды. Кроме легковых автомобилей, энтузиаст Романов разработал модель омнибуса, рассчитанного на 17 человек, который мог разгоняться до 19 км в час. Увы, в серийное производство электромобили Романова запущены не были: инженер не смог найти финансовой поддержки, хотя и получил государственный заказ на 80 моделей.

ДУКС (1902)

Не только на бензине и электричестве, но и на пару ездили российские автомобили. Да не просто ездили, а по всем параметрам оставляли позади и электрических и бензиновых собратьев. Они казались современникам изящными, были сравнительно бесшумными и более быстрыми. Первый паромобиль (или, как еще его называли, локомобиль) был собран на предприятии «Дукс». В двигателях локомобилей было от 6 до 40 лошадиных сил. Компания выпускала не только легковые модели, но также мотоциклеты, омнибусы, железнодорожные дрезины, аэросани. Гоночная модель «Дукса» могла развивать скорость до 140 км в час! Изобретателю и предпринимателю Юлию Меллеру, владевшему компанией «Дукс» всего этого было недостаточно, и с 1910 года он начинает выпускать самолеты и дирижабли. Постепенно, с развитием самолетостроения, автомобильная составляющая предприятия отходит на второй план. А в 1918 году «Дукс» был национализирован и превращен в «Государственный авиационный завод №1».

ЛЕЙТНЕР, МОТОЦИКЛ «РОССИЯ» (1902)

В том же 1902 году в России появился первый мотоцикл, который был назван «Россия». Собрал его рижский промышленник Александр Лейтнер. Первый мотоцикл был усовершенствованным велосипедом, оборудованным мотором. Мотор был объемом в 62 кубических сантиметра, потреблял 3,5 литра топлива на 100 километров пути и развивал максимальную скорость в 40 км в час - при 1,75 лошадиных силы. Стоил первый мотоцикл втрое дороже велосипеда: 450 рублей против, к примеру, 135 - за велосипед «Дукса». Однако эта цена была в 10 раз ниже цены легкового авто: недорогие «Рено» стоили 5 тысяч рублей, российские модели - еще дороже. 

Дешевизна в сравнении с легковыми автомобилями относительна, ведь 450 рублей - это почти полугодовой доход россиянина со средним достатком. поэтому торговля первыми мотоциклами шла вяло, по десять единиц в год, и к 1908-му году прекратилась совсем. 

ЛЕССНЕР (1904)

Что там омнибус или мотоцикл - в 1904-м году в России появилась первая пожарная машина. Изготовили ее на фирме «Лесснер» по заказу Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга. Ее конструктор - уже на тот момент известный в России и за рубежом Борис Луцкий. Еще в апреле 1901-го года два его пятитонных грузовика и одна легковая машина устроили тест-драйв по Невскому проспекту и были продемонстрированы императору. Однако именно двухтонный пожарный «Ласснер» считается первым автомобилем, полностью собранным по чертежам Луцкого в России. Модель была рассчитана на 14 человек пожарной команды и развивала скорость до 25-ти километров в час. 

Другой «Лесснер», темно-зеленый лимузин 1907-го года, стал одним из обитателей густонаселенного гаража Николая Второго, страстно любившего автомобили. Из-за сходства конструкции и внешнего вида эту машину называли «Русским мерседесом». 

РУССО-БАЛТ (1909)

Самой популярной маркой автомобилей в царской России стал «Руссо-Балт», впервые выпущенный в 1909-м году. Основных моделей было две: С и К. Первая - покрупнее, помощнее, с расчетной мощностью двигателя в 24 лошадиные силы. Второй - поменьше, с двенадцатью лошадьми под капотом. 

«Руссо-Балты» были автомобилем мирового класса. Об этом свидетельствуют, к примеру, победы на гонке Санкт-Петербург - Монако в 1912-м и 1913-м годах, а также тот факт, что «Руссо-Балт» стал первой машиной, покорившей Везувий. Вообще автомобиль оказался одним из самых надежных в мире. 

ПУЗЫРЕВ-28-35 (1911)

Автомобили в нашей стране собирали и до Ивана Пузырева, но именно он задался целью собрать полностью российский автомобиль, чтобы каждая деталь его была произведена не за рубежом, а у нас. Правда, и этого Пузыреву было недостаточно: он с нуля разработал собственную конструкцию, правда, все-таки взяв за основу американский «Case». В отличие от конкурентов, инженер-энтузиаст не гнался за выгодой, а все производство подчинял поставленной цели, созданию собственного, отечественного автомобиля. Он усовершенствовал коробку передач, сделав ее более надежной в сравнении с другими - в том числе, зарубежными - аналогами. 

Из-за производственных затрат цена автомобиля «Пузырев-28-35» составила восемь тысяч рублей, что превысило даже цену недешевых «Руссо-Балтов». Машина была надежной, но громоздкой. Все это не прибавляло ей популярности. Да и в прессе патриотический автомобиль невзлюбили: называли его кустарщиной и сравнивали с худшими иностранными моделями. 

К неудачам на рынке прибавилось невезение. В январе 1914-го года на заводе Пузырева случился пожар, уничтоживший восемь собранных машин и пятнадцать комплектов деталей, приготовленных для сборки. А в сентябре инженер-патриот умер.

Источник:  russian7.ru

* На фото: Нижний Новгород. Выставка 1896 года.  Первый русский автомобиль

 
По теме
На кольцевой автодороге во Всеволожском районе Ленобласти горит автомобиль, сообщают очевидцы в группе ДТП и ЧП | Санкт-Петербург .
21.06.2018
 
В связи с дорожными работами в четверг, 21 июня, будет ограничено движение на семи федеральных трассах, проходящих по территории Ленинградской области, сообщили 47news в ФКУ Упрдор "Северо-Запад".
21.06.2018
 
На кольцевой автодороге во Всеволожском районе Ленобласти горит автомобиль, сообщают очевидцы в группе ДТП и ЧП | Санкт-Петербург .
21.06.2018 47 новостей
По поручению дорожного комитета гатчинское дорожное ремонтно-строительное управление обустроило остановку общественного транспорта на региональной трассе «Кемплово — Выра — Тосно — Шапки».
18.06.2018 Гатчинская правда
Восстановлено водоснабжение посёлка в Выборгском районе Ленобласти, где проживает 6 000 человек, сообщили в местной администрации.
21.06.2018 47 новостей
В период с 5 по 19 июня на территории Гатчинского муниципального района произошло более 20 пожаров, погибших нет.
19.06.2018 Гатчинская правда
В квартире на Хохловом поле в ходе коллективной пьянки был невзначай убит мужчина.
19.06.2018 Гатчинская правда
Александр Крушельницкий - Gatchinka.Ru Войсковицы вернулись в мир русской усадьбы. Произошло это благодаря инициативе и энергии директора школы искусств Александра Крушельницкого и краеведа Андрея Бурлакова.
21.06.2018 Gatchinka.Ru
tihvin muz - Тихвинская неделя Недавно в саду Дома-музея Н.А. Римского Корсакова прошел музыкально-поэтический концерт «На поэтических аллеях».
21.06.2018 Тихвинская неделя
    В Вырицкой детской библиотеке 14 июня открылись «Летние дни детской литературы-2018».
20.06.2018 Гатчинская правда
Зенит - Тихвинская неделя В нашем городе откроется филиал академии "Зенита" и обоснуется новая областная команда "Ленинградец"   Футбол остается самой популярной и любимой игрой, в том числе и в Тихвине.
21.06.2018 Тихвинская неделя
В Пудости вспомнили народные игры - Гатчинская правда     В минувшее воскресенье на площадке перед Домом культуры пос. Пудость прошел юбилейный V Фестиваль народных игр и национальных видов спорта.
21.06.2018 Гатчинская правда
Корреспондент "ТН" ездила поболеть за наших футболистов в московские Лужники   На матче открытия чемпионата мира по футболу 14 июня на стадионе в Москве было 78 тысяч зрителей (больше чем все население Тихвинского района),
21.06.2018 Тихвинская неделя
Воспитанники детских садов микрорайона Аэродром Гатчины приняли участие в соревнованиях по флорболу.
21.06.2018 Гатчинская правда
В ночь с 21 на 22 июня в Гатчине состоится пробег «Разбуди память», в честь тех, кто воевал в годы Великой Отечественной войны.
21.06.2018 Гатчинская правда
Область решает проблемы дольщиков - Администрация ЛенОбласти В Гатчине введен в эксплуатацию почти 200-квартирный дом, ранее признанный проблемным строительным объектом.
21.06.2018 Администрация ЛенОбласти
Электросетевые компании уведомляют о проведении плановых работ. В связи с проведением плановых работ в Гатчине и районе будет отключено электроснабжение: - 22 июня с 09:00 до 16:00 Вырицкое поселение, д. Чаща – частично.
21.06.2018 Гатчинская правда
20 июня из-за неблагоприятных погодных условий - сильного шквалистого ветра с грозами – было нарушено электроснабжение в целом ряде населенных пунктов на востоке Ленинградской области.
21.06.2018 ЛенОблИнформ