«ЖКХ: есть ли свет в конце туннеля», Иван Григорьев рассказал о проблемах жилищно-коммунального хозяйства Лужского района

Депутат Законодательного собрания области Иван Николаевич Григорьев хорошо знает структуру коммунального хозяйства. По образованию он инженер-электрик, по второму образованию инженер-экономист, работал на предприятиях области, был вице-губернатором Ленинградской области, курировал топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство. С 2004 года работал в системе ОАО "Газпром", был заместителем генерального директора ОАО "Газпромрегионгаз". Мы обратились к И.Н. ГРИГОРЬЕВУ как человеку, знающему систему коммунального хозяйства изнутри, с просьбой рассказать о личном видении путей решения коммунальных проблем.

Реформы и последствия

Проблемы ЖКХ в Лужском районе мало чем отличаются от проблем других российских городов, потому что вызваны одними и теми же причинами. На государственном уровне в деле реформирования жилищно-коммунального хозяйства был допущен ряд системных ошибок. В последующем каждые новые реформаторы предлагали свои пути выхода из кризиса, но в итоге окончательно загнали отрасль в тупик. В начале 90-х решили освободить промышленные и сельскохозяйственные предприятия от несвойственных им функций - заботы о жилых домах. Процедура передачи затянулась на несколько лет, и в это время никто не вкладывал средства в ветшающее жилье. Раньше в большинстве хозяйств трепетно относились к жилому фонду, заботились о нем. И хотя тарифы были тоже низкие, их дотировало производство. В Лужском районе было много ведомственного фонда: дома завода "Белкозин", абразивного завода, КЭЧ. Помнится, жилье от квартирно-эксплуатационных частей передавалось зачастую даже без документов. Муниципальным властям достался весь жилой фонд, в том числе и ветхий, гнилые сети, разваливающиеся котельные. В наследство получили и низкие тарифы, установленные для населения: к примеру, когда себестоимость гикакалории составляла 300 рублей, население платило 100. Где взять разницу в 200 рублей? В ЖКХ не могли свести концы с концами, расходы превышали доходы.

Очередные реформаторы находят выход: объявить приватизацию. Реформа имела успех - в первую очередь бабушки бросились приватизировать свои крошечные квартирки в "хрущевках", срок эксплуатации которых давно вышел. Стали собственниками, а теперь им заявили: это ваша зона ответственности. Правда, позднее поняли, что жилищный сектор вообще может развалиться, если его не поддерживать. Так родился Фонд поддержки ЖКХ. Правда, вместо того чтобы выделить деньги в районы и незамедлительно пустить их на ремонты зданий, изобрели любопытный механизм, направленный не на поддержку жилья, а на подталкивание реформы ЖКХ. Мало того, что немалые средства лежали в Фонде, навариваясь на процентах (для кого?); для того чтобы получить 2-3 млн на ремонт ветхой крыши, нужно было составить кучу документов и обязательно создать в городе необходимое количество ТСЖ. Российский гражданин, не слышавший ранее о такой аббревиатуре, не стремился проявлять инициативу. Пользуясь этим, некоторые предприимчивые руководители создали липовые ТСЖ, начались криминальные разборки.

Управление не каждому доверишь

К тому времени уже были созданы управляющие компании. Известно, что население в своем большинстве здесь тоже инициативу не проявляло. Некоторые расторопные руководители росчерком пера закрепили дома за "своими" управляющими компаниями. И хорошо, если в них были действительно специалисты. Немало УК было создано людьми, которые никакого понятия не имели о коммунальной системе, но зато учуяли возможность хлебнуть из денежных потоков. Вспомните классиков: еще Остап Бендер собирался пойти в управдомы, по-видимому, понимал, что тут огромное поле для его авантюрной деятельности. Если вначале предполагалось, что управляющая компания должна иметь уставной капитал не менее 6 млн, то впоследствии оказалось, что достаточно ...10 тысяч. Практически повсеместно управляющие компании собирали деньги с населения, но не торопились перечислять их ресурсоснаб-жающим организациям. В итоге нарастают долги, страдают люди, трещит по швам вся коммунальная система. А ведь есть опыт в Европе, когда за ресурсы собственник платит напрямую, а управляющая компания содержит внутридомовое хозяйство, вывозит мусор и т.д. и только за это получает деньги.

В принципе создание частных управляющих компаний -идея неплохая. Ведь частник не будет работать себе в убыток, станет искать пути для привлечения дополнительных средств, развивать услуги. Только с большинством наших компаний такого не произошло. Хотя я знаю один хороший пример в соседнем Волосовском районе. Управляющая компания, пришедшая в Волосовский район, скорее, исключение из правил. Она давно создана, имеет серьезные ресурсы. Способна вложить средства, не ожидая сиюминутной отдачи. Сейчас эта компания занимается заменой сетей и котельных в ряде населенных пунктов. Вкладываются огромные средства. Деньги не появились из воздуха - компания берет кредит. Задача государства состоит в том, чтобы кредит на реконструкцию объектов ЖКХ был доступен всем хорошо зарекомендовавшим себя на коммунальном рынке компаниям. Мы в Законодательном собрании сейчас активно обсуждаем вопрос о том, чтобы 2,2 миллиарда рублей были направлены на предоставление гарантий по кредитам для стабильных компании. Таких, как пришедшая в Волосовский район. Проценты по кредиту сегодня огромные. Государство должно добиться снижения ставок или взять на себя обслуживание таких кредитов.

К сожалению, Лужский район таким примером похвалиться не может.

Государство должно создать условия для профессиональных команд. Мое мнение: нецелесообразно создавать мелкие структуры в ЖКХ, потому что себестоимость выработки услуг будет дороже. Взять один пример: набор техники требуется тот же, что и в большом хозяйстве, а использоваться она будет не в полную силу. Для мелких хозяйств и кредиты непосильны, а привлекать их нужно. Назрел момент, когда необходимо совершить прорыв в течение 5-6 лет, вложив в ЖКХ триллионы рублей.

Еще о 15 процентах роста тарифов. Никакой серьезной реконструкции и модернизации объектов ЖКХ при таких тарифах не будет. Большинству населения и они не по карману. Государство субсидирует какую-то часть оплаты за коммунальные услуги. И здесь надо учесть еще один момент: наше население далеко не равно в своих денежных доходах. И вот малообеспеченный гражданин, проживающий на 30 кв. м жилья, получает дотацию через низкие тарифы, условно говоря, 1 рубль. А очень обеспеченный человек, роскошествующий на 300 кв. м жилой площади, получит дотацию в 10 раз больше! Почему? Во всем мире богатые платят за бедных. Малообеспеченный гражданин должен получать такую субсидию на коммунальные услуги, чтобы бремя этих услуг не раздавило его. А вот обеспеченные граждане должны платить 100% экономически обоснованного тарифа коммунальщиков.

Разработчики 131 ФЗ допустили крупную ошибку, спустив ЖКХ на уровень поселений. Разве справятся в поселках с тарифной политикой, с закупкой топлива? В Ленинградской области 155 сельских поселений дотационные, не имеют наполнения бюджета. Считаю, с точки зрения организации производства целесообразно весь жилищно-коммунальный комплекс, со всей инфраструктурой иметь на районном уровне. Нужно создавать серьезные крупные компании на уровне района, а возможно, даже на межрайонном уровне. И в них должны быть настоящие специалисты в области теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения и т.д., которых трудно найти в небольших поселениях.

Похоже, нас услышали, процесс возврата пошел. Первая ласточка - принято решение разработку тарифа передать на областной уровень. Считаю, нужно передавать и зону ответственности. И, наверно, с этим не могут не согласиться жители сельских поселений, сполна узнавшие все прелести нынешней зимы.

Газпром поможет

Как могут областные законодатели влиять на ситуацию в ЖКХ? При рассмотрении бюджета на 2011 год на одной из комиссий я вносил предложение рассматривать вопросы о предоставлении дотаций поселениям, у которых есть выпадающие доходы в связи с имеющейся разницей в тарифах на ЖКУ по итогам первого квартала, и увеличить дотацию, чтобы поселения могли погасить задолженность за услуги ЖКХ не в сентябре, когда на носу отопительный сезон, а хотя бы в апреле. Тогда они смогли бы своевременно решить вопрос с закупкой топлива, с подготовкой котельных. А то ведь начинается отопительный сезон - и выясняется, что котельные не готовы, потому что за долги отключена электроэнергия, нет запаса топлива из-за отсутствия средств. В марте мы планируем обсуждать этот вопрос на Законодательном собрании .

Но есть ли свет в конце туннеля? В Луге проблема отопления решена, но в районе ситуация пока непростая. Я вижу свою задачу в том, чтобы подключить Газпром, газифицировать весь район, создать здесь сильную теплоснабжающую организацию, которая пришла бы со своими инвестициями на все котельные. Меня поддержал губернатор области. Переговоры велись на уровне заместителя председателя Газпрома В.А. Голубева. Прошли встречи в Москве с руководством Газпрома, В.П. Сердюков добился значительного увеличения средств - в 2 раза - на газификацию области. Понятно, что для того, чтобы газифицировать Лужский район, недостаточно газопровода, пришедшего из Гатчины. Я предложил на совещании, которое проводилось в правительстве области с участием представителей Газпрома, решить вопрос путем прокладки газопровода из Новгорода. Это предложение включено в протокол и изучается. В.А. Голубев признал его целесообразность.

В поселениях, от которых я избран депутатом ЗакСа, тоже есть реальная перспектива. В Волосовском районе не газифицирован населенный пункт - Большой Сабск. Я поставил вопрос о необходимости включения в программу газификации строительство межпоселкового газопровода протяженностью 29 км. Решение принято, сейчас ведется проектирование, и в 2012 году будет начато строительство. Но я предложил - и мне пошли навстречу, - чтобы при расчете пропускной способности этого газопровода были включены нагрузки на Осьмино и Рель. Руководство Межрегионгаза с этим согласилось. Надеюсь, положительное решение вопросов прокладки новых газопроводов создаст предпосылки к газификации всего района.

 
По теме
       Филиал ПАО «Ленэнерго» уведомляет Вас, что в связи с проведением плановых работ на электросетевых объектах будет прекращена подача электроэнергии:     28.03.2024 с 10:00 до 17:00 Сусанинское СП: п. Семрино,
ТСЖ устранит нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Кингисеппским городским судом одновременно вынесено несколько решений по искам Кингисеппского городского прокурора к местным ТСЖ,
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Поле чудес в Стране… - Гатчинская правда Буратино было простительно: деревянный человечек грамоты не знал – до школы не дошел, «Азбуку» продал, а потому стал легкой добычей лисы Алисы и кота Базилио и попал на Поле чудес в Стране Дураков.
Гатчинская правда