«МЫ КОГДА¬НИБУДЬ ОТВЕТИМ ЗА ТО, ЧТО ПОДДАЛИСЬ ИСКУШЕНИЯМ...»


8 НОЯБРЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ АКТЕРУ ОЛЕГУ БОРИСОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 83 ГОДА «Сегодня ехал от дачи до театра на электричке. На любой станции – свалки мусора: обертки, бутылки. Расписание поездов в свастике. Удивительная нация, гадящая себе же под ноги. Если б разрешили открыть свое дело, сделал бы заводик по переработке мусора. Был бы процветающим человеком». Это запись из дневника замечательного русского актера Олега Ивановича Борисова.

Иногда говорят, что он не любил время, в которое довелось жить. Наверное, у него могли быть, как, впрочем, почти у каждого из нас, претензии к нему, ко времени. Вот, например, говорят, что пришлось поменять свое настоящее имя Альберт на Олега – мол, Альбертов не очень жаловали, и вряд ли кому-нибудь могло показаться интересным, что мама так назвала своего первенца в честь... бельгийского принца. Романтичная, наверное, была женщина. Правда, по паспорту он все равно числился Альбертом. А все эти идиотские из дня сегодняшнего распределения материальных благ: стал народным РСФСР – получай участок в престижном Комарово, дожил до народного СССР – имеешь право на дом. Хотя можно с большой долей вероятности предположить, что благам все­таки радовались – время было такое. Но вот насчет «любил – не любил»...
Сам актер писал, что его порой упрекают в том, что он всю свою жизнь «играл время, как бы вывернутое наизнанку». Плыть против течения? Это наказуемо. Это неизменно вызывает недоумение, зависть, озлобление. Но... Как говорил персонаж фильма «Дайте жалобную книгу», где Олег Борисов сыграл главного героя – симпатичного журналиста, так вот, как говорил там один персонаж: «Это течение идет против меня». Шутка шуткой, но ведь и так бывает. Или против ты, или против тебя.
Запись из дневника: «Надвигается новая эра – и таким, как мы, исповедующим это Сверх-Я, места не найдется. Никаких неврастеников, никаких Иванов Дмитричей с маниями преследования (имеется в виду герой рассказа А. Чехова «Палата № 6». – Ред.)! Теория вытеснения как раз направлена против них. «К чему этот мир наизнанку?.. выворачивание кишок?» – спросил меня молодой артист в курилке МХАТа.
На его непонимание нельзя обижаться – ибо он не понимает на самом деле. Здоровые и благополучные нужны во все времена, но теперь они приобретают вид... автоматов».
Его жизнь в профессии не была легкой. «Если ты позволил стать марионеткой – значит, такова твоя функция». Он не позволял, старался не позволять. Получалось не всегда. Но уж если получалось... Он, например, отказался от предложения режиссера Александра Зархи сняться в его фильме «26 дней из жизни Достоевского», откровенно заявив, что с этим человеком нельзя работать. Нет, то было не высокомерие капризной знаменитости, просто Борисов почти сразу понял: все это очень далеко от личности писателя, мало к нему имеет отношения. Но отказ от работы стоил ему дорогого: его на два года просто отлучили... от самой работы. Хорошо проверенный нашими киночинушами способ наказания непокорного артиста. Он долгие годы мечтал о собственных учениках. И... отказался, когда ему предложили вести в Школе-студии МХАТ уже набранный курс из Казахстана. Но он-то мечтал о своих учениках, о тех, кого сам бы выбрал из потока абитуриентов, заметил, воспитал. Как-то он записал в своем дневнике, правда, совсем по другому поводу: «Кажется, получился скандал. Говорили, что зазнался. Мне это всю жизнь говорили».
У него и в самом деле была не самая приятная репутация: злой, нехороший, зазнайка, высокомерен. А кое­кто из коллег не стеснялся выражаться и более определенно: «Человек – дерьмо, а артист хороший». Можно, конечно, бесконечно утопать в рассуждениях на тему: может ли плохой человек быть хорошим актером? Наверное, может. Дело в том, что Борисов не был высокомерен, не страдал зазнайством, он просто в отличие от очень многих своих собратьев по творческому цеху занимался «выворачиванием кишок». Им же, как тому юноше из мхатовской курилки, это было непонятно, казалось ненужным. Так же, как очень многим, казалось странным и его стремление к одиночеству, неучастие в общей «террариумной» жизни, что в театре скорее исключение, нежели правило. Чего, впрочем, избежать все­таки было невозможно: бежал из родного БДТ от интриг во МХАТ, мечтал о том, что все будет иначе, а тут, как назло, подоспел раздел МХАТа, в который была вовлечена чуть ли не вся Москва. Ну куда деваться, пришлось, сцепив зубы, принимать правоту одной из сторон, хотя все происходившее было не по душе, но и против Ефремова, позвавшего в Москву, идти было нельзя. А в дневнике, который вел, кстати, на протяжении двадцати лет, примерно в это время появилась запись: «Сегодня два часа шло правление – все это напоминало попытку реанимации. Но вылечить можно только одним способом: хорошими спектаклями. Всем это понятно, никто про это не говорит. Запретная тема. Если бы кто­нибудь встал и предложил: «Давайте поставим хороший спектакль, отбросим амбиции и просто будем репетировать – для себя...» – «Да что вы, у нас все спектакли хорошие, эталонные, о чем вы?» Он оказался провидцем: раздел МХАТа ничего по существу не изменил в агонизирующем организме. Лечение должно было быть другим.
История знает немало примеров, когда артист, выбиваясь из общей, выражаясь современным языком, «тусовки», вмиг становился «странным», «не от мира сего», «слегка не в себе» и т. д. и т. п. Шлейф недоброжелательства за Олегом Борисовым тянулся, тянулся... К великому счастью, он все­таки никак не распространялся на значение Борисова как актера. А то, что значение это велико, признавали все. В том числе и те, кого трудно было заподозрить в нежном к Олегу Ивановичу отношении (см. выше).
...Или ты против течения. Или оно против тебя... Но ведь и правила игры существуют, с ними-то как быть?..
А работать с ним, наверное, было непросто. Рассказывают, что когда в БДТ готовились к постановке повести В. Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы», сам Георгий Товстоногов сказал режиссеру: «Со всеми вам будет легко, кроме Олега Борисова. С ним вам будет как в аду. Каждую секунду будет останавливать репетицию и о чем­то допытываться». Говорят, что на нелегкий борисовский характер мэтр порой и сам ворчал. И даже как­то заметил Борисову: нельзя, мол, всегда назло всем играть хорошо. Но те без малого двадцать лет, что отданы были Большому драматическому театру, наполнены интереснейшими ролями в пьесах мирового репертуара: Шекспир, Чехов, Вишневский, Шолохов... За роль Григория Мелехова в «Тихом Доне», поставленном в БДТ Товстоноговым, Олег Иванович получил Государственную премию. Эта роль стала одной из последних, сыгранных им на сцене БДТ. Потом – переезд в Москву, МХАТ. Он сыграл чеховского доктора Астрова, по Москве буквально легенды ходили о его работе в «Кроткой» – рассказывали с восторгом, придыханием, что якобы в момент наивысшего эмоционального накала Борисов... взлетает на шкаф. Верилось легко, тем более что это было недалеко от правды, хотя и не на шкаф, а к часам, висевшим на довольно большой высоте. Но в тот момент человек на сцене не был актером Олегом Ивановичем Борисовым, это был несчастный, трагически сломленный процентщик Федора Достоевского. А в горе своем человек, как правило, не то чтобы неволен, но и выражает его порой весьма необычным образом.
Позволю себе здесь прерваться и процитировать нескольких известных людей.
Кинорежиссер Вадим Абдрашитов, у которого Борисов снимался в нескольких фильмах, вспоминал: «На «Поезде» (фильм «Остановился поезд». – Ред.) мы встретились и подружились с Олегом Борисовым. Поняли, что это наш актер – гениальный, способный жить и творить в параллельных мирах и думать о многих вещах сразу».
Критик Инна Соловьева: «Великими актерами из тех, кто ушел, были Иннокентий Смоктуновский и Олег Борисов, воплощавшие необыкновенно разные возможности актерского величия. И я представляю, как тоскливо стало без них режиссерам».
А Александр Ширвиндт однажды назвал Олега Борисова в числе очень и очень немногих актеров, обладающих невероятной органикой. «Патологические актеры» – так он назвал их.
И все же работать с ним, по-видимому, было непросто. Еще, наверное, и потому, что кроме невероятного, Богом данного таланта обладал Борисов и другим ценным качеством: он был... умен. Это ведь далеко не о каждом актере можно сказать. Бытует даже мнение, что артист – это вообще едва ли не синоним глупости. Чепуха, конечно, несусветная, просто актеры – народ совершенно особенный, эмоциональный, в привычные рамки с трудом укладывающийся, но глупость... Великий театральный режиссер Алексей Попов как­то произнес фразу, вполне претендующую на то, чтобы стать афоризмом: «Актер – умница своего времени». Борисов был умен, сторонился суетности, многое знал, о многом имел представление. Играть не боялся, причем роли очень разные, но опять-таки не от всеядности, ибо всеядность влечет за собой неизбежные провалы, промахи. У Борисова их не было. Кто-то хорошо сказал, что даже если они и были, то о них, кроме него самого, никто не знал. Но вот его где­то вскользь брошенная фраза, что он так и не сыграл ни одной роли. Звучит странно, но только не для Олега Борисова.
Запись из дневника: «Самую верную оценку своему труду можешь дать ты сам – в конце концов, «себе лишь самому служить и угождать». Только важно вовремя остановиться угождать, почувствовать опасность. Я много встречал артистов, которые открыто восторгались своим искусством. Наивно, почти до слез радовались. Сначала ждали комплиментов, аж в рот заглядывали. Похвалишь – и тогда они, пожалуй, с тобой согласятся: «Да, да... Сегодня было неплохо... неплохо...» – с большой долей кокетства. А есть категория, которая, когда начинаешь хвалить, вдруг станет на себя наговаривать: «Да что вы, сегодня было так ужасно, вот пришли бы вчера!»... Даже тот, кто занимается самогрызством и постоянно недоволен собой, все равно как­нибудь да «желает славы». Не чужд этому и я...»
Не сомневаюсь, что он знал себе цену. Так же, как знал и цену успеху. Цену профессии, жить в которой сладко и заманчиво лишь со стороны, а внутри... Но... «...сделал бы заводик по переработке мусора. Был бы процветающим человеком...»
А вместо заводика – создание вместе с сыном, режиссером Юрием Борисовым, собственной антрепризы в 1991 году. Всего за три года до смерти. Болезнь его часто укладывала в больницу. Неутешительный диагноз – «рак крови». Но не зря ведь говорят, что последней умирает надежда. Олег Иванович выходил на сцену, едва становилось хоть немного лучше. Его последняя театральная работа – император Павел в театре Российской армии, о ней много говорили, писали. Снялся в фильме сына «Мне скучно, бес». Сыграл Мефистофеля и Бога. А через два месяца его не стало. Это странно и страшно, но он в последнее время нередко писал и думал о том, как греховна актерская профессия...
...»Мы когда­нибудь ответим ТАМ за то, что поддались искушениям...»





Маша КАССАНДРОВА
 
По теме
Приложение позволяет узнать о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях, подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям, получать актуальную информацию о возможных угрозах и рисках.
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты утвердили постановление о творческом конкурсе «Заботимся о семье, заботимся о России» Под таким названием в этом году пройдет конкурс детских рисунков,
Национальные проекты. Региональный центр инжиниринга продолжает приём заявок. - Тихвинский район Региональный центр инжиниринга продолжает приём заявок Региональный центр инжиниринга информирует о продолжении приёма заявок на оказание услуг в 2024 году на льготных условиях.
Тихвинский район
Извещение о внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 № 706 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ленинградской области» - Тосненский район В Ленинградской области согласно статье 14 Федерального закона от 03.07.
Тосненский район
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина