НА ИЛЬЮ ДО ОБЕДА ЛЕТО, А ПОСЛЕ ОБЕДА ОСЕНЬ
31 июля – Емельян, Омельян. Окончание жатвы. Серпы после окончания страды складывали на сжатой полосе кругом. Приглашали священника и служили молебен, после которого серпы окроплялись. Топили баню, парились вениками из ржаной соломы, из лечебных трав и цветов. С этого дня старались побольше заготовить варений и солений на зиму – наступало активное время заготовок. «Омельян пришел, грибов и ягод нашел, велит заготавливать», «На зимний стол август готовит разносол».
1 августа – Макрида, Мокрины. По погоде этого дня делали прогнозы о будущей осени. «Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) – зиму». Хороший день предвещает сухую осень: «Коли Макрида сухая, то и осень суха, а коли мокро – и осень будет мокра», «Коли на Мокрины дождь, на следующий год уродится рожь», «Макрида показывает, каков будет озимый посев: если дождь – смело сей под зиму», «Если в тот день дождь, то будет хороший урожай орехов». В этот день запрещалось заниматься прополкой – «чтобы не гнили овощи».
2 августа – Ильин день. В старину в Ильин день устраивали крестные ходы и молились о дожде или, наоборот, о ясной погоде – в зависимости от того, что было нужнее. Кроме того, по верованиям, дождевая вода, собранная в это время, избавляла как от сглаза, так и от глазных болезней. С Ильина дня начиналась осень, несмотря на то, что по календарю до нее было еще далеко. Ночи становились холодными, случались утренние заморозки, а дневная жара сходила на нет. С этого дня люди переставали купаться. Наши предки говорили: «Илья Пророк бросил в воду ледяшок», «с Ильина дня ночь длинна, а вода холодна».
3 августа , в день Онуфрия Молчаливого, работы было достаточно, и все работы в честь монаха полагалось совершать молча. На Онуфрия было принято заниматься закромами. Хозяева проверяли, не изгнили ли доски, не проржавели ли гвозди. Закрома в этот день старались хорошенько проветрить и просушить, чтобы запасы хлеба не портились при хранении, в амбары запускали кошек, чтобы те заранее изловили всех мышей.
С 4 августа , на Марию Ягодницу, было принято отправляться в лес за ягодами. Хозяйки занимались их заготовками на зиму – варили варенья и компоты. В поле же работать не рекомендовалось. Считалось, что в этот день велик риск пострадать от молнии. В то же время гроза, случившаяся в этот день, предвещала хорошее: «Коли гроза – сена будет за глаза». Утренняя роса в этот день обладала чудодейственными свойствами: женщины, умываясь ею, верили, что это придаст лицу белизну и чистоту.
5 августа – Трофим Бессонник. В разгаре была пора рабочей страды: «Долго спать – добра не видать». На Трофима начинали собирать калину и малину, а сам день поэтому называли Калинники-Малинники: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».
6 августа , в день Бориса и Глеба, старались не выезжать в поля и луга, так как считалось, что может случиться пожар, ведь наступало время многочисленных гроз с молниями, способными поджигать стога сена. Из-за этого день Бориса и Глеба называли еще Паликопной – от слов «палить копны». «На Глеба и Бориса за хлеб не берися», – говорили наши предки, подразумевая, что следует отложить жатву, хотя именно «на Борис и Глеб поспевает хлеб». Женщины и дети начинали сбор ягод черемухи. Из них варили компоты и заготавливали впрок – в основном, в сушеном виде.