МОНРЕПО В ОЖИДАНИИ НОВОЙ ЖИЗНИ

В музее­заповеднике «Парк Монрепо» осуществляются масштабные реставрационные работы в рамках реализации проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России». Восстановление усадебного комплекса должно не только вдохнуть новую жизнь в единственный в России скальный парк, но и вернуть ему во многом утраченный исторический облик. О том, что происходит сегодня в Монрепо, нам рассказал директор музея¬заповедника Евгений ТРУФАНОВ.
– Евгений Иванович, о начале масштабных работ в парке Монрепо сообщалось осенью еще 2012 года. Сейчас весна 2014 года – что уже сделано и каковы ближайшие планы?
– Сегодня мы находимся на завершающей стадии проектирования. Организации, выигравшие тендер и занимающиеся проектными работами, сейчас завершают эскизный проект, который необходимо согласовать во всех инстанциях. В нашем проекте строго соблюдается последовательность, и только после завершения одного этапа работ начинается следующий.
На первой стадии – исследовательской – идет сбор исходных данных для проекта, подготовка и составление технических заданий, определяются объемы проектных работ. Этим занимаются проектные организации – ЗАО «Новая Эра» и архитектурное бюро «Литейная часть­91». На этой стадии возникают всевозможные дополнительные работы, а также более конкретно выстраивается концепция по эскизному проектированию. Повторю, пока этот этап не завершен, следующий не начинается.
Сейчас эскизный проект находится на согласовании в департаменте по охране памятников Ленинградской области, затем он будет направлен в Министерство культуры Российской Федерации на рассмотрение межведомственной комиссии для получения заключения. Только после получения государственной экспертизы можно говорить о каких­то конкретных шагах и следующих тендерах по определению подрядных организаций или исполнителей предстоящих работ. Поэтому с каждыми вновь выявленными или дополнительными работами окончательные сроки отодвигаются.
Основная сложность возникает по оценке мероприятий по уникальному объекту «скально­пейзажный парк». Главный вопрос: как приспособить «романтический» парк для работы с туристским потоком?
До сих пор не решен вопрос с воссозданием или реставрацией малых архитектурных форм. Речь идет о деревянных утраченных павильонах. Мы их называем малыми формами, хотя они являются едва ли не центральными композициями парка. Это не только сгоревший несколько лет назад храм Нептуна, но и также павильон Мариентурм, который мы видели только на фотографиях, Китайский зонтик.
– Несколько слов о финансировании проекта…
– Общая сумма проекта чуть больше 23 миллионов долларов, но очевидно, что она увеличится, поскольку сейчас рассматривается вопрос о восстановлении десяти исторических павильонов в парке: это потребует дополнительных средств. Из всего проекта одна треть – кредит Международного банка реконструкции и развития, две трети – средства Министерства культуры России. Предусматривается и 10¬процентное долевое участие региона – Ленинградской области и муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.
– И все­таки – о сроках…
– Сейчас мы рассматриваем проект организации строительства. Мы как пользователи должны дать свои предложения.
В нынешнем году будут государственная экспертиза, общественные слушания, решение природоохранных задач. Поскольку проект реставрации Монрепо – комплексный, он включил в себя самые различные вопросы законодательства, в том числе природоохранного и экологического, так что экспертиза будет очень строгой.
На последний квартал 2014 года запланированы работы для подготовки и организации строительных площадок. Начало непосредственно реставрационных работ – 2015¬й год. Мы готовимся к предстоящим масштабным работам и должны подготовить и наших посетителей, которые за многие годы привыкли к сегодняшнему облику Монрепо.
– Что из дополнительных работ является самым существенным?
– В первую очередь – устройство всей инженерной инфраструктуры, поскольку одной реставрации объектов недостаточно для того, чтобы музей функционировал. Речь идет о водоснабжении и канализации, об обеспечении необходимым количеством электроэнергии. Многое будет делаться практически с нуля. Ведь сегодня в музее­заповеднике нет ни канализации, ни водопровода. Нас в переносном смысле слова «связывают» с городом две ниточки: телефон и электрический кабель. Все остальное, чем мы располагаем, – это угольная котельная постройки 1948 года. И, несмотря на такой экстремальный режим существования, мы многие годы поддерживаем парк в нормальном состоянии, сохраняем объекты и принимаем посетителей.
Возникло много нюансов по дополнительным работам в береговой части парка и акватории. Рассматриваются вопросы воссоздания исторических проток, дноуглубительных работ, берегоукрепления и реставрации исторических дамб. Собственно говоря, именно это и явилось первостепенной работой наших предшественников по приспособлению этой территории под усадебный парк.
– Каким предстанет после завершения реставрации Главный усадебный дом?
– Он станет музейно­выставочным комплексом. В одной его трети разместится постоянно действующая музейная экспозиция, в остальных помещениях – выставочные залы и помещения для общественных мероприятий.
Напомню, в свое время уже была приспособлена часть Главного усадебного дома под летнее функционирование: там проводились временные выставки и камерные концерты фестиваля «Вечера в Монрепо». А две трети здания так и оставались все время закрытыми, будучи в стадии «долгосрочной реставрации». В 1990¬х и 2000¬х годах в Главном усадебном доме и в Библиотечном флигеле были выполнены кровельные работы и осушение подвалов.
Кстати, стоит напомнить, что в советские годы в Главном усадебном доме, после ремонта 1960–1970¬х годов, долгое время располагался детский сад. В то время он и отапливался, и был обеспечен водоснабжением. Правда, при отсутствии очистных сооружений все отходы сбрасывались в бухту Выборгского залива…
Что касается музейного насыщения Главного усадебного дома, то, увы, не сохранилось вообще никаких предметов интерьера, мебели, утвари. Сразу после войны здесь располагался госпиталь, потом военный санаторий, и только в 1950¬х военные освободили здания. И в этот период, когда уезжало военное ведомство, вся историческая мебель была вывезена в известном только им направлении. Следов ее найти не удалось. Поэтому интерьер будет наполнен историческими аналогами тех предметов интерьера, что находились здесь прежде. В наших руках есть немало фотографий, на которых зафиксирован облик залов Главного усадебного дома.
Около тридцати подлинных предметов из Монрепо – гравюры, живопись, акварели, портреты – хранятся в Государственном Эрмитаже: они приняты в фонды еще в 1940 году. Для нашей будущей экспозиции выполняются копии этих экспонатов. Есть предварительная договоренность о возможном устройстве в воссозданных залах музея временных экспозиций, на которых будут представлены подлинные предметы из Монрепо, хранящиеся ныне в Эрмитаже.
– Как известно, еще в 1916 году владельцы усадьбы подарили библиотечное собрание Монрепо (а это примерно девять тысяч томов) Университетской библиотеке Хельсинки. Сегодня можно сказать, что решение было верным: именно благодаря этому библиотека сохранилась в целости и сохранности. Насколько я понимаю, сегодня не стоит вопрос о возвращении книжного собрания в родные стены Библиотечного флигеля в Монрепо?
– Да, эта передача была осуществлена на законных основаниях и главное «вовремя», поэтому мы абсолютно не претендуем на возвращение библиотеки, да и трудно себе представить, что такое могло бы произойти. В то же время мы поддерживаем достаточно тесные связи с библиотекой Хельсинкского университета.
Тем не менее историческая библиотека у нас будет: уже многие годы мы собираем библиотеку Монрепо из книг – исторических аналогов – по библиотечной описи Николаи. В свое время мы получили часть книг из обменного фонда Российской Национальной библиотеки. Есть редкие экземпляры, изданные в конце XVIII века и в XIX веке.
Кстати, флигель лишь условно назывался «библиотечным»: сама библиотека занимала несколько комнат. Наши библиотеки разместятся в исторических библиотечных стенах флигеля: научная, библиотека редкой книги, публичная. Там же разместится и музейное фондохранилище, и читальный зал.
– В каком году наконец­то можно будет прийти в усадебный дом Николаи и увидеть там музей?
– Я серьезно отношусь к любым обещаниям, поэтому боюсь называть точную дату. Но, во всяком случае, мы реально смотрим на вещи: механизм уже запущен, мы так долго готовились к этому проекту, что с оптимизмом смотрим в будущее. Все работы должны быть закончены к 2017¬2018 годам.
– Какие события будут происходить в парке нынешним летом?
– В отсутствие собственных выставочных помещений мы занимаемся «передвижнической» деятельностью, а также работой с посетителями на открытом воздухе – в парке и на территории усадебного двора.
Нынешним летом должны состояться все наши традиционные фестивали. В первую очередь – международный фестиваль камерной классической музыки «Вечера в Монрепо». Уже несколько лет у нас проходит фестиваль «Дети холмов». Два раза в летний сезон у нас проходят фестивали бардовской песни, что тоже хорошо сочетается с нашей природной музейной составляющей. Так, в июне уже в шестой раз пройдет фестиваль «Свидание с Монрепо» – это наше совместное детище с литературными клубами Выборга и Ленинградской области. Состоится также и ставший уже традиционным фестиваль индийской культуры.
Есть у нас и специализированные экскурсии для школьников. Летом – это «Тайны страны Пампушинки». «Пампушинка» – это исторический район парка, обустроенный Паулем Николаи и названный так в память о детском прозвище Пауля.
Хочу отметить, что популярность парка возрастает год от года. Мы очень зависим от погоды, но тем не менее принимаем до 100 тысяч посетителей в год. Правда, мы можем считать только по количеству проданных билетов: у парка нет сплошного ограждения, и мы не можем учесть всех посетителей.
Я не случайно затронул эту тему: ограждение территории является непременным условием охраны музея¬заповедника, чтобы было понятно, что это не лес, не тайга, а заповедный парк. По завершении реставрационных работ парк будет иметь и сплошное ограждение всей своей территории, и другую, более современную, нежели сегодня, систему охраны. Это тоже актуальный вопрос защиты и сбережения уникального объекта мирового культурного наследия.
Подготовил
Сергей ЕВГЕНЬЕВ
Фото автора

 
По теме
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина