Она была - единая многонациональная советская культура. Ее объединяла ориентация на гуманизм

 

Советская культура имела очень важную особенность: впервые в истории человечества возникла и развивалась единая в своем национальном многообразии художественная культура. Произведения литераторов разных народов СССР, таких как, например, казах Джамбул Джабаев, киргиз Чингиз Айтматов, чукча Юрий Рытхэу, еврей Шолом-Алейхем, дагестанец Расул Гамзатов, белорус Янка Купала, украинец Максим Рыльский, латыш Андрей Упит, русский Михаил Шолохов, были известны и способствовали формированию культурного мира людей во всем Советском Союзе.

КИНОФИЛЬМЫ, созданные на республиканских студиях, поступали во всесоюзный прокат и пользовались популярностью по всей стране. В золотой фонд советского киноискусства вошли фильмы русского режиссера Всеволода Пудовкина, украинца Александра Довженко, туркмена Ходжакули Нарлиева, литовца Витаутаса Жалакявичюса, грузина Резо Чхеидзе и многих других представителей разных национальностей.

Лучшие спектакли театров всех республик становились достоянием зрителей всего Союза. В каждой республике местные театры знакомили людей с пьесами драматургов других народов СССР. Как общее культурное богатство воспринимались национальные ансамбли народной музыки и народного танца. И, скажем, молдавский "Жок" имел в России не меньше поклонников, нежели ансамбль Игоря Моисеева.

Мастера культуры разных республик регулярно встречались на творческих семинарах, Днях культуры одной республики в другой, съездах художественной интеллигенции. Националисты разных мастей еще в советское время стремились извратить сущность сталинской идеи формирования единого многонационального советского народа и, соответственно, единой многонациональной советской культуры. Они всячески затушевывали составляющую "многонациональная" и представляли все так, будто на самом деле под лозунгом формирования единого советского народа шла русификация других национальностей. После победы контрреволюции 1991 года националисты, пришедшие к власти в большинстве бывших республик СССР, использовали всю мощь средств идеологического воздействия на людей, чтобы привить им такое представление о советском прошлом. Но достаточно честно оценить сталинские годы, чтобы стала очевидной полная бредовость подобных утверждений. Обратимся к примеру Украины, власти которой в последние годы особенно преуспели в антисоветизме. Первая пятилетка потребовала максимальной концентрации средств на решении задач индустриализации страны. Вопрос стоял, как известно, так: либо планы, казавшиеся многим специалистам фантастическими, будут выполнены, либо нас сомнут. И вот в этих сложных условиях на Украине в 1929 - 1931 годах (в разгар первой пятилетки) издаются - понятно, на украинском языке - семитомное Собрание сочинений Марка Кропивницкого и шеститомное - Ивана Карпенко-Карого, девятитомное - Ольги Кобылянской; выходят книги произведений Тараса Шевченко, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского, Максима Рыльского, Андрея Малышко и других писателей и поэтов - как классиков украинской литературы, так и молодых авторов. В 1920 - 1930-х годах во всех областях Украины были созданы национальные драматические театры, в которых шли пьесы Ивана Котляревского, Марка Кропивницкого, Михаила Старицкого, Ивана Кочерги, Григория Квитки-Основьяненко... В крупных городах открывались театры оперы и балета, в репертуаре которых важное место занимали произведения украинских композиторов. Создавались украинские музыкальные коллективы: например, капелла бандуристов под управлением М. Михайлова, Музыкальный коллектив (капелла) "Думка", хор Григория Веревки. Как раз в 1920 - 1930-х годах зародилось национальное - не только по месту расположения студии, но главное по художественному стилю - украинское киноискусство. И оно добилось мирового признания.

Многонациональная советская культура, подчеркну, была не просто "арифметической" совокупностью творчества национальных мастеров, а многогранным единым целым. Ее объединяющими началами были ориентация на гуманизм, на духовное развитие народа.

Одним из важнейших принципов, общих для советских мастеров культуры, была ответственность за воздействие произведений на сознание людей.

Вот пример, подтверждающий это. В 1970-е годы в западном кино поднялась волна насилия. Она затопила коммерческий кинематограф; часто насилие и жестокость встречались и в фильмах, посвященных серьезным нравственным, социальным, политическим проблемам. И сплошь и рядом такие эпизоды использовались режиссерами не как средство шокового воздействия на зрителя для достижения какой-то художественной цели, а как дань моде, а то и как способ повысить прокатные возможности картины. Эта тенденция меня очень беспокоила, и я, встречаясь с режиссерами, старался узнать их мнение о ней. У западных кинематографистов моя тревога, как правило, отклика не находила. Например, известный французский актер и режиссер Робер Оссейн сказал в ответ: "Кино - зеркало мира. А мы живем в очень жестоком мире. Поэтому нормально, что мы видим в фильмах жестокость". Мои попытки убедить его, что кино не только отражает состояние умов, но и само воздействует на него, и потому фильмы насилия способствуют его распространению, успеха не имели: "Я считаю, что каждый может делать то, что он хочет".

А вот советские мастера экрана относились к этой проблеме совершенно иначе. Я разговаривал о ней с режиссерами разного возраста, разных национальностей, придерживающихся разных творческих стилей, - и все они были убеждены, что фильм становится произведением искусства лишь тогда, когда, кроме чисто кинематографических достоинств, он имеет гуманистическую ориентацию, когда нацелен на утверждение человеческого в человеке.

Наталья Бондарчук, в те годы начинающий режиссер, высказала точку зрения на то, что тут нужно различать: "Если фильм, даже с "острыми", так сказать, эпизодами, нацелен на духовные приобретения зрителей, то это оправданно. Если же фильм просто возбуждает в зрителях агрессивность, то это, я считаю, самое порочное".

На подобной позиции стоял и украинский режиссер Тимофей Левчук, начинавший путь в кино еще до Великой Отечественной войны: "Жестокие сцены - это очень опасное средство воздействия на зрителей, и мы должны быть с ними осторожны и точны, как аптекари с ядами". И он рассказал, что в новом фильме "Если враг не сдается" показано, как эсэсовцы пытались прорваться из Корсунь-Шевченковского котла. В реальности они шли под огнем в буквальном смысле по щиколотку в крови. Показать такое на экране технически труда не составляло, "но это был бы уже гиньоль".

Литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс прочел мне целую "лекцию" о воздействии жестоких сцен на зрителей, о том, в чем разница между описанием жестокости в литературе и ее демонстрацией в кино. И вывод его был такой же: режиссер должен быть очень и очень осторожен в показе жестокости. Иначе даже фильм, задуманный с благими намерениями, может принести людям непользу, а вред. И Витаутас, кстати, вспомнил свой фильм "Вся правда о Колумбе". Его не выпустили на всесоюзный экран, потому что в картине были с натуралистической жестокостью показаны пытки, которым подвергали подпольщиков. Мастер сказал, что потом сам пришел к выводу: это было правильное решение.

Туркменского режиссера Ходжакули Нарлиева, похоже, самого беспокоила проблема распространения в кино насилия. На мои рассуждения о тех опасностях, которые таят попытки повысить прокатные возможности серьезных картин за счет демонстрации насилия, он отреагировал очень горячо: "Конечно, хотелось, чтобы фильм был и душой сделан полностью и в то же время массовому зрителю понравился. Это идеальный вариант. Но идти сознательно на какие-то вещи, только чтобы понравиться публике... Как можно в деле, которому мы отдаем жизнь, идти на такое!.. Сколько фильмов, где зрителя держат тем, как много людей убьют и каким способом. Убивают не для того, чтобы заставить зрителя задуматься, насколько это страшно и противоестественно, а только для того, чтобы привлечь публику! Да, конечно, когда тычут пистолетом в лицо - на это публика пойдет. Но когда художник идет на такое, он становится настоящим преступником перед будущими поколениями!"

Жена Ходжи, актриса Маягозель Аймедова, тоже участвовала в нашем разговоре, и она сказала фразу, которую я позже, когда "демократизаторы" нашего кино уничтожили в нем все нравственные ограничители, вспоминал много раз: "Кино может отбить у людей человеческую память. Когда видят только одно насилие, порнографию, ничего не понимают и не хотят понимать, то становятся такими манкуртами, для которых нет ничего святого".


Василенко Виктор

"Правда", №100 (30597) 12 – 13 сентября 2017 года
https://kprf.ru/pravda/issues/2017/100/article-59422/

 

 
По теме
Умер первый программный директор кинофестиваля «VOICES» Игорь Гуськов - СеверИнформ Умер первый программный директор кинофестиваля «VOICES» Игорь Гуськов Он скончался в больнице Парижа после продолжительной болезни Игорь Гуськов был программным директором Фестиваля молодежного европейского кино в Вологде.
08.10.2017
 
Дорогой к славе - Приозерский  район    21 июня в Приозерском киноконцертном зале состоялся традиционный районный конкурс художественного творчества детских оздоровительных лагерей «ДОРОГА К СЛАВЕ».
22.06.2018
GIMN VYBORGA 20.06 - Vyborg.TV Официальный гимн появился у Выборга. На очередной сессии городскому Совету депутатов представили на рассмотрение решение конкурсной комиссии.
22.06.2018
 
Турист, открой свою Гатчину! - Гатчинская правда - под таким девизом в Александровской приемной Гатчинского дворца накануне главного футбольного праздника прошла презентация туристического проекта «Выходные в Гатчине».
22.06.2018
Всех порежу! - Гатчинская правда За порванную футболку на ночном воре гатчинский «Магнит» расплатился двумя бутылками коньяка.
22.06.2018 Гатчинская правда
Следственный комитет устанавливает причины и условия, которые могли способствовать совершению преступлений в отношении детей в результате неудовлетворительной организации их отдыха в летний период - Следственный комитет В ряде субъектов Российской Федерации с начала летних каникул произошло значительное количество трагических происшествий с детьми, к расследованию обстоятельств которых незамедлительно подключился Следственный комитет.
22.06.2018 Следственный комитет
Сила «Ягуара»: владелец иномарки второй раз лишен автомобиля из-за быстрой езды - СеверИнформ Сила «Ягуара»: владелец иномарки второй раз лишен автомобиля из-за быстрой езды У череповчанина в очередной раз конфискован дорогой автомобиль в счет долгов, накопленных за неоплаченные штрафы.
22.06.2018 СеверИнформ
В период с 5 по 19 июня на территории Гатчинского муниципального района произошло более 20 пожаров, погибших нет.
19.06.2018 Гатчинская правда
Турист, открой свою Гатчину! - Гатчинская правда - под таким девизом в Александровской приемной Гатчинского дворца накануне главного футбольного праздника прошла презентация туристического проекта «Выходные в Гатчине».
22.06.2018 Гатчинская правда
Дорогой к славе - Приозерский  район    21 июня в Приозерском киноконцертном зале состоялся традиционный районный конкурс художественного творчества детских оздоровительных лагерей «ДОРОГА К СЛАВЕ».
22.06.2018 Приозерский район
ГАТЧИНА ВОЗВРАЩАЕТ УТРАЧЕННОЕ - Газета Вести Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, министр культуры России Владимир Мединский и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко приняли участие в церемонии возвращения Гатчинскому музею 16 утраченных
22.06.2018 Газета Вести
    В Вырицкой детской библиотеке 14 июня открылись «Летние дни детской литературы-2018».
20.06.2018 Гатчинская правда
Недавно в саду Дома-музея Н.А. Римского Корсакова прошел музыкально-поэтический концерт «На поэтических аллеях».
21.06.2018 Тихвинская неделя
«Уличный футбол за толерантность» - ЛенОблИнформ Международный турнир под таким названием состоялся 16 июня 2018 г. в Новом Девяткино в рамках программы обмена молодежью между Германией и Россией.
22.06.2018 ЛенОблИнформ
Готовы к труду и обороне (ГТО) - Служба судебных приставов Сотрудники УФССП России по Ленинградской области награждены знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)».
22.06.2018 Служба судебных приставов
В нашем городе откроется филиал академии "Зенита" и обоснуется новая областная команда "Ленинградец"   Футбол остается самой популярной и любимой игрой, в том числе и в Тихвине.
21.06.2018 Тихвинская неделя
    В минувшее воскресенье на площадке перед Домом культуры пос. Пудость прошел юбилейный V Фестиваль народных игр и национальных видов спорта.
21.06.2018 Гатчинская правда
Корреспондент "ТН" ездила поболеть за наших футболистов в московские Лужники   На матче открытия чемпионата мира по футболу 14 июня на стадионе в Москве было 78 тысяч зрителей (больше чем все население Тихвинского района),
21.06.2018 Тихвинская неделя
Распахните сердца для памяти! - Гатчинская правда                   На мемориале воинской славы на улице Солодухина в Гатчине состоялся торжественно-траурный митинг, посвященный годовщине начала Великой Отечественной войны.
22.06.2018 Гатчинская правда
Все в лес! - Администрация ЛенОбласти В Ленинградской области снят запрет на посещение лесов.   Облачная погода с дождями принесла ленинградским лесам передышку: на территории Бокситогорского района объявлен III уровень пожарной опасности,
22.06.2018 Администрация ЛенОбласти
У диспетчеров Центрального филиала скоро появится новый пульт связи - ЛенОблИнформ 21 июня в ЛОЭСК прошел ежеквартальный День охраны труда. Часть мероприятий состоялась в РЭС г. Тосно Центрального филиала – диспетчеры ОДС филиала и ОДГ РЭС ознакомились с новым современным диспетчерским пультом связи,
22.06.2018 ЛенОблИнформ
Пушкинский район Филиала ПАО «Ленэнерго» «Пригородные электрические сети» уведомляют,
22.06.2018 Администрация г. Коммунар
21 июня в ЛОЭСК прошел ежеквартальный День охраны труда. Часть мероприятий состоялась в РЭС г. Тосно Центрального филиала – диспетчеры ОДС филиала и ОДГ РЭС ознакомились с новым современным диспетчерским пультом связи,
22.06.2018 ЛенОблИнформ
Электросетевые компании уведомляют о проведении плановых работ. В связи с проведением плановых работ в Гатчине и районе будет отключено электроснабжение: - 22 июня с 09:00 до 16:00 Вырицкое поселение, д. Чаща – частично.
21.06.2018 Гатчинская правда