МАРИУС ПЕТИПА И ЕГО ВЕНЕРА

Фото: www.vesty.spb.ru

У представителей великосветского Петербурга считалось правилом хорошего тона покровительствовать балету, а еще лучше – хорошеньким балеринам. Самым же большим шиком в мире столичной аристократии считалось жить с балериной. Вообще, балет был совершенно особым миром, который можно сравнить, наверное, с миром современной шоу-индустрии. Внешне могло показаться, что на «олимп» восходят небожители, а изнутри весь этот мир был пронизан драмами, страстями и трагедиями.

ЗАПРЕТ НА ПОЦЕЛУИ

В центре нашего сегодняшнего повествования – перипетии личной жизни прославленного балетмейстера и педагога Мариуса Петипа, двухсотлетие со дня рождения которого торжественно отмечали в марте нынешнего года.

В Россию он приехал в 1847 году, когда ему было двадцать девять лет, а спустя семь лет, по его собственным словам, он «сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой, грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой». Впрочем, для знаменитого танцовщика Петипа она была, конечно же, не первым объектом любовной страсти. В прошлом остались его многочисленные эпизоды юношеского «геройства», проявленные во время гастролей.

«Испания – страна любви и поклонения женщине, а между тем есть там обычаи, резко противоречащие свободному, откровенному проявлению страсти, каким отличаются, например, все национальные танцы испанцев, – вспоминал впоследствии Мариус Петипа. – На сцене артистам строго воспрещено целовать женщин, хотя бы это требовалось походу действия.

В одном из тирольских характерных па, которое я исполнял с г-жой Ги Стефан, танцор просит у своей партнерши поцелуя, но встречает отказ. Он второй раз еще настойчивее умоляет о том же – опять отказ. Третья попытка влюбленного смягчает даму, она выражает согласие, и я, войдя в роль и воспользовавшись полученным разрешением, так реально воспроизвел «предлагаемое действие», что даже поклонники школы г. Станиславского могли быть вполне удовлетворены».

Как только Петипа удалился за кулисы, туда сразу же заявился начальник мадридской полиции, который спешно покинул свою ложу, дабы заявить актеру о строжайшем и серьезнейшем запрещении целовать на сцене даму. Пока Петипа «смиренно выслушивал реприманд его превосходительства», в зрительном зале публика неистовствовала. Крики «бис!», «бис!» звучали все громче. Петипа спросил у своего директора, можно ли повторить сцену поцелуя. «Валяйте», – отвечал тот.

«Мы становимся в позу, чтобы повторить свое па, зал вот-вот рухнет от рукоплесканий; затем воцаряется полная тишина – в ожидании поцелуя, – вспоминал Петипа. – Первая и вторая просьбы отринуты. После третьей – пауза. Затем она отвечает: «да», и уж на этот раз я целую ее два раза подряд. Публика разражается несмолкаемыми аплодисментами – явно в пику сидящему в ложе полицейскому комиссару. Тот снова спешит на сцену и очень сердито говорит мне: «Господин Петипа, извольте переодеться, я буду ждать вас, вы арестованы»«. На счастье танцовщика, директор взял его под защиту, и конфликт был улажен.

Эффект был колоссальным: стоило теперь только появиться на афише имени Петипа, как залу был обеспечен аншлаг…

НОЧНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ

«Второй случай «геройства» был уже на романической подкладке, и храбрость свою пришлось тут проявлять не в смелых поцелуях, а перед дулом пистолета противника, искренне желавшего если не убить меня, то во всяком случае серьезно искалечить», – вспоминал Петипа.

Вот как обстояло дело: одна «знатная испанка» не первой уже молодости, но все еще выдающейся красоты имела «абонированную» ложу в театре, куда она приезжала с не менее красивой и совсем юной дочерью. 

«Не знаю, успех ли мой у публики или красноречивые па и антраша мои подействовали на романическое воображение юной особы, но между нами завязался роман по всем правилам испанских любовных интриг. После спектакля отправлялся я к балкону своей дульцинеи и, если на нем не было белого платка, что означало «опасность», я с ловкостью испанского идальго взбирался на балкон, а оттуда попадал в объятия очаровательной Джульетты.

Но не всегда спала мирным сном и «знатная испанка»; и у нее тоже был свой Ромео, оказавшийся соотечественником моим, первым секретарем французского посольства… Узнав о моих ночных посещениях и подозревая во мне соперника, подкараулил он меня одной темной ночью и в сопровождении слуги, освещавшего ему путь факелом, накинулся на меня раньше чем я успел попасть на балкон».

Француз тут же назначил время и место поединка. Петипа тоже пришлось срочно искать себе секунданта, в роли которого согласился выступить поселившийся недавно в Мадриде ремесленник из Бордо. 

Перед поединком секундант француза заявил: «Прежде чем начать дуэль, я уполномочен моим клиентом предложить вам десять тысяч франков, если вы согласитесь немедленно покинуть Мадрид». «Передайте своему клиенту, что я приму эти деньги лишь при условии, что за каждый франк дам ему по пощечине», – ответил Петипа. «Так на места, – вскричал в бешенстве маркиз, – я проучу вас как следует».

Первый выстрел принадлежал французу, оружие дало осечку, он выстрелил снова, и на счастье Петипа, промахнулся. Затем пришел черед танцовщика: он выстрелил метко, пуля разбила французу нижнюю челюсть.

«Последовало объяснение; я уверил его, что не знаю даже «знатной испанки» и посещаю другую особу, назвать которую не имею, конечно, права, – вспоминал Петипа. – История дуэли облетела весь город, и задолго до представления в кассе не было уже ни одного билета; все желали видеть «героя», и овации, каких я удостоился, трудно описать. Много дней еще появление моего имени на афише обеспечивало театру полный сбор, но, к сожалению, мне пришлось вскоре из-за этой истории покинуть город по проискам посольства».

И все-таки Петипа пришлось покинуть Испанию и уехать во Францию. Там он и получил письмо из Петербурга от старого балетмейстера Титюса, в котором тот предлагал «ангажемент» в столице Российской империи «с жалованьем десять тысяч франков и полбенефиса в год». Танцовщик тотчас же согласился…

СЕМЕЙНЫЕ БУРИ

Мария Суровщикова-Петипа полтора десятка лет была женой балетмейстера. Аристократической родословной Мария похвастать не могла: она была всего-то внебрачной дочерью шляпницы, но была очень талантливой. Известный французский критик Фьерентино писал о ней: «Ее маленькие ножки совершают много ошибок, а ее проворные гибкие руки изгибаются грациозно, вопреки правилам грамматики».

Петипа непременно подчеркивал, что именно он сыграл исключительную роль в успехах супруги: «Я сделал все что мог, чтобы Мария заняла выдающееся положение на балетной сцене».

«Он был прав… отчасти, – отмечает исследовательница Ольга Ковалик в своей книге «Жизнь балерин русского императорского театра». – Уникальность Суровщиковой заключалась в том, что она оказалась от природы одарена свойствами, ставившими ее искусство выше ремесла. Толпа обожателей балерины не давала ей прохода, за что прелестнице нередко доставалось от ревнивого супруга, который, танцуя адажио со своей «душкой», весь содрогался от страсти и шептал: «Я люблю тебя, люблю тебя!»«.

Однако, увы, семейное счастье балетной четы дало трещину. Петипа вспоминал: «В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной».

Петипа начал закатывать жене семейные сцены, и, как поговаривали, не без основания. Не раз ей приходилось перебираться к матери, чтобы переждать очередную семейную бурю. В феврале 1867 года Суровщикова даже обратилась в суд, жалуясь на «жестокое обращение с нею мужа». Потом супруги пошли на мировую, в результате чего балерина навсегда покинула мужа. Детей Жана и Марию они «поделили» между собой: сын остался с матерью, дочь – с отцом.

Между тем вскоре Мариус Петипа нашел новое семейное счастье: его избранницей стала балерина столичной императорской труппы Любовь Савицкая, дочь известного драматического артиста Леонида Леонидова. В то же время формально он оставался женатым на Суровщиковой: церковный брак они не расторгали, поскольку это было сопряжено в ту пору с огромными трудностями.

Любовь Савицкая родила Мариусу Петипа шестерых детей. Впрочем, в литературе можно найти сведения, что у балетмейстера были еще и внебрачные отпрыски – сын от актрисы Терезы Бурден, ставший драматическим актером, и дочь от работницы театра.

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

«Вторым браком отец был женат на моей матери Любови Леонидовне Савицкой, дочери известного трагика Леонида Львовича Леонидова, служившего в Малом театре и переведенного в Петербург после смерти Каратыгина, – вспоминала младшая дочь Мариуса Петипа Вера Петипа. – Отец был значительно старше ее: ему было пятьдесят пять лет, а ей – девятнадцать.

Характеры у них были совершенно различные. Отец – очень подвижный, углубленный в свою работу, пунктуальный, весь в своем искусстве, которое он боготворил, без которого тосковал во время отдыха. Мама – очень живая, непосредственная, пунктуальности никакой, вся в настроениях, вне времени, очень рассеянная и с большим юмором. Их разговор часто вызывал у нас, детей, дружный смех – так они были противоположны, но это не помешало им прожить вместе много лет и любить друг друга. Мать вносила в нашу нервную и напряженную театральную атмосферу струю освежающей непосредственности и увлекательного юмора…

Отец зорко наблюдал за нашими духовными наклонностями, подмечая те или иные индивидуальные свойства, поощрял положительные и противостоял отрицательным. Воспитание мы получали вполне демократическое и, несмотря на очень хорошие материальные условия, были приучены с самых ранних лет к самообслуживанию и дисциплине. В дочерях отец мой с радостью отмечал женственность, пластичность, грацию и смелость. Предоставляя матери полную свободу в домашнем обиходе и обучении детей, он ревниво оберегал нравственную чистоту, особенно дочерей…

Семья наша была на редкость бурная. Спор возникал из-за малейшего пустяка. Думаю, что это происходило от смешения в нас разных национальностей: отец – француз, марселец, а мать по отцу полька, по матери гречанка».

По словам Веры Петипа, отец воспитывал в детях деликатнейшее отношение к матери и вообще к старшим, нежность и заботливость к младшим сестрам и братьям. Он хотел, чтобы братья были мужественными, стойкими и уступчивыми к сестрам.

Отец воспитывал простоту отношений, не любил подчеркивать своих знаний и заслуг, чтобы не возвышаться над другими людьми: он просто – Петипа или даже «Иванов» (там, где его не знали совсем, например, при случайных знакомствах). Требовал простоты и в костюме, сердился на сыновей, если замечал чрезмерную парадность. В сыновьях он развивал честность, мужество, храбрость, учил их плаванию для оказания помощи утопающим (за это сам имел награды), обучал стрельбе в цель, верховой езде и другим видам спорта, развивающим ловкость и силу.

Много беспокойства причинила Мариусу Петипа красота его старшей дочери Марии. Она оказывалась в центре многих событий веселившегося Петербурга.

«Она обучалась танцам у отца и дебютировала в балете «Голубая георгина», – вспоминала Вера Петипа. – Моя мать рассказывала, что как только Мария появилась на сцене, ее красота вызвала общий взрыв восхищения в зрительном зале. Танцы Марии, впрочем, вызывали критические замечания со стороны строгих хранителей законов балетной классики. Она вносила в хореографический рисунок индивидуальные движения, которые не укладывались в установленный комплекс».

Большим ударом для Мариса Петипа стала смерть его дочери Евгении. 

«Она умерла от саркомы, ножка была ампутирована. Отец присутствовал при операции. Пережитые им страдания вызвали у него нервное заболевание. 

После потери дочери, которую он очень любил и на которую возлагал большие надежды, он прекратил занятия со своими детьми, уничтожил домашнюю сцену, как скорбное напоминание, и отдал третью дочь Любовь в Театральное училище. Но и она не оправдала его надежд; жизнь ее сложилась очень неудачно… Талантливая и трудоспособная, она блестяще закончила школу и в первый год выступила в главной роли в одноактном балете «Пробуждение Флоры». Прослужив только один год, она опрометчиво вышла замуж и ушла со сцены…

Все эти переживания резко изменили взгляды отца на воспитание: излишние требования и строгости смягчились и ко мне уже не применялись. Вместе с тем пережитые невзгоды наглядно показали, что жизнь имеет свои непреложные законы, обойти которые не всегда удается»…

Сергей ЕВГЕНЬЕВ

Специально для «Вестей»

На фото – Мариус Петипа. Фото середины XIX века

 
По теме
Башня ратуши: завершение реставрации - Администрация МО Выборгский район С башни Ратуши начали снимать строительные леса – ремонтно-реставрационные работы на одной из главных достопримечательностей Выборга завершаются.
19.06.2018
Тема встреч – подготовка к зиме - Киришский район Глава Киришского муниципального района А.В.Левин посетил с рабочими визитами муниципальное предприятие «Жилищное хозяйство» и филиал ПАО «ОГК-2» - Киришскую ГРЭС.
19.06.2018
ОНФ в Ленинградской области добился проведения внеплановой проверки ветхих домов в поселке Дружноселье - ОНФ в Ленинградской области Активисты Общероссийского народного фронта добились проведения внеплановой проверки и инструментального обследования домов 1900 и 1934 годов постройки в поселке Дружноселье Гатчинского района Ленинградской области.
19.06.2018
 
Башня ратуши: завершение реставрации - Администрация ЛенОбласти С башни Ратуши начали снимать строительные леса – ремонтно-реставрационные работы на одной из главных достопримечательностей Выборга завершаются.
19.06.2018
По итогам пяти месяцев 2018 года, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, аварийность и показатель тяжести последствий в результате дорожно-транспортных происшествий снизились на 10%.
19.06.2018
 
Инновации — для безопасности - Администрация ЛенОбласти На региональных дорогах Ленинградской области снижается аварийность.   По итогам пяти месяцев 2018 года, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года,
19.06.2018
 
В Ленинградской области с 1 июля начнет работу Центр социальной защиты населения (ЦСЗН) – новое госучреждение, созданное на базе действующего с 2016 года Единого выплатного центра.
19.06.2018
18 июня к исполняющему обязанности главы администрации Лужского муниципального района Намлиеву Ю.В.
19.06.2018
Башня ратуши: завершение реставрации - Администрация ЛенОбласти С башни Ратуши начали снимать строительные леса – ремонтно-реставрационные работы на одной из главных достопримечательностей Выборга завершаются.
19.06.2018 Администрация ЛенОбласти
Создан Центр социальной защиты населения - Администрация ЛенОбласти В Ленинградской области с 1 июля начнет работу Центр социальной защиты населения (ЦСЗН) – новое госучреждение, созданное на базе действующего с 2016 года Единого выплатного центра.
18.06.2018 Администрация ЛенОбласти
У представителей великосветского Петербурга считалось правилом хорошего тона покровительствовать балету, а еще лучше – хорошеньким балеринам.
13.06.2018 Газета Вести
Утром 7 июня в бассейне Шлиссельбурга на детей во время спортивных занятий по плаванию упали кирпичи и части пластиковой обшивки с потолка.
13.06.2018 Газета Вести
Горят бани, машины и дачи - Гатчинская правда В период с 5 по 19 июня на территории Гатчинского муниципального района произошло более 20 пожаров, погибших нет.
19.06.2018 Гатчинская правда
Ужин с мертвецом - Гатчинская правда В квартире на Хохловом поле в ходе коллективной пьянки был невзначай убит мужчина.
19.06.2018 Гатчинская правда
В полицию обратилась молодая женщина, которую ограбил экс-возлюбленный. Цена вопроса – девять с половиной тысяч рублей.
15.06.2018 Гатчинская правда
Hochu vse znat - Тихвинская неделя В честь дня рождения А.С. Пушкина мы узнали, какие книги по душе тихвинцам Конечно, суета повседневной жизни, современные гаджеты и Интернет, кино и телевизор порой забирают практически все наше время.
19.06.2018 Тихвинская неделя
reading book - Тихвинская неделя Заведующие тихвинских библиотек рассказали о том, как время года влияет на вкусы читателей и составили собственный рейтинг книг, которые помогут вам сделать летний отпуск ярче и интереснее.
19.06.2018 Тихвинская неделя
Нажмите для просмотра в полном размере... - Администрация г. Пикалёво Николай Пустотин: «Неистощим, по-настоящему красив и силен «Вепсский родник» 16 июня 2018 года в поселке Шугозеро прошел седьмой фестиваль вепсской культуры "Вепсский родник".
18.06.2018 Администрация г. Пикалёво
        В Межпоселенческой центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина 9 июня прошел круглый стол «Вокруг Пушкина…», в котором приняли участие именитые пушкинисты и потомки Александра Сергеевича Пушкина.
18.06.2018 Гатчинская правда
И снова «ветер странствий» подул в Волховском районном обществе инвалидов, и мы с готовностью приняли предложение председателя РО Р.П.
18.06.2018 Провинция.Северо-Запад
«В здоровом теле - здоровый дух» - Гатчинская правда         Здоровый образ жизни и хорошая физическая форма – сейчас эту задачу ставят перед собой многие, в том числе и работодатели.
19.06.2018 Гатчинская правда
Подошла к завершению очередная смена в спортивном лагере «Эравец», которая проходила с 1 по 15 июня.
18.06.2018 Провинция.Северо-Запад
15 июня на детской площадке школы № 5 собрались семь юных спортсменов из СОШ № 5, № 6 и № 7, которые сыграли в шахматы в турнире «Волховское лето – 2018».
18.06.2018 Провинция.Северо-Запад
В МФЦ - на соцтакси - МФЦ Центры «Мои Документы» вошли в перечень маршрута социального такси. В рамках услуги льготные категории граждан могут добраться до МФЦ по особым тарифам.
19.06.2018 МФЦ
Башня ратуши: завершение реставрации - Администрация ЛенОбласти С башни Ратуши начали снимать строительные леса – ремонтно-реставрационные работы на одной из главных достопримечательностей Выборга завершаются.
19.06.2018 Администрация ЛенОбласти
В парке Ленина начинается замена скамеек и урн. Отдел благоустройства администрации Выборгского района информирует, что демонтированное оборудование после восстановительных работ планируется использовать повторно,
19.06.2018 Администрация МО Выборгский район