МАРИУС ПЕТИПА И ЕГО ВЕНЕРА

Фото: www.vesty.spb.ru

У представителей великосветского Петербурга считалось правилом хорошего тона покровительствовать балету, а еще лучше – хорошеньким балеринам. Самым же большим шиком в мире столичной аристократии считалось жить с балериной. Вообще, балет был совершенно особым миром, который можно сравнить, наверное, с миром современной шоу-индустрии. Внешне могло показаться, что на «олимп» восходят небожители, а изнутри весь этот мир был пронизан драмами, страстями и трагедиями.

ЗАПРЕТ НА ПОЦЕЛУИ

В центре нашего сегодняшнего повествования – перипетии личной жизни прославленного балетмейстера и педагога Мариуса Петипа, двухсотлетие со дня рождения которого торжественно отмечали в марте нынешнего года.

В Россию он приехал в 1847 году, когда ему было двадцать девять лет, а спустя семь лет, по его собственным словам, он «сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой, грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой». Впрочем, для знаменитого танцовщика Петипа она была, конечно же, не первым объектом любовной страсти. В прошлом остались его многочисленные эпизоды юношеского «геройства», проявленные во время гастролей.

«Испания – страна любви и поклонения женщине, а между тем есть там обычаи, резко противоречащие свободному, откровенному проявлению страсти, каким отличаются, например, все национальные танцы испанцев, – вспоминал впоследствии Мариус Петипа. – На сцене артистам строго воспрещено целовать женщин, хотя бы это требовалось походу действия.

В одном из тирольских характерных па, которое я исполнял с г-жой Ги Стефан, танцор просит у своей партнерши поцелуя, но встречает отказ. Он второй раз еще настойчивее умоляет о том же – опять отказ. Третья попытка влюбленного смягчает даму, она выражает согласие, и я, войдя в роль и воспользовавшись полученным разрешением, так реально воспроизвел «предлагаемое действие», что даже поклонники школы г. Станиславского могли быть вполне удовлетворены».

Как только Петипа удалился за кулисы, туда сразу же заявился начальник мадридской полиции, который спешно покинул свою ложу, дабы заявить актеру о строжайшем и серьезнейшем запрещении целовать на сцене даму. Пока Петипа «смиренно выслушивал реприманд его превосходительства», в зрительном зале публика неистовствовала. Крики «бис!», «бис!» звучали все громче. Петипа спросил у своего директора, можно ли повторить сцену поцелуя. «Валяйте», – отвечал тот.

«Мы становимся в позу, чтобы повторить свое па, зал вот-вот рухнет от рукоплесканий; затем воцаряется полная тишина – в ожидании поцелуя, – вспоминал Петипа. – Первая и вторая просьбы отринуты. После третьей – пауза. Затем она отвечает: «да», и уж на этот раз я целую ее два раза подряд. Публика разражается несмолкаемыми аплодисментами – явно в пику сидящему в ложе полицейскому комиссару. Тот снова спешит на сцену и очень сердито говорит мне: «Господин Петипа, извольте переодеться, я буду ждать вас, вы арестованы»«. На счастье танцовщика, директор взял его под защиту, и конфликт был улажен.

Эффект был колоссальным: стоило теперь только появиться на афише имени Петипа, как залу был обеспечен аншлаг…

НОЧНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ

«Второй случай «геройства» был уже на романической подкладке, и храбрость свою пришлось тут проявлять не в смелых поцелуях, а перед дулом пистолета противника, искренне желавшего если не убить меня, то во всяком случае серьезно искалечить», – вспоминал Петипа.

Вот как обстояло дело: одна «знатная испанка» не первой уже молодости, но все еще выдающейся красоты имела «абонированную» ложу в театре, куда она приезжала с не менее красивой и совсем юной дочерью. 

«Не знаю, успех ли мой у публики или красноречивые па и антраша мои подействовали на романическое воображение юной особы, но между нами завязался роман по всем правилам испанских любовных интриг. После спектакля отправлялся я к балкону своей дульцинеи и, если на нем не было белого платка, что означало «опасность», я с ловкостью испанского идальго взбирался на балкон, а оттуда попадал в объятия очаровательной Джульетты.

Но не всегда спала мирным сном и «знатная испанка»; и у нее тоже был свой Ромео, оказавшийся соотечественником моим, первым секретарем французского посольства… Узнав о моих ночных посещениях и подозревая во мне соперника, подкараулил он меня одной темной ночью и в сопровождении слуги, освещавшего ему путь факелом, накинулся на меня раньше чем я успел попасть на балкон».

Француз тут же назначил время и место поединка. Петипа тоже пришлось срочно искать себе секунданта, в роли которого согласился выступить поселившийся недавно в Мадриде ремесленник из Бордо. 

Перед поединком секундант француза заявил: «Прежде чем начать дуэль, я уполномочен моим клиентом предложить вам десять тысяч франков, если вы согласитесь немедленно покинуть Мадрид». «Передайте своему клиенту, что я приму эти деньги лишь при условии, что за каждый франк дам ему по пощечине», – ответил Петипа. «Так на места, – вскричал в бешенстве маркиз, – я проучу вас как следует».

Первый выстрел принадлежал французу, оружие дало осечку, он выстрелил снова, и на счастье Петипа, промахнулся. Затем пришел черед танцовщика: он выстрелил метко, пуля разбила французу нижнюю челюсть.

«Последовало объяснение; я уверил его, что не знаю даже «знатной испанки» и посещаю другую особу, назвать которую не имею, конечно, права, – вспоминал Петипа. – История дуэли облетела весь город, и задолго до представления в кассе не было уже ни одного билета; все желали видеть «героя», и овации, каких я удостоился, трудно описать. Много дней еще появление моего имени на афише обеспечивало театру полный сбор, но, к сожалению, мне пришлось вскоре из-за этой истории покинуть город по проискам посольства».

И все-таки Петипа пришлось покинуть Испанию и уехать во Францию. Там он и получил письмо из Петербурга от старого балетмейстера Титюса, в котором тот предлагал «ангажемент» в столице Российской империи «с жалованьем десять тысяч франков и полбенефиса в год». Танцовщик тотчас же согласился…

СЕМЕЙНЫЕ БУРИ

Мария Суровщикова-Петипа полтора десятка лет была женой балетмейстера. Аристократической родословной Мария похвастать не могла: она была всего-то внебрачной дочерью шляпницы, но была очень талантливой. Известный французский критик Фьерентино писал о ней: «Ее маленькие ножки совершают много ошибок, а ее проворные гибкие руки изгибаются грациозно, вопреки правилам грамматики».

Петипа непременно подчеркивал, что именно он сыграл исключительную роль в успехах супруги: «Я сделал все что мог, чтобы Мария заняла выдающееся положение на балетной сцене».

«Он был прав… отчасти, – отмечает исследовательница Ольга Ковалик в своей книге «Жизнь балерин русского императорского театра». – Уникальность Суровщиковой заключалась в том, что она оказалась от природы одарена свойствами, ставившими ее искусство выше ремесла. Толпа обожателей балерины не давала ей прохода, за что прелестнице нередко доставалось от ревнивого супруга, который, танцуя адажио со своей «душкой», весь содрогался от страсти и шептал: «Я люблю тебя, люблю тебя!»«.

Однако, увы, семейное счастье балетной четы дало трещину. Петипа вспоминал: «В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной».

Петипа начал закатывать жене семейные сцены, и, как поговаривали, не без основания. Не раз ей приходилось перебираться к матери, чтобы переждать очередную семейную бурю. В феврале 1867 года Суровщикова даже обратилась в суд, жалуясь на «жестокое обращение с нею мужа». Потом супруги пошли на мировую, в результате чего балерина навсегда покинула мужа. Детей Жана и Марию они «поделили» между собой: сын остался с матерью, дочь – с отцом.

Между тем вскоре Мариус Петипа нашел новое семейное счастье: его избранницей стала балерина столичной императорской труппы Любовь Савицкая, дочь известного драматического артиста Леонида Леонидова. В то же время формально он оставался женатым на Суровщиковой: церковный брак они не расторгали, поскольку это было сопряжено в ту пору с огромными трудностями.

Любовь Савицкая родила Мариусу Петипа шестерых детей. Впрочем, в литературе можно найти сведения, что у балетмейстера были еще и внебрачные отпрыски – сын от актрисы Терезы Бурден, ставший драматическим актером, и дочь от работницы театра.

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

«Вторым браком отец был женат на моей матери Любови Леонидовне Савицкой, дочери известного трагика Леонида Львовича Леонидова, служившего в Малом театре и переведенного в Петербург после смерти Каратыгина, – вспоминала младшая дочь Мариуса Петипа Вера Петипа. – Отец был значительно старше ее: ему было пятьдесят пять лет, а ей – девятнадцать.

Характеры у них были совершенно различные. Отец – очень подвижный, углубленный в свою работу, пунктуальный, весь в своем искусстве, которое он боготворил, без которого тосковал во время отдыха. Мама – очень живая, непосредственная, пунктуальности никакой, вся в настроениях, вне времени, очень рассеянная и с большим юмором. Их разговор часто вызывал у нас, детей, дружный смех – так они были противоположны, но это не помешало им прожить вместе много лет и любить друг друга. Мать вносила в нашу нервную и напряженную театральную атмосферу струю освежающей непосредственности и увлекательного юмора…

Отец зорко наблюдал за нашими духовными наклонностями, подмечая те или иные индивидуальные свойства, поощрял положительные и противостоял отрицательным. Воспитание мы получали вполне демократическое и, несмотря на очень хорошие материальные условия, были приучены с самых ранних лет к самообслуживанию и дисциплине. В дочерях отец мой с радостью отмечал женственность, пластичность, грацию и смелость. Предоставляя матери полную свободу в домашнем обиходе и обучении детей, он ревниво оберегал нравственную чистоту, особенно дочерей…

Семья наша была на редкость бурная. Спор возникал из-за малейшего пустяка. Думаю, что это происходило от смешения в нас разных национальностей: отец – француз, марселец, а мать по отцу полька, по матери гречанка».

По словам Веры Петипа, отец воспитывал в детях деликатнейшее отношение к матери и вообще к старшим, нежность и заботливость к младшим сестрам и братьям. Он хотел, чтобы братья были мужественными, стойкими и уступчивыми к сестрам.

Отец воспитывал простоту отношений, не любил подчеркивать своих знаний и заслуг, чтобы не возвышаться над другими людьми: он просто – Петипа или даже «Иванов» (там, где его не знали совсем, например, при случайных знакомствах). Требовал простоты и в костюме, сердился на сыновей, если замечал чрезмерную парадность. В сыновьях он развивал честность, мужество, храбрость, учил их плаванию для оказания помощи утопающим (за это сам имел награды), обучал стрельбе в цель, верховой езде и другим видам спорта, развивающим ловкость и силу.

Много беспокойства причинила Мариусу Петипа красота его старшей дочери Марии. Она оказывалась в центре многих событий веселившегося Петербурга.

«Она обучалась танцам у отца и дебютировала в балете «Голубая георгина», – вспоминала Вера Петипа. – Моя мать рассказывала, что как только Мария появилась на сцене, ее красота вызвала общий взрыв восхищения в зрительном зале. Танцы Марии, впрочем, вызывали критические замечания со стороны строгих хранителей законов балетной классики. Она вносила в хореографический рисунок индивидуальные движения, которые не укладывались в установленный комплекс».

Большим ударом для Мариса Петипа стала смерть его дочери Евгении. 

«Она умерла от саркомы, ножка была ампутирована. Отец присутствовал при операции. Пережитые им страдания вызвали у него нервное заболевание. 

После потери дочери, которую он очень любил и на которую возлагал большие надежды, он прекратил занятия со своими детьми, уничтожил домашнюю сцену, как скорбное напоминание, и отдал третью дочь Любовь в Театральное училище. Но и она не оправдала его надежд; жизнь ее сложилась очень неудачно… Талантливая и трудоспособная, она блестяще закончила школу и в первый год выступила в главной роли в одноактном балете «Пробуждение Флоры». Прослужив только один год, она опрометчиво вышла замуж и ушла со сцены…

Все эти переживания резко изменили взгляды отца на воспитание: излишние требования и строгости смягчились и ко мне уже не применялись. Вместе с тем пережитые невзгоды наглядно показали, что жизнь имеет свои непреложные законы, обойти которые не всегда удается»…

Сергей ЕВГЕНЬЕВ

Специально для «Вестей»

На фото – Мариус Петипа. Фото середины XIX века

 
По теме
Автобиблиотека в Вырице: от балета – до туризма - Гатчинская правда   Летом жизнь сельской библиотеки обретает новые краски. Ну, не каждому же хочется весь день полоть грядки, а тут еще городские дачники того и глядишь посетят очаг культуры.
02.07.2018
 
Пожарное депо для Семиозерья - Администрация МО Выборгский район Строители приступили к возведению нового пожарного депо в поселке Семиозерье Выборгского района.
14.08.2018
Соседи договорились - Администрация ЛенОбласти Ленинградскую область и Санкт-Петербург свяжет единый проездной.    Соответствующее соглашение по использованию единых проездных документов для общественного транспорта будет подписано в октябре 2018 года.
14.08.2018
Местные дороги – на контроле - Администрация МО Выборгский район Дорожный комитет Ленинградской области подготовил рейтинг муниципальных образований, наиболее качество выполняющих ремонт местных дорог.
14.08.2018
 
Местные дороги – на контроле - Администрация ЛенОбласти Дорожный комитет Ленинградской области подготовил рейтинг муниципальных образований, наиболее качество выполняющих ремонт местных дорог.
14.08.2018
Уважаемые киришане!
14.08.2018
Активисты ОНФ в Ленинградской области присоединились к акции Народного... - ОНФ в Ленинградской области Активисты Общероссийского народного фронта в Ленинградской области в рамках III муниципального молодежного образовательного форума «Идея», прошедшего в поселке Советский в минувшие выходные,
14.08.2018
 
Пожарное депо для Семиозерья - Администрация ЛенОбласти Строители приступили к возведению нового пожарного депо в поселке Семиозерье Выборгского района.
14.08.2018
Александр Соклаков поздравил сосновцев с победой в областном туристском слете - Приозерский  район    13 августа глава приозерской районной администрации Александр Соклаков поздравил главу администрации Сосновского сельского поселения Сергея Минича с победой сосновской команды,
14.08.2018
Соседи договорились - Администрация ЛенОбласти Ленинградскую область и Санкт-Петербург свяжет единый проездной.    Соответствующее соглашение по использованию единых проездных документов для общественного транспорта будет подписано в октябре 2018 года.
14.08.2018 Администрация ЛенОбласти
Александр Соклаков поздравил сосновцев с победой в областном туристском слете - Приозерский  район    13 августа глава приозерской районной администрации Александр Соклаков поздравил главу администрации Сосновского сельского поселения Сергея Минича с победой сосновской команды,
14.08.2018 Приозерский район
У крепости Орешек начато строительство нового причала. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко дал сигнал к началу строительства нового причала у крепости Орешек.
10.08.2018 Газета Вести
На новость о нависших над Россией санкциях рынок отреагировал мощным падением.
10.08.2018 Газета Вести
Кто «выкуривает» Заречье? - ЛенОблИнформ Последние две недели жители микрорайона Заречье и улицы Мира города Сосновый Бор жалуются на серьезное задымление.
14.08.2018 ЛенОблИнформ
Писатель Эдуард Успенский, известный по книгам "Дядя Федор, пес и кот" и "Крокодил Гена и его друзья", скончался в Москве в возрасте 80 лет.
15.08.2018 47 новостей
Семь главных нот для Дианы Гетманской - Гатчинская правда Музыка, как известно, рождается из семи нот, но сама она безгранична. Еще говорят, что дорога в тысячу шагов начинается с одного шага.
14.08.2018 Гатчинская правда
6-я часть телевизионной версии OPEN AIR VFM - 2018 от телеканала «ПРО-ТВ» Волховской городской телерадиокомпании!
13.08.2018 Провинция.Северо-Запад
Всеволожский район на первом месте - Vsevologsk.Com Команда из Всеволожского района заняла первое место в общем зачете регионального этапа «Всероссийского фестиваля дворовых и национальных видов спорта».
14.08.2018 Vsevologsk.Com
    Сборная команда Гатчинского района вошла в тройку призеров по результатам регионального этапа Всероссийского фестиваля дворовых и национальных видов спорта, который состоялся в центре активного отдыха «Туутари-Парк».
14.08.2018 Гатчинская правда
День физкультурника – праздник тех, кто, так или иначе, связан со спортом: учителей физкультуры, тренеров, спортсменов и любителей физической культуры.
11.08.2018 Провинция.Северо-Запад
По информации МБУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства» г. Гатчина 8 - 13 августа в городе были проведены следующие работы по ремонту дорог.
14.08.2018 Gatchina24.Ru