Пастырское озеро: история полураспада
Июль, жара, солнце, озёра, отдыхающие. Каждый год сотни тысяч петербуржцев выезжают на выходные на живописные озёра Карельского перешейка. Здесь как грибы растут коттеджные посёлки, которые наступают на леса и озера.
Возьмём весьма популярное место – Большое Пастырское озеро на 40-м км Выборгского шоссе. Когда-то раньше на противоположных берегах озера располагались пионерские лагеря, а неорганизованные отдыхающие были представлены исключительно дачниками из ближайших садоводств.
Теперь по выходным на берегах озера появляются сотни машин и десятки палаток. Основная масса автомобилей – не слишком дорогие внедорожники, нередко компании приезжают и на «газелях» и в микроавтобусах… Многие приезжают большими компаниями с тюками припасов, шашлычницами, мангалами, пластиковыми столами и тентами.
Доступ к озеру никак не регламентирован. Здравые люди останавливаются в пятидесяти метрах от берега, а мусор после себя собирают в пластиковые мешки и увозят. Неразумные норовят въехать прямо на маленькие пляжи, а то и в водоём... Много было попыток закрыть подъезд непосредственно к воде – кто-то вбил десятки железных труб в землю, однако из машин выходили добры молодцы с кувалдами и сворачивали эти доморощенные «ежи». В конце концов, чтобы снизить «антропогенную нагрузку», в дело была пущена тяжёлая техника, и сегодня дороги, ведущие к менее освоенной части озера, перекопаны экскаватором в нескольких местах – траншеями шириной и глубиной в пару метров, которые регулярно подновляются. Подозреваю, что это результат работы лесников, которые отвечают за состояние территории.
В последнее время на озере стали появляться и лихие любители водных мотоциклов. Им нет дела до того, что озеро невелико, и их байки представляют реальную опасность для десятков купающихся людей. Но они купили байк и хотят кататься!
Когда-то на пляжах висели самодельные надписи назидательного характера: «Человек, природа – твоя мать, береги её» и т. д. Теперь дидактический стиль поменялся, и дети резвятся на фоне других надписей, нанесённых на бывшие пионерлагерные кабинки для переодевания.
Существуют проблемы и с шумовым загрязнением. Часть «автолюбителей» сразу по приезде врубает музыку и не выключает целый день. При этом из одной машины доносится «тяжёлый рок», из другой – блатной шансон, а из третьей – какая-нибудь сладкая попса. Вместе они сливаются в оду глобализму. И, разумеется, все эти отдыхающие, включая совсем невменяемых, жгут костры – как же без шашлыка?
Окрест валяется всё то, что характеризует отдых на природе – пластиковое, бумажное и полиэтиленовое, а также вещи помасштабней — кресла, диваны... Правда, надо сказать, что количество тех, кто увозит мусор с собой, постепенно растёт.
Соблюдать жёсткие правила под страхом наказания россияне способны, но устанавливать такие правила сами для себя – увы, нет...
Я как-то встречалась с представителями продвинутой молодёжи. Они вообще считают неприемлимым купаться в озёрах Карельского перешейка – говорят, что «нормальный человек в эти грязные лужи не полезет». Они уже махнули рукой на окружающие леса и списали их во владения «некультурных дикарей».
В последнее время обращает на себя внимание одна новая общественная черта: люди очень снисходительны к членам своей компании, ближнего круга, но при этом удивительно черствы к чужим людям, с которыми считаться совершенно не принято. «Своему» можно простить хамство и безобразие, а вот «чужим»... Есть подозрение, что это бессознательное копирование поведения государственной элиты. Безразличие и чёрствость к «простым людям» усваиваются как норма поведения людей по отношению друг к другу: «Есть только я и интересы меня и моих друзей, всё остальное меня не касается».
Конечно, в рамках такой парадигмы отношения к окружающим часто возникают конфликты. Люди в России за минувшие двадцать лет привыкли общаться друг с другом на языке силы, принуждения и неуважения друг к другу.
Нормативы общения, подразумевающие уважение, заботу, внимание существуют только внутри локальных групп, отношение же к «чужим» – чёрствость, хамство, игнорирование, и не так важно, узбекские ли это мигранты, кавказцы или псковичи с новгородцами.
Так что все, кто хочет выжить, – бегом марш заниматься боксом, ножевым боем и пулевой стрельбой!
А что же государство? Оно не хочет видеть проблему одичания и примитивизации значительной части своего народа – потому что тогда вроде надо что-то делать. У него же и так забот полный рот: углеводороды, нанотехнологии, избирательный цикл. А тут какие-то люди со своим мелким бытовым одичанием! Но придётся государству очнуться. Надо вводить нормативы поведения и, главное, обеспечивать их соблюдение в быту, в транспорте, на дороге, на озёрах, в лесу, на отдыхе.
Предположения, что люди как-нибудь сами организуются, договорятся и научатся жить дружно, культурно и экологично, не оправдались. Узкая прослойка богатых людей прячется за высокими заборами и шлагбаумами с охраной, а широкие слои населения матерятся, хамят, мусорят и дерутся по любому поводу. В общем, культурно деградируют. А с культурно деградирующим населением не может быть будущего, с ним бывает только прошлое – архаизация, средневековье, деструкция. В результате которых не останется не только народа, но и государства с углеводородами.
Татьяна ЧЕСНОКОВА ("Сертолово и окрестности")
02 августа 2011