Н.Д. Гомонов: Коррупция как криминологический феномен

Follow @baltpp

Конференция "Взаимоотношения государственной бюрократии и бизнеса: задачи минимизации коррупциогенных рисков"

Аннотация: В данной статье проводится анализ криминологического феномена коррупции. Определяются исторические корни этого явления и его основные признаки в современном мире. Предлагается методологический подход к пониманию сущности указанного явления через познание причин и закономерностей его существования. Утверждается, что начальным этапом предупреждения должно быть устранение криминогенных явлений, как носителей преступной потенции. Поэтому необходимо изменять социальные институты, призванные контролировать поведение в обществе, всемерно учитывая положительный мировой опыт.

Ключевые слова: преступность; коррупция; коррупционер; детерминанты коррупции; предупреждение коррупции.

Corruption as a criminological phenomenon

Abstract: This article analyzes the criminological phenomenon of corruption . Determined by the historical roots of this phenomenon and its main features in the modern world . The methodological approach to understanding the essence of this phenomenon through the knowledge of the causes and laws of its existence. It is argued that the initial stage of prevention should be the elimination of criminogenic phenomena as carriers criminal potency. Therefore it is necessary to change social institutions designed to control the behavior in society, fully taking into account the positive world-wide experience.

Keywords: crime, corruption, corrupt, determinants of corruption, prevention of corruption.

В последнее время практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания коррупции. Однако само понятие "коррупция" не имеет легального определения и понимают его по-разному, с разным содержанием. Термин "коррупция" сегодня понимают в нескольких значениях: общесоциальном, политэкономическом, криминологическом и уголовно-правовом. В рамках данной статьи проведем анализ криминологического содержания этого понятия.

Понятие коррупции неоднозначно и, в конечном итоге, должно определяться национальным правом. Прежде всего, под коррупцией большинство исследователей этого явления понимают совершение или несовершение како-го-либо действия при исполнении должностных обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие. Следовательно, под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Такое понимание коррупции существует и в современной отечественной криминологии. Например, А. И. Долгова определяет коррупцию (от лат. corruptio) как "подкуп, продажность государственных, иных служащих и на этой основе корыстное использование в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий подкупаемых лиц, связанных с ними авторитета и возможностей, а равно получение каких-либо ненадлежащих преимуществ субъектами подкупа. Данное явление многоаспектно, и ему даются разные определения" [4, стр. 267-268]. В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог Н. Ф. Кузнецова [8, стр. 21]. В Википедии мы встречаем следующее определение коррупции: "Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств" [6].

В то же время существует более широкое понимание коррупции как со-циального явления, не сводящегося только лишь к подкупу или взяточничеству. Так, зарубежные ученые дают следующие определения коррупции: коррупция представляет собой злоупотребление властью как результат ее использования в личных целях, которые не обязательно должны быть материальными; коррупция - это отклоняющееся поведение, соединенное с частной мотивацией, означающей, что частные цели преследуются за публичный счет; коррупция - поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием частных материальных или статусных целей либо нарушает правила, запрещающие определенные виды относительно частного влияния и т.д. А на уровне ООН сформулировано следующее определение: "Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". В последние годы разрабатывается концепция коррупции как социального института [2, стр. 151-172].

В криминологическом значении определения коррупции давались рядом ученых в этой отрасли науки. Поэтому определения, наряду со сходством включаемых в них наиболее существенных признаков, имеют ряд различий, обусловленных постоянным изменением и развитием коррупции в нашей стране и степенью ее познания на данный момент.

По нашему мнению, сегодня в России коррупция занимает заметное ме-сто в структуре общественных отношений, приобретает системный характер и во многих случаях подменяет официальные нормативно урегулированные отношения. Системность коррупции проявляется, прежде всего, во внут-ренней взаимосвязи коррупционных отношений, включающих в себя раз-ветвленную сеть финансовых и иных материальных вознаграждений и услуг, порождающих воспроизводство коррупционных отношений на различных уровнях общественных отношений, взаимодействия власти и населения или представителей властных органов между собой. Также системность коррупции проявляется в ее связях с легальными экономическими процессами и включенности денежного коррупционного оборота в финансовый оборот страны.

Анализ содержания коррупционных отношений свидетельствует, что субъектами их являются, с одной стороны, абсолютное большинство населе-ния, с другой - армия чиновников, наделенная правом принимать решения. Следовательно, причастными к коррупционным общественно опасным действиям оказываются миллионы людей, далеко не всегда считающих себя правонарушителями.

Причины коррупции носят социальный и культурологический харак-тер. Интересен тот факт, что подкуп административного лица является усто-явшейся традицией российского государственного быта, по крайней мере, несколько последних столетий. Формы взятки менялись - брали продуктами, мехами, крепостными, деньгами, услугами, "борзыми щенками", но суть ее как формы злоупотребления властью сохранялась.

Процесс получения и дачи взятки был обыденным и к нему просто привыкли обе стороны. Ненормальность подобного способа управления переставали замечать, он становился повседневным, как бы естественным, само собою разумеющимся. Особенностью "русской взятки" было то, что ее перестали стыдиться, считали нормой. Прошли столетия, но ничто, по сути, не изменилось. Только чиновники стали называться иначе, появилась новая терминология, а взятки стали более разнообразными, дерзкими и масштабными [3, стр. 408].

В любой социально-политической и экономической системе появляется своя собственная разновидность коррупции, и история не дает нам ни одного примера системы, которая не была бы так или иначе затронута этим явлени-ем. В то же время, многочисленные исследования свидетельствуют, что в бедных странах коррупция обычно распространена шире, чем в других. Следовательно, коррупция и нищета - тесно связанные между собой и обусловливающие друг друга явления, которые ведут к общему ухудшению ситуации в государстве и нередко выливаются в острые политические и гуманитарные кризисы, сопровождаемые ожесточенными конфликтами.

Коррупционные правонарушения являются серьезным препятствием на пути устойчивого экономического и политического развития общества, особенно в тех случаях, когда неадекватная национальная и международная реакция приводит к безнаказанности. Особую опасность представляет распространение коррупционной практики среди высокопоставленных государственных чиновников.

Так, например, Е. Попова выяснила, что Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) вынудило одного из исполнителей госзаказа – главу тверской организации "Молодежная политика – XXI век" Алексея Виноградова на 40% понизить стоимость выполненных его компанией работ на форуме "Селигер – 2013".

Бизнесмен подтвердил, что злоупотребления имели место при организации форума. По его словам, он заключил с агентством три контракта, два из которых ведомство сразу оплатило только на 60%. Объемы работ по обоим контрактам фирма Виноградова выполнила на 100%, что, как сообщил бизнесмен, подтверждается имеющимися у него фото- и видеоматериалами. Но когда он пришел расплачиваться, то ему неожиданно выдвинули требование о понижении оплаты – сначала на 20%, а потом – на 40%. Предприниматель рассказал, почему не обратился в суд с иском против Росмолодежи, несмотря на то, что уверен, что суд встал бы на его сторону. Средства на исполнение контрактов, по его словам, были заемные, а судебное разбирательство заняло бы не менее года. В этом случае штрафные санкции просто не покрыли бы издержек по кредиту, поэтому он был вынужден согласиться "добровольно" понизить стоимость выполненных работ на 40%, из-за чего недополучил 2,4 млн. рублей [9].

Постепенно коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе среди экономической и правящей политической элит. Коррупция на-чинает серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Криминологи напоминают, что в ряде стран она явилась одной из основных причин кризиса внутренней и внешней политики этих государств.

Весьма интересны наблюдения Я. И. Гилинского относительно корруп-ции как социального института. По его мнению, об институционализации коррупции свидетельствует формирование коррупционных сетей: "В последние годы наметился переход коррупции на более высокий уровень, когда именно коррупционные сети и являются основой и наиболее сильным инструментом коррупционных сделок. Деятельность коррупционных сетей проявляется в формировании взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления…" [1, стр. 218-233]. В коррупционную сеть входят чиновники, бизнесмены, финансисты. Руководителями коррупционных сетей часто являются самые высокопоставленные российские чиновники и политики.

Криминологические исследования показывают, что население в каче-стве основной причины недоверия правоохранительным органам называет коррупцию. В то же время, сами работники этих органов утверждают, что государство само создает условия для коррупции, не обеспечивая надлежащий материальный уровень жизни должностным лицам. Многие из них обвиняют также и граждан, которые стремятся подкупить сотрудников правоохранительных органов. Интересно то, что опрашиваемые меньше всего связывают коррупцию с этическими характеристиками своей личности, при этом отмечая широкую распространенность коррупции и отсутствие ее морального осуждения в массовом общественном сознании.

Особое значение имеет коррупция в органах юстиции. Она подрывает устои гражданского правового общества, основанного на верховенстве права и принципе справедливости. Существующая система взяток в органах юстиции приводит к расширению круга лиц, вовлеченных в коррупционные отношения. Поиск средств на подкуп должностных лиц толкает к совершению новых преступлений. Как следствие, возрастает число сотрудников органов уголовной юстиции, уличенных в связях с организованной преступностью. В этом заключается суть воспроизводства коррупции как системы отношений.

П. А. Кабанов считает, что в последнее время все большее распространение получает электоральная коррупция как вид политической коррупции, наиболее ярко проявляющая себя в условиях избирательных процессов. Так, электоральная коррупция имеет различные проявления - от незаконного финансирования партий и выборов до покупки голосов избирателей и "торговлей влиянием", которую практикуют политики и государственные чиновники на выборных должностях. Незаконное финансирование партий и избирательных кампаний подрывает основы честной конкурентной борьбы и приводит к тому, что граждане утрачивают доверие и уважение к демократическим институтам. Электоральная политическая коррупция приобретает характер самостоятельного вида криминального предпринимательства в политической сфере современного общества, став средством политической борьбы [5, стр. 8-9].

Постепенно складывается такая система отношений между властью и населением, в которой подкуп чиновников признается нормальным явлени-ем. Власть как политический институт становится товаром. При этом политические столкновения детерминируются постоянными процессами перерас-пределения власти и собственности, что способствует, в числе прочего, криминализации экономики. Падение доверия к государственным учреждениям и демократическим структурам приводит к возрастанию правового нигилизма и отчуждению от участия в общественной жизни.

Вместе с тем, в зарубежной научной литературе встречаются и парадоксальные суждения о полезности коррупции на определенном этапе развития общества (П. Гатчкрофт, С. Хантингтон, Н. Лефт). В частности, можно встретить мнения о том, что в переходных экономических системах коррупция восполняет утраченные или ослабленные функции государственного управления и хозяйственного регулирования.

Одним из факторов, благоприятствующих коррупции, является закон, сформулированный нечетко, порождающий возможность различного толкования норм и тем самым предоставляющий должностным лицам возможность применять его по собственному усмотрению с целью личного обогащения. Устранить этот фактор коррупции способен законодатель посредством точного определенного и однозначного формулирования правовых норм, которые обязывали бы должностных лиц лишь зафиксировать решение, заложенное в самом законе. Антикоррупционные законы должны устанавливать строгую ответственность должностных лиц за любые злоупотребления полномочиями, так как за такими злоупотреблениями подчас кроется использование указанных полномочий для личного обогащения.

Так, Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин вновь поставил вопрос о необходимости введения в нашей стране конфискации как меры наказания. Он отметил, что именно такая санкция является самой действенной для предупреждения коррупции. О том же не раз говорили депутаты, правоохранители и эксперты по борьбе с коррупцией. За введение конфискации как наказания не раз высказывались чиновники высшего ранга, к примеру, глава Администрации Президента России Сергей Иванов.

Б. Резник утверждает, что против введения конфискации в УК вы-ступает то же могущественное лобби, которое не дает ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН против коррупции, предусматривающую признание "незаконного обогащения" госслужащих уголовно наказуемым деянием. "Это многотысячная армия взяточников, членов их семей, нечистых на руку дельцов, "решающих вопросы" и загребающих миллиарды при помощи связей во власти, а также сотрудников контрольных, надзорных и правоохранительных органов, наживающихся на сложившейся ситуации. Конфискация была бы действенным инструментом, позволяющим не только проводить эффективную профилактику, отобрать все незаконно нажитое, но и вернуть в бюджет громадные расхищенные средства. Однако мы ощущаем упрямое сопротивление принятию соответствующих поправок. К сожалению, в нынешних условиях "бодаться" и победить эту криминальную систему не представляется возможным. Поэтому вся борьба с коррупцией, объявленная и пропагандируемая сегодня, превращается в профанацию. А уголовные дела, возбуждаемые в отношении отдельных мздоимцев, разваливаются или заканчиваются совершенно смешными приговорами" [10, стр. 5].

В то же время ряд практических работников отмечают наметившуюся плодотворность системных мероприятий государства в плане борьбы с коррупцией. Так, Инна Иванова, руководитель Государственной инспекции труда в Мурманской области, кандидат юридических наук утверждает: "Следует отметить, что в последние годы государством действительно предпринимаются значительные усилия для искоренения коррупции в контрольно-надзорных органах. Проще говоря, многие госслужащие уже четко знают, что "овчинка выделки не стоит". Поддавшись минутному соблазну, можно потерять очень многое, и главное - свою репутацию профессионала". А Михаил Свиридовский, заместитель министра юстиции Мурманской области, отметил: "Коррупции нет места на правовом поле. Как только кто-то уходит с этого правового поля, риски возрастают. Я как юрист с многолетним стажем хотел бы подчеркнуть, если строго следовать действующим административным регламентам, коррупционные риски достаточно малы" [7].

Еще одна из причин разгула коррупции в России носит экономический характер. Так, например, весьма неблагоприятный предпринимательский климат создан отсутствием действенных механизмов защиты права собственности, чрезмерно жесткой финансовой политикой и нерациональной налоговой системой. Эти факторы ставят бизнесмена на грань выживания, выталкивают его в "теневой сектор", который, в свою очередь, оказывает разлагающее воздействие на все общество и государство.

Либерализация внешнеэкономической деятельности без учета необходимости поддержания конкурентоспособности национальной экономики, превратила коррупцию в один из стихийно возникших механизмов неформальной защиты внутреннего рынка в условиях, когда официальные механизмы ликвидировались под прямым давлением мирового сообщества. Эти альтернативные механизмы представляли собой создание специфического предпринимательского климата, в котором отечественный бизнес еще может выжить, а зарубежный погибает.

Значительную роль в развитии коррупционных процессов сыграла сла-бость государства, которая выражается, прежде всего, в том, что оно не может выполнить свои обязательства перед гражданами и предприятиями в полном объеме. Закрытость функционирования систем государственного управления, исключающая возможность общественного контроля, объективно поощряет коррупцию. В частности, непрозрачность механизма принятия финансовых решений породила появление целого класса чиновников-взяточников.

Слабость суда не просто лишает общество и государство инструмента борьбы с коррупцией, но и делает практически невозможным судебное реше-ние споров, вынуждая дополнять его неформальными и незаконными действиями. Оказанием таких услуг занимается организованная преступность при помощи неразрывно связанной с нею коррупции.

Какие же первоочередные меры необходимо принять для снижения уровня коррупции в нашей стране? Мы полагаем, что государство должно:

  • отказаться от заведомо неисполнимых обещаний;
  • развивать добросовестную конкуренцию, включая борьбу со злоупо-треблениями со стороны монополий;
  • создать благоприятные условия для деловой и инвестиционной активности;
  • совершенствовать налоговую систему и существенно сократить число видов деятельности, основанных на разрешительном, а не уведомительном принципе;
  • создать действенные механизмы защиты института частной собственности как ключевого элемента общественной стабильности;
  • обеспечить реализацию прав собственников и акционеров;
  • установить прозрачность деятельности предприятий;
  • провести судебную реформу, направленную на создание механизмов исполнения судебных решений и системы независимого контроля их качест-ва, а также реализацию программ защиты судей, потерпевших и свидетелей.
  • Правоохранительные органы должны в полном объеме использовать возможности борьбы с коррупцией, предоставляемые им действующим УК в части деяний, в которых проявляются результаты коррупции: злоупотребление служебным положением, превышение власти, фальсификация, подлог, вымогательство, мошенничество, халатность, преступное бездействие, особенно в правоохранительных и судебных органах и т.д.

    В результате проведенного исследования мы можем констатировать, что общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. В документах мирового сообщества подчеркивается, что коррупция оказывает исключительно вредное влияние на экономику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к правительству, авторитет власти, правосудие.

    Таким образом, нам представляется наиболее удачным следующее определение коррупции в криминологическом значении: это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности России явление, пронизавшее ветви власти, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан.

    Следовательно, коррупционная преступность - это совокупность преступлений лиц, осуществляющих управленческие функции в государстве, использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной  выгоды.

    В современных демократических государствах сложилась определенная система мер по борьбе с коррупцией, основанная на признании права гражданина на четкое исполнение государственными служащими своих обязанностей. Эти меры необходимо тщательно изучить с целью определения возможностей рецепции в предупредительной практике современной России.

    Наиболее действенными мерами предупреждения коррупции мы считаем: прозрачность деятельности чиновников; обеспечение государственным служащим достойного уровня жизни; совершенствование действующего законодательства с учетом положительного международного опыта; реализацию на практике принципа неотвратимости наказания.

    Список литературы

    1. Гилинский, Я. И. Институциональные эффекты девиантности и социаль-ного контроля / Я. И. Гилинский, В. В. Гольберт // Российский криминологический взгляд. №1, 2009. С. 218-233.

    2. Гилинский, Я. И. Коррупция: теория и российская реальность / Я. И. Гилинский // Актуальные проблемы трансформации социального пространства. СПб., 2004. С. 151-172. (381 с.)

    3. Дремин, В. Н. Преступность как социальная практика: институциональ-ная теория криминализации общества: монография / В. Н. Дремин. Одесса: Юридична лiтература, 2009. 613 с. (С. 408)

    4. Долгова, А. И. Коррупция / А. И. Долгова // Российская криминологическая энциклопедия. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора, Заслуженного юриста РСФСР, президента Российской криминологической ассоциации А. И. Долговой. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000. С. 267-268. (808 с.)

    5. Кабанов, П. А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение: монография / П. А. Кабанов. Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2004. С. 8-9. (174 с.)

    6. Коррупция // Википедия. [2014—2014]. Дата обновления: 07.02.2014. URL: ru.wikipedia.org/?oldid=61268050 (дата обращения: 07.02.2014).

    7. Коррупция похожа на айсберг // Телекомпания Арктик ТВ. URL: arctic-tv.ru/news/analitika/korrupciya-pohozha-na-aysberg (дата обращения 09.03.2014).

    8. Кузнецова, Н. Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений / Н. Ф. Кузнецова // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 1С. 21.

    9. Попова, Е. Коррупция в Росмолодежи получила новое подтверждение / Е. Попова // Новый Регион – Москва, 24 января 2014. URL: www.nr2.ru/moskow/481326.html

    10. Резник, Б. Коррупция против конфискации / Б. Резник // Аргументы и факты, №5 (1734), 29 января – 4 февраля 2014. С. 5.

    Наша справка: Гомонов Николай Дмитриевич, заведующий кафедрой, доктор юридических наук, профессор. Окончил Харьковский медицинский институт (специальность - врач-психиатр), интернатуру, Санкт-Петербургский университет МВД РФ и адъюнктуру при нем. Стаж работы по специальности - с 1986 г. Научно-педагогический стаж - с 1994 г. Член Ассоциации юристов России. Полковник милиции в отставке. С момента создания кафедры уголовного и административного права (предшественницы кафедры уголовного права и криминологии) является ее заведующим. За плечами у Н.Д. Гомонова - служба в органах внутренних дел СССР и России (1986 - 2007 годы). За одну из командировок на Северный Кавказ (1995 г.) награжден орденом Мужества. В 2010 г., за многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм, награжден Почетной грамотой Мурманской областной Думы. Научный путь начал в 1997 г. в адъюнктуре при Санкт-Петербургском университете МВД РФ. В 1999 г.защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме: "Криминологические аспекты противоправного поведения лиц с психическими девиациями", в 2002 г. – диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме: "Психические девиации и преступное поведение: криминологический и уголовно-правовой анализ". Является автором и соавтором более 110 научных и учебно-методических работ (в том числе, 6 монографий; 7 учебных пособий; научных статей, в т.ч., опубликованных в журналах, реферируемых ВАК РФ и в иностранных изданиях).

        Follow @baltpp
    Комментировать
     
    По теме
    28 марта 2024 года Лодейнопольский городской суд Ленинградской области постановил обвинительный приговор в отношении жителя города Петрозаводска, холостого, имеющего малолетнего ребенка, не судимого,
    «Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
    Гатчинская правда
    Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
    Газета Лужская правда
    «Гатчинские ассамблеи - 2024» приглашают! - Гатчинская правда 6-7 апреля Международный фестиваль-конкурс танцевального творчества «Гатчинские ассамблеи-2024» в десятый раз соберет в столице Ленинградской области поклонников танцевального искусства.
    Гатчинская правда