КОГДА ПОЮТ ГИТАРЫ


Ансамбль «Поющие гитары» появился в Ленинграде в 1966 году. Тогда его первое выступление на сцене Военно-механического института оказалось неудачным - сгорела аппаратура: усилители и микрофоны. Но уже на следующих концертах группу ждал настоящий успех! Музыканты, исполнявшие, на первый взгляд, вроде бы совсем незамысловатые и веселые песни, на самом деле играли и пели запрещенный в то время Beatles. И были первыми «поющими» гитарами в Советском Союзе! Их оперные спектакли, пользующиеся в то время необыкновенной популярностью, «погубили» ансамбль. Его коллектив распался примерно на 20 лет. Но, собравшись на 30-летний юбилей и почувствовав любовь публики, музыканты вернулись к зрителям. В концерте, посвященном своему 45-летию, они исполнят многие из полюбившихся нам шлягеров: «Нет тебя прекрасней», «Синий иней», «Сумерки», «Кара-Кум».

– Старые шлягеры зрители принимают особенно тепло, а новые песни – наоборот, очень сдержанно! – признается Евгений Броневицкий. – Судьба песни непредсказуема, – поддерживает его Владимир Васильев. – Часто самые неожиданные песни становятся популярными и любимыми. Их поют все – от Калининграда до Владивостока.
– Что, на ваш взгляд, определяет успех песни?
Владимир Васильев – бас-гитара, клавишные, вокал:
– Простота и запоминаемость мелодии. Ты услышал ее один или два раза – и сразу запомнил. Песне с заумными текстами сложнее взлететь на высокий олимп.
– Что необычного ждет зрителей на юбилейном концерте?
Евгений Броневицкий – бас-гитара, клавишные, вокал:
– Самый большой сюрприз – то, что мы живы, хорошо себя чувствуем и с удовольствием выступаем для нашей публики.
Владимир Васильев:
– Сцена – это наркотик, дающий артисту состояние душевного комфорта, поэтому я бесконечно благодарен судьбе за возможность дарить людям радость. Это огромное счастье – востребованность в столь зрелом возрасте!
– Перед большими выступлениями, наверное, приходится много репетировать?
Евгений Броневицкий:
– Из-за загруженности «Октябрьского» зала времени на репетицию часто не остается. Не успеют убрать тряпки, носки, ботинки, как мы должны уже выходить. Но это ничего – ведь когда есть взаимная связь со зрителем, концерт проходит удачно. Неудачи тоже бывают. Ведь наша жизнь не состоит из одних только успехов. Иначе это была бы не жизнь, а выдумка.
– Вам дарят что-то оригинальное?
Евгений Броневицкий:
– На Дне города в Кургане нам подарили тряпичные куклы-талисманы. Бывает, получаем в подарок спиртные напитки – коньяк или водку.
– В вашем коллективе принято отмечать юбилеи?
Евгений Броневицкий:
– Отмечать праздники у кого-то в квартире или ресторане принято было раньше. Сегодня законы диктует время – у каждого свои семьи, дела и проблемы. Да у нас и пьющих-то почти не осталось. В общем, встречаться за плавной беседой нам неинтересно, а когда не пьешь – собираться вообще нет смысла.
– Как вы обращаетесь друг к другу, и есть ли у музыкантов вашего ансамбля прозвища?
Владимир Васильев:
– Иногда мы сокращаем фамилии. Вместо фамилии Ступаченко говорим Ступа, вместо Броневицкий – Брон. Сценический псевдоним – «помидор» есть у Юрия Соколова. В жизни он часто улыбается, на сцене – весел и темпераментен.
– А вас, если не ошибаюсь, величают царем?
Владимир Васильев:
– Действительно. Сейчас у меня даже мелодия на мобильнике стоит «царская»: Боже, царя храни»! А началось все очень давно – с репетиции в ансамбле «Добры молодцы». В тот момент, когда я исполнял одну из песен «Поющих гитар» – «Воскресенье – радостный день», в зал вошел художественный руководитель «Добрых молодцев» – Всеволод Новгородцев. Посмотрев на меня, он вдруг воскликнул: «Так это же царь!». У меня тогда была длинная борода и, как мне кажется, я был немного похож на Николая II.
– Кто придумал столь органичное для вашего ансамбля, название?
Евгений Броневицкий:
– Чиновники, оформлявшие на работу. Сперва не хотели нас брать, потом хотели. А все нужно было протоколировать: «Ну, как там эти гитары, которые поют… Они же, чтобы не писать «вокально-инструментальный ансамбль», придумали аббревиатуру ВИА. У нас были другие варианты – «Белые ночи», «Аврора» или «Северное сияние», но имя «Поющие гитары», произнесенное однажды чиновниками, «прилипло» к нам очень быстро.
– Я слышала, вашему ансамблю в советское время запрещали петь?
Евгений Броневицкий:
– Петь нашими голосами было нельзя. Чтобы петь, нужно было иметь bel canto! А у меня, да и у всех наших ребят голос был концерт-мейстерский! Мы учились и петь, и играть, и двигаться. Это, как в спорте – любое знание дается только тренировкой. И, к счастью, победили все запреты, заслужив внимание и любовь публики.
– Время идет вперед. Появляются новые музыкальные направления, восходят на музыкальный олимп молодые артисты. Какими будете вы через несколько лет?
Евгений Броневицкий:
– «Поющие гитары» – это уже часть Петербурга. Это мелодия и гармония, профессиональное и чистое исполнение, хорошая техника. Мы останемся такими, какими были, – будем дарить неуловимое ощущение и аромат 60-70-х годов. Тем более, что то, что делаем мы, нравится не только старшему поколению. Наши постоянные зрители приводят на концерты своих детей и внуков. Молодежь просит автографы со словами: «Мы не знали, что вы так хорошо поете»! Ну, а если говорить в глобальном смысле, наша цель – сохранить ансамбль!
Владимир Васильев:
– В самом деле, сейчас совсем другая эстетика песен, поэтому дети и внуки наших зрителей часто озадачены. Тем не менее, выразительность, искренность и веселость, идущие со сцены, их притягивают. Вообще же, несовпадение музыкальных вкусов естественно для человеческой эволюции. У каждого поколения, своя музыка, свои исполнители и свои кумиры.
– Чем вы отличаетесь от других ансамблей?
Евгений Броневицкий:
– Во многих ансамблях старший состав музыкантов давно сменила молодежь. А у нас все на своих местах. К тому же, у нашего коллектива нет клонов. Есть много «Песняров», несколько «Синих птиц», три «Самоцвета», а «Поющие гитары» – одни!
Владимир Васильев:
– «Поющие гитары» – это ансамбль с ленинградским звучанием! Многие ленинградские группы и ансамбли пытались когда-то подражать «золотому» звучанию «Поющих гитар». Мы сохранили свой звук и колорит звучания – многоголосие, сольное пение, неповторимое звучание бас-гитары.
– В каком возрасте вы познакомились с бас-гитарой?
Евгений Броневицкий – бас-гитара, клавишные, вокал:
– Я освоил бас-гитару лет в 20. Было трудно одновременно играть, петь и держать в голове текст!
Владимир Васильев:
– Я тоже увлекся бас-гитарой в молодые годы. Мы слушали Пола Маккартни и не понимали, как добиться такого же, как у него, звучания. Ведь этот инструмент – особенный! На нем нельзя играть, как на пианино! В итоге, я сам научился играть на бас-гитаре и сам выпилил ее лобзиком из фанеры. Мы тогда многое делали сами – громкоговорители, усилители… Это сейчас все, начиная с гаечки и космического корабля, можно купить в магазине или где-то, а тогда ничего не было! Дав бутылку портвейна сторожу, мы, еще мальчишки, проникали на всеобщую городскую свалку – туда, где сейчас находится гостиница «Прибалтийская» и плоскогубцами «откусывали» от рояля басовые струны. Ставили их на гитары. Гитары ломались пополам. Так было до тех пор, пока нам не посоветовали взять струны от гитары и проволокой от трансформатора превратить тонкую струну в толстую. Одна из таких самодельных басовых гитар до сих пор хранится у меня дома, как реликвия. Настоящие гитары начали появляться у меня в 67-68 годах. Были и американские, и немецкие инструменты. Но моей самой первой настоящей бас-гитарой, с которой я, кстати, пришел в ансамбль «Поющие гитары» и на которой играю до сих пор, была гитара «Орфей». Она – одна из самых любимых. Ей уже 43 года.
– Какую музыку вам нравилось играть?
Владимир Васильев:
– В то время музыканты всей страны, особенно в Ленинграде, любили Битлз. Но так как почти все известные нам сегодня ансамбли были любительскими, исполнять заграничные песни они могли, к сожалению, только на студенческих вечерах или за городом.
– Интересно, а что еще нельзя было делать музыкантам в советское время?
Владимир Васильев:
– Носить длинные волосы и петь то, что хотелось. Мы, например, пели на русском языке английские песни – «Синий иней», «Толстый Карлсон» и «Старый автомобиль»: «Поспорил старенький автомобиль, что пробежит он 400 миль. Би-би, би-би, еееее» – битлз! О происхождении некоторых из этих песен многие начали догадываться только после того, как в 69 году посмотрели Международный фестиваль песни в Сопоте, на котором выступала тогда английская группа «Кристи».
– Жалеете, что когда-то связали себя с рок-оперой?
Владимир Васильев:
– Произносить слово рок-опера в те времена было нельзя. Поэтому мы придумали жанр «зонг-опера», что значит – песня. Зонги объясняли сюжетную линию спектакля. Спектакль шел, потом останавливался, и в течение трех-четырех минут артисты исполняли песни, объясняющие смысл произошедших и грядущих событий.
Евгений Броневицкий:
– Мы были влюблены в свое детище! Репетировали «Орфей и Эвридику» выверяя каждый шаг, каждый вздох и каждое движение по 6 часов каждый день в течение полугода. Это была кропотливейшая работа, ведь в то время еще не было радиомикрофонов! Было здорово, да и публика с ума сходила! Но это был не наш жанр. Для оперного спектакля требовались качества театрального актера. На роли начали приходить молодые исполнители. В середине 75 года концертный состав группы распался – невозможно было одновременно играть концертные программы и выступать со спектаклями. В общем, эта опера нас «поглотила»!
– Какой подарок вы хотели бы получить на юбилей?
Владимир Васильев:
– Неплохо было бы проехать с юбилейными концертами по всей стране, начиная от Калининграда до Камчатки.
– Словами какой вашей песни можно было бы закончить наш разговор?
Владимир Васильев:
– Лет 30 назад московские поэты Анатолий Монастырев и Ольга Писаржевская написали слова к песне «Музыкант»: «Опять играет музыкант. О чем же песня эта? Каким немеркнущим теплом душа его согрета? О лицах, пламенем любви и солнцем опаленных, о всех живущих на земле, любимых и влюбленных. Есть в этой песне боль и смех, но он поет, любя, поет для каждого, для всех, и только для тебя».



Елена ГРАДА
 
По теме
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина