«Лантатур», прогоревшая в 2012 году, запустила целую череду банкротств туристических фирм и операторов. Этим летом печальная история повторяется – сразу несколько турфирм заявили о приостановке своей деятельности.
Первой стала одна из старейших отечественных компаний в этой сфере – петербургская «Нева». Ее судьбу повторила «Роза ветров Мир». Петербургский туроператор «Экспотур» также ушел с рынка. Следом туроператор «Лабиринт» объявил о приостановке деятельности со 2 августа. Через три дня, 5 августа, о приостановке своей деятельности объявила Группа компаний «ИнтАэр», входящая во вторую десятку крупнейших туристических фирм РФ. Компания «Сургуткурорт», работающая в ХМАО, заявила о приостановке своей деятельности 13 августа. На следующий день, 14 августа, Ростуризм сообщил, что питерская туристическая компания «Ветер странствий» приостановила деятельность в связи с исчезновением гендиректора. Таким образом с начала июля уже семь туркомпаний объявили о приостановке своей деятельности.
В результате разорений турфирм пострадали десятки тысяч человек: ктото, оплатив туры, не смог выехать на отдых, а кто и застрял за границей – с неоплаченными гостиницей и обратными.
Причины обанкротившиеся турфирмы называют самые разные. Например, гендиректор «Невы» назвал одной из причин краха компании «плохой туристический сезон», вызванный, в том числе, запретом выезда за рубеж сотрудников силовых структур и госслужащих, которые составляли значительное число клиентов турфирмы. Руководство «Экспотур» уверяет, что проблемы начались изза круиза по Черному морю. Теплоход «Адриана» должен был зайти в порты Новороссийска, Ялты, Сочи, Севастополя и Стамбула, однако в этом сезоне владелец судна – карибская компания Adriana Shipping LTD – изменил маршрут, оставив только Севастополь и Стамбул, и многие туристы потребовали вернуть деньги. Группа компаний «ИнтАэр», представленная двумя юридическими лицами – ООО «ИнтАэр», ООО «ИнтАэр Трэвел», объяснила приостановку работы падением спроса и покупательской способности в связи с ростом курса валют и негативной политической ситуацией. Компания «Лабиринт» ссылается на экономическую ситуацию, повлиявшую на количество бронирований, а также смещение принципа подачи заявок – подавляющее большинство бронирований делалось за незначительный период до вылета (так называемые горящие туры). Что касается последней прогоревшей компании – «Ветер странствий», проработавшей на рынке семь лет, и специализировавшейся на специальных, тематических и экзотических турах премиумкласса – французская Полинезия, Сейшелы, Маврикий и тому подобные направления, то ее руководство попросту сбежало, оставив долги и... заявление на отпуск.
Вернуть деньги за путевки смогут далеко не все клиенты разорившихся фирм. Если случай признан не страховым – про компенсации можно забыть.
Так в чем истинная причина частых разорений в туротрасли? И что делать, если вы купили путевку у будущего банкрота?
«Компании банкротятся по причине множества факторов, – считает председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. – Сейчас это падение спроса достаточно заметное, особенно по европейским направлениям, идет некоторое повышение курса евро, который сильно повлиял на стоимость турпродукта в Европу. Потом, конечно же, политическая обстановка влияет на принятие решения о поездке.
То есть люди задумываются о том, что вдруг не дадут визу, а вдруг не выпустят, а вдруг карточка банковская не будет работать и так далее, затаиваются всякие тревоги, и выбирают просто другое направление поездки. Потом запрет на выезд отдельных категорий граждан, силовиков, милиции, Министерства обороны, чиновников, причем это часто касается и членов их семей, и это очень сильно повлияло на загрузку летних лагерей, в Болгарии, например.
Соответственно, туристические компании, которые во многом работали с детским отдыхом, сейчас испытывают достаточно серьезные сложности. Туристический бизнес чрезвычайно зависим от внешних обстоятельств, политических, природноклиматических, техногенных. Акула какаянибудь покусает туриста на Красном море – и падение спроса на 20 процентов».
Кроме внешних факторов, есть еще внутренние, то есть технологии работы самой туристической компании. Устаревший механизм управления, отсутствие гибкого подхода к выбору доходных направлений, слабый менеджмент, старорежимная система управления финансами и учетом. Если, например, говорить о компании «Нева», то это достаточно устаревшая, в принципе, система управления, схема функционирования туроператорской компании. Современные туроператорские компании работают на совершенно других технологиях, а эта компания пришла фактически из советского периода, считает эксперт.
Соответственно, это не позволяет гибко реагировать на падение спроса, быстро закрывать недоходные направления, договариваться с партнерами о какихто более выгодных условиях и так далее. Соответственно, ошибки в управлении в сочетании с внешними факторами и приводят компанию к дефолту, из которого вылезти она самостоятельно не может. Нужно кредитоваться, кредитов не дают, поскольку у компании нет активов, нет имущества, нечем обеспечивать, добавил Георгий Мохов. Нужно вовремя, скрепя сердце, стиснув зубы, приостанавливать, как они всегда говорят, свою деятельность.
А теперь небольшой инструктаж от наших экспертов: что делать человеку, который уже оплатил тур или даже находится в путешествии, когда его оператор объявляет о своем банкротстве.
Андрей Гаврилов, президент НП «Альянс туристических агентств»: «Здесь два совершенно разных сценария. Для тех, кто уже находится за рубежом, необходимо по всем возможным каналам связаться с объединением «Турпомощь» для того, чтобы обеспечить себе возвращение обратно, если с этим возникают проблемы, а по возвращении идти к туроператору, подавать заявление. Если туроператор отказывается удовлетворять жалобу, то с этим документом необходимо тут же отправляться в страховую компанию, которая выдала финансовое обеспечение. А тем, кто не успел еще выехать, необходимо обратиться к туроператору, чтобы получить соответствующий документ, подтверждающий отказ туроператора в удовлетворении претензии, и снова обращаться в организацию, оформившую страховое обеспечение».
Георгий Мохов: «Для тех, кто находится за рубежом, у нас действует компенсационный фонд Ассоциации туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Если у туриста оплачено проживание, но не оплачен авиабилет, и он не хочет оставаться по месту отдыха, то Ассоциация туроператоров обязана эвакуировать его за счет средств компенсационного фонда, вернуть на родину.
Для тех, кто не улетел отсюда, то есть у него тур оплачен, но не предоставлен, существует другой инструмент – это страхование гражданской ответственности туроператоров, то есть требование о возмещении причиненного ущерба можно предъявлять страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность туроператора. У той же «Невы» – это страховка на сумму 454 миллиона рублей. По идее должно хватить, если страховщик выдержит такую страховую выплату в принципе. Но сам по себе инструмент страхования работает и уже применялся неоднократно, что в какойто степени снижает горечь утраты».
ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО ТУРИЗМА
2014 год 14 августа Ростуризм сообщил, что питерская туристическая компания «Ветер странствий» приостановила деятельность в связи с исчезновением гендиректора. По примерным подсчетам, долг компании составляет порядка 10 миллионов рублей.
13 августа заявила о приостановке деятельности компания «Сургуткурорт». Сумма ущерба пока неизвестна, так как заявления продолжают поступать в полицию.
5 августа группа компаний «ИнтАэр» объявила о приостановке своей деятельности, объяснив это решение падением спроса и покупательской способности в связи с ростом курса валют и негативной политической ситуацией. За рубежом находились на тот момент около 500 клиентов туркомпании.
Со 2 августа объявил о приостановке деятельности туроператор «ЛАБИРИНТ», основной клиент «Идеал Тура», при этом обе структуры связаны через общих владельцев.
1 августа стало известно, что туроператор «Идеалтур» столкнулся с финансовыми проблемами. Авиакомпания «Оренбургские авиалинии» отменила ряд чартерных рейсов, заказанных, но не оплаченных компанией «Идеалтур». Сумма задолженности «Идеалтур» перед авиакомпанией составляет порядка 1,5 миллиарда рублей.
30 июля петербургский туроператор «Экспотур» заявил о приостановке своей деятельности в связи с невозможностью выполнения обязательств перед туристами. В качестве одной из причин в компании называли проблемы с выполнением круиза по Черному морю.
25 июля московский туроператор «Роза ветров Мир» объявил о приостановке своей деятельности в связи с невозможностью выполнения своих обязательств перед туристами. Туроператор представлен двумя юридическими лицами: ООО «Роза ветров Мир» и ООО «РВ МИР». Сообщалось, что на момент объявления за рубежом оставалось не более 130 клиентов компании.
16 июля один из старейших российских туроператоров – петербургская турфирма «Нева» – объявил о приостановке своей деятельности. В заявлении на сайте туроператора говорится о невозможности туроператора исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками.
2013 В начале сентября клиентов московского туроператора «Норд», работающего на рынке с 1994 года, начали выселять из отелей в Тунисе, изза долгов туроператора принимающему партнеру в Черногории были отменены несколько туров. «Норд» был вынужден прибегнуть к помощи страховой компании для выплаты компенсаций.
17 июля один из старейших российских туроператоров «Асент Трэвел» объявил о сокращении региональных программ на 60% и предложил агентствам аннулировать оплаченные туры с вылетом 20 и 21 июля в Хорватию и Черногорию. 18 июля стало известно, что компания полностью остановила продажи и готовится уйти с рынка. В апреле 2014 года Арбитражный суд Москвы признал ООО «Асент Трэвел Инт» банкротом.
29 июня появилось сообщение о приостановке деятельности туроператора «Синяя птица», специализировавшегося на продаже путевок в санатории Белоруссии.
16 мая туристическая компания «Раена», специализировавшаяся на продаже путевок в здравницы Кавказских минеральных вод и работавшая с 1998 года, объявила о начале процедуры банкротства. Московский офис свернул деятельность сразу после смерти основателя и руководителя компании в январе 2013 года.
2012 12 декабря московский туроператор «Латамерика Бизнес Групп», специализировавшийся на турах в Северную и Южную Америки и страны Карибского бассейна, сообщил о временной приостановке деятельности.
1 октября Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление российского туроператора «ЭльВояж» о банкротстве. Компания организовывала поездки во Вьетнам, Египет, Испанию, Кипр, Таиланд и Тунис, а также занималась организацией корпоративных мероприятий, семейного и детского отдыха, познавательных экскурсионных туров и активного отдыха. В августе 2012 года у туроператора начались финансовые трудности, когда около 200 туристов «ЭльВояж» не смогли вылететь в Москву из Хургады в связи с отменой части рейсов, которые были запланированы на сентябрь 2012 года.
10 сентября туристическая компания «ГлобалТрэвел Интернешнл» сообщила на своем сайте о приостановке деятельности в связи с финансовыми затруднениями. Турагентства, сотрудничающие с сетью, 7 сентября получили письма с аналогичным содержанием.
2 сентября российский туроператор «ЧерриТур» официально приостановил деятельность. Проблемы с возвращением в Россию возникли у нескольких десятков российских туристов, которые не могли вылететь из хорватского города Пула. 3 сентября у клиентов туроператора, отдыхающих в Болгарии, потребовали повторной оплаты отелей. Также возникли проблемы у российских туристов, клиентов компании, которые не могли вылететь из Черногории.
28 июня туроператор «Вокруг света», специализирующийся на странах ЮгоВосточной Азии, объявил о приостановке своей деятельности в связи с невозможностью выполнить взятые на себя финансовые обязательства перед клиентами.
22 апреля около 100 туристов компании «Идеальный мир» не смогли вылететь из Москвы в ТельАвив, так как их авиабилеты оказались фальшивыми. По той же причине из Израиля не смогли вылететь 54 туриста компании, которые должны были в этот день возвращаться в Москву. Всего от действий туроператора пострадало около 200 человек.
5 апреля Московский туроператор ITC («Международный клуб путешествий») приостановил отправку туристов и проинформировал о временных финансовых сложностях своих партнеров и клиентов. За рубежом на тот момент находились 117 клиентов туроператора (преимущественно в странах Латинской Америки), еще около 300 путевок было продано вперед. Некоторые отели требовали у клиентов ITC доплату, так как их проживание было не оплачено туроператором.
27 января один из старейших российских туроператоров «Лантатур» прекратил работу после отказа одного из его основных кредиторов предоставить кредит в 30 миллионов рублей изза неудовлетворительного финансового состояния компании. В тот момент за границей находились более 3 тысяч клиентов «Лантатур», многие из которых столкнулись с проблемами при выселении из гостиниц. Ростуризм исключил компанию «Лантатур» из Единого федерального реестра туроператоров за то, что та не предоставила вовремя новый договор о финансовом обеспечении.
2011 3 сентября туроператор «Альфа Вояж» (ООО «Вояж») приостановил выполнение обязательств перед партнерами изза финансовых трудностей. Компания отправляла туристов в Турцию, Египет, Таиланд, Индию, Доминиканскую республику, Испанию, Черногорию, Грецию, на Кипр и Кубу.
12 августа Ростуризм сообщил о том, что туроператор Skytour заявил о невозможности выполнения своих обязательств по всем оплаченным ранее турам. По сообщению ведомства, 8 августа сведения о туроператоре Skytour были исключены из Единого федерального реестра туроператоров. В страховую компанию было подано 21 заявление от туристов туроператора Skytour на общую сумму 2,15 миллиона рублей о выплате компенсаций за непредоставленные туры.
6 августа туроператор «Лужники Тревел» перестал отправлять туристов за рубеж, а спустя три дня объявил на своем сайте о приостановке туроператорской деятельности.
12 апреля компания «Сизонс», туроператор по Таиланду, информировала страховую компанию о невозможности выполнения обязательств перед третьими лицами по договорам о реализации туристских продуктов в связи с отсутствием средств для расчетов с контрагентами. На тот момент путевки «Сизонс» в Таиланд приобрели около 30 туристов. Всего «Сизонс» не выполнила условия по 14 договорам на сумму около 1,2 миллиона рублей.
2010 В ноябре первым крупным туристическим оператором в России, оказавшимся на грани банкротства, стал «Капитал тур». Счета компании в банке были заблокированы 11 ноября. Пять дней спустя туроператор объявил о трудностях с исполнением своих обязательств по турам. За рубежом на момент приостановки деятельности туроператора находились более 8 тысяч его клиентов. В апреле 2011 года компания была исключена из единого реестра туроператора банкротстве.
19 августа сайт Ассоциации туроператоров России (АТОР) сообщил, что в СанктПетербурге прекратило свою деятельность турагентство «Элладатур». По словам пострадавших клиентов, директор турфирмы сообщила им по телефону, что агентство обанкротилось. Глава компании пообещала, что напишет расписку и вернет деньги, но не раньше, чем через год. По документам турагентство располагалось в здании заброшенного торгового центра, на самом же деле офис компании находился на Невском проспекте. Там директор турфирмы арендовала один стол в офисном здании и сама принимала всех клиентов.
13 августа стало известно, что работавшая 12 лет на рынке туристическая компания «Август» из СанктПетербурга прекратила свою деятельность, собрав деньги с клиентов. Агентство «Август» специализировалось на продаже автобусных туров по Европе и реализации путевок на морские курорты.