КАК СПАСТИ ОТПУСК ОТ ТУРОПЕРАТОРОВ

«Ланта­тур», прогоревшая в 2012 году, запустила целую череду банкротств туристических фирм и операторов. Этим летом печальная история повторяется – сразу несколько турфирм заявили о приостановке своей деятельности.
Первой стала одна из старейших отечественных компаний в этой сфере – петербургская «Нева». Ее судьбу повторила «Роза ветров Мир». Петербургский туроператор «Экспо­тур» также ушел с рынка. Следом туроператор «Лабиринт» объявил о приостановке деятельности со 2 августа. Через три дня, 5 августа, о приостановке своей деятельности объявила Группа компаний «ИнтАэр», входящая во вторую десятку крупнейших туристических фирм РФ. Компания «Сургуткурорт», работающая в ХМАО, заявила о приостановке своей деятельности 13 августа. На следующий день, 14 августа, Ростуризм сообщил, что питерская туристическая компания «Ветер странствий» приостановила деятельность в связи с исчезновением гендиректора. Таким образом с начала июля уже семь туркомпаний объявили о приостановке своей деятельности.
В результате разорений турфирм пострадали десятки тысяч человек: кто­то, оплатив туры, не смог выехать на отдых, а кто и застрял за границей – с неоплаченными гостиницей и обратными.
Причины обанкротившиеся турфирмы называют самые разные. Например, гендиректор «Невы» назвал одной из причин краха компании «плохой туристический сезон», вызванный, в том числе, запретом выезда за рубеж сотрудников силовых структур и госслужащих, которые составляли значительное число клиентов турфирмы. Руководство «Экспо­тур» уверяет, что проблемы начались из­за круиза по Черному морю. Теплоход «Адриана» должен был зайти в порты Новороссийска, Ялты, Сочи, Севастополя и Стамбула, однако в этом сезоне владелец судна – карибская компания Adriana Shipping LTD – изменил маршрут, оставив только Севастополь и Стамбул, и многие туристы потребовали вернуть деньги. Группа компаний «ИнтАэр», представленная двумя юридическими лицами – ООО «ИнтАэр», ООО «ИнтАэр Трэвел», объяснила приостановку работы падением спроса и покупательской способности в связи с ростом курса валют и негативной политической ситуацией. Компания «Лабиринт» ссылается на экономическую ситуацию, повлиявшую на количество бронирований, а также смещение принципа подачи заявок – подавляющее большинство бронирований делалось за незначительный период до вылета (так называемые горящие туры). Что касается последней прогоревшей компании – «Ветер странствий», проработавшей на рынке семь лет, и специализировавшейся на специальных, тематических и экзотических турах премиум­класса – французская Полинезия, Сейшелы, Маврикий и тому подобные направления, то ее руководство попросту сбежало, оставив долги и... заявление на отпуск.
Вернуть деньги за путевки смогут далеко не все клиенты разорившихся фирм. Если случай признан не страховым – про компенсации можно забыть.
Так в чем истинная причина частых разорений в туротрасли? И что делать, если вы купили путевку у будущего банкрота?
«Компании банкротятся по причине множества факторов, – считает председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. – Сейчас это падение спроса достаточно заметное, особенно по европейским направлениям, идет некоторое повышение курса евро, который сильно повлиял на стоимость турпродукта в Европу. Потом, конечно же, политическая обстановка влияет на принятие решения о поездке.
То есть люди задумываются о том, что вдруг не дадут визу, а вдруг не выпустят, а вдруг карточка банковская не будет работать и так далее, затаиваются всякие тревоги, и выбирают просто другое направление поездки. Потом запрет на выезд отдельных категорий граждан, силовиков, милиции, Министерства обороны, чиновников, причем это часто касается и членов их семей, и это очень сильно повлияло на загрузку летних лагерей, в Болгарии, например.
Соответственно, туристические компании, которые во многом работали с детским отдыхом, сейчас испытывают достаточно серьезные сложности. Туристический бизнес чрезвычайно зависим от внешних обстоятельств, политических, природно­климатических, техногенных. Акула какая­нибудь покусает туриста на Красном море – и падение спроса на 20 процентов».
Кроме внешних факторов, есть еще внутренние, то есть технологии работы самой туристической компании. Устаревший механизм управления, отсутствие гибкого подхода к выбору доходных направлений, слабый менеджмент, старорежимная система управления финансами и учетом. Если, например, говорить о компании «Нева», то это достаточно устаревшая, в принципе, система управления, схема функционирования туроператорской компании. Современные туроператорские компании работают на совершенно других технологиях, а эта компания пришла фактически из советского периода, считает эксперт.
Соответственно, это не позволяет гибко реагировать на падение спроса, быстро закрывать недоходные направления, договариваться с партнерами о каких­то более выгодных условиях и так далее. Соответственно, ошибки в управлении в сочетании с внешними факторами и приводят компанию к дефолту, из которого вылезти она самостоятельно не может. Нужно кредитоваться, кредитов не дают, поскольку у компании нет активов, нет имущества, нечем обеспечивать, добавил Георгий Мохов. Нужно вовремя, скрепя сердце, стиснув зубы, приостанавливать, как они всегда говорят, свою деятельность.
А теперь небольшой инструктаж от наших экспертов: что делать человеку, который уже оплатил тур или даже находится в путешествии, когда его оператор объявляет о своем банкротстве.
Андрей Гаврилов, президент НП «Альянс туристических агентств»: «Здесь два совершенно разных сценария. Для тех, кто уже находится за рубежом, необходимо по всем возможным каналам связаться с объединением «Турпомощь» для того, чтобы обеспечить себе возвращение обратно, если с этим возникают проблемы, а по возвращении идти к туроператору, подавать заявление. Если туроператор отказывается удовлетворять жалобу, то с этим документом необходимо тут же отправляться в страховую компанию, которая выдала финансовое обеспечение. А тем, кто не успел еще выехать, необходимо обратиться к туроператору, чтобы получить соответствующий документ, подтверждающий отказ туроператора в удовлетворении претензии, и снова обращаться в организацию, оформившую страховое обеспечение».
Георгий Мохов: «Для тех, кто находится за рубежом, у нас действует компенсационный фонд Ассоциации туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Если у туриста оплачено проживание, но не оплачен авиабилет, и он не хочет оставаться по месту отдыха, то Ассоциация туроператоров обязана эвакуировать его за счет средств компенсационного фонда, вернуть на родину.
Для тех, кто не улетел отсюда, то есть у него тур оплачен, но не предоставлен, существует другой инструмент – это страхование гражданской ответственности туроператоров, то есть требование о возмещении причиненного ущерба можно предъявлять страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность туроператора. У той же «Невы» – это страховка на сумму 454 миллиона рублей. По идее должно хватить, если страховщик выдержит такую страховую выплату в принципе. Но сам по себе инструмент страхования работает и уже применялся неоднократно, что в какой­то степени снижает горечь утраты».

ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО ТУРИЗМА
2014 год
14 августа Ростуризм сообщил, что питерская туристическая компания «Ветер странствий» приостановила деятельность в связи с исчезновением гендиректора. По примерным подсчетам, долг компании составляет порядка 10 миллионов рублей.
13 августа заявила о приостановке деятельности компания «Сургуткурорт». Сумма ущерба пока неизвестна, так как заявления продолжают поступать в полицию.
5 августа группа компаний «ИнтАэр» объявила о приостановке своей деятельности, объяснив это решение падением спроса и покупательской способности в связи с ростом курса валют и негативной политической ситуацией. За рубежом находились на тот момент около 500 клиентов туркомпании.
Со 2 августа объявил о приостановке деятельности туроператор «ЛАБИРИНТ», основной клиент «Идеал Тура», при этом обе структуры связаны через общих владельцев.
1 августа стало известно, что туроператор «Идеал­тур» столкнулся с финансовыми проблемами. Авиакомпания «Оренбургские авиалинии» отменила ряд чартерных рейсов, заказанных, но не оплаченных компанией «Идеал­тур». Сумма задолженности «Идеал­тур» перед авиакомпанией составляет порядка 1,5 миллиарда рублей.
30 июля петербургский туроператор «Экспо­тур» заявил о приостановке своей деятельности в связи с невозможностью выполнения обязательств перед туристами. В качестве одной из причин в компании называли проблемы с выполнением круиза по Черному морю.
25 июля московский туроператор «Роза ветров Мир» объявил о приостановке своей деятельности в связи с невозможностью выполнения своих обязательств перед туристами. Туроператор представлен двумя юридическими лицами: ООО «Роза ветров Мир» и ООО «РВ МИР». Сообщалось, что на момент объявления за рубежом оставалось не более 130 клиентов компании.
16 июля один из старейших российских туроператоров – петербургская турфирма «Нева» – объявил о приостановке своей деятельности. В заявлении на сайте туроператора говорится о невозможности туроператора исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками.

2013 В начале сентября клиентов московского туроператора «Норд», работающего на рынке с 1994 года, начали выселять из отелей в Тунисе, из­за долгов туроператора принимающему партнеру в Черногории были отменены несколько туров. «Норд» был вынужден прибегнуть к помощи страховой компании для выплаты компенсаций.
17 июля один из старейших российских туроператоров «Асент Трэвел» объявил о сокращении региональных программ на 60% и предложил агентствам аннулировать оплаченные туры с вылетом 20 и 21 июля в Хорватию и Черногорию. 18 июля стало известно, что компания полностью остановила продажи и готовится уйти с рынка. В апреле 2014 года Арбитражный суд Москвы признал ООО «Асент Трэвел Инт» банкротом.
29 июня появилось сообщение о приостановке деятельности туроператора «Синяя птица», специализировавшегося на продаже путевок в санатории Белоруссии.
16 мая туристическая компания «Раена», специализировавшаяся на продаже путевок в здравницы Кавказских минеральных вод и работавшая с 1998 года, объявила о начале процедуры банкротства. Московский офис свернул деятельность сразу после смерти основателя и руководителя компании в январе 2013 года.

2012 12 декабря московский туроператор «Латамерика Бизнес Групп», специализировавшийся на турах в Северную и Южную Америки и страны Карибского бассейна, сообщил о временной приостановке деятельности.
1 октября Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление российского туроператора «Эль­Вояж» о банкротстве. Компания организовывала поездки во Вьетнам, Египет, Испанию, Кипр, Таиланд и Тунис, а также занималась организацией корпоративных мероприятий, семейного и детского отдыха, познавательных экскурсионных туров и активного отдыха. В августе 2012 года у туроператора начались финансовые трудности, когда около 200 туристов «Эль­Вояж» не смогли вылететь в Москву из Хургады в связи с отменой части рейсов, которые были запланированы на сентябрь 2012 года.
10 сентября туристическая компания «Глобал­Трэвел Интернешнл» сообщила на своем сайте о приостановке деятельности в связи с финансовыми затруднениями. Турагентства, сотрудничающие с сетью, 7 сентября получили письма с аналогичным содержанием.
2 сентября российский туроператор «ЧерриТур» официально приостановил деятельность. Проблемы с возвращением в Россию возникли у нескольких десятков российских туристов, которые не могли вылететь из хорватского города Пула. 3 сентября у клиентов туроператора, отдыхающих в Болгарии, потребовали повторной оплаты отелей. Также возникли проблемы у российских туристов, клиентов компании, которые не могли вылететь из Черногории.
28 июня туроператор «Вокруг света», специализирующийся на странах Юго­Восточной Азии, объявил о приостановке своей деятельности в связи с невозможностью выполнить взятые на себя финансовые обязательства перед клиентами.
22 апреля около 100 туристов компании «Идеальный мир» не смогли вылететь из Москвы в Тель­Авив, так как их авиабилеты оказались фальшивыми. По той же причине из Израиля не смогли вылететь 54 туриста компании, которые должны были в этот день возвращаться в Москву. Всего от действий туроператора пострадало около 200 человек.
5 апреля Московский туроператор ITC («Международный клуб путешествий») приостановил отправку туристов и проинформировал о временных финансовых сложностях своих партнеров и клиентов. За рубежом на тот момент находились 117 клиентов туроператора (преимущественно в странах Латинской Америки), еще около 300 путевок было продано вперед. Некоторые отели требовали у клиентов ITC доплату, так как их проживание было не оплачено туроператором.
27 января один из старейших российских туроператоров «Ланта­тур» прекратил работу после отказа одного из его основных кредиторов предоставить кредит в 30 миллионов рублей из­за неудовлетворительного финансового состояния компании. В тот момент за границей находились более 3 тысяч клиентов «Ланта­тур», многие из которых столкнулись с проблемами при выселении из гостиниц. Ростуризм исключил компанию «Ланта­тур» из Единого федерального реестра туроператоров за то, что та не предоставила вовремя новый договор о финансовом обеспечении.

2011 3 сентября туроператор «Альфа Вояж» (ООО «Вояж») приостановил выполнение обязательств перед партнерами из­за финансовых трудностей. Компания отправляла туристов в Турцию, Египет, Таиланд, Индию, Доминиканскую республику, Испанию, Черногорию, Грецию, на Кипр и Кубу.
12 августа Ростуризм сообщил о том, что туроператор Skytour заявил о невозможности выполнения своих обязательств по всем оплаченным ранее турам. По сообщению ведомства, 8 августа сведения о туроператоре Skytour были исключены из Единого федерального реестра туроператоров. В страховую компанию было подано 21 заявление от туристов туроператора Skytour на общую сумму 2,15 миллиона рублей о выплате компенсаций за непредоставленные туры.
6 августа туроператор «Лужники Тревел» перестал отправлять туристов за рубеж, а спустя три дня объявил на своем сайте о приостановке туроператорской деятельности.
12 апреля компания «Сизонс», туроператор по Таиланду, информировала страховую компанию о невозможности выполнения обязательств перед третьими лицами по договорам о реализации туристских продуктов в связи с отсутствием средств для расчетов с контрагентами. На тот момент путевки «Сизонс» в Таиланд приобрели около 30 туристов. Всего «Сизонс» не выполнила условия по 14 договорам на сумму около 1,2 миллиона рублей.

2010 В ноябре первым крупным туристическим оператором в России, оказавшимся на грани банкротства, стал «Капитал тур». Счета компании в банке были заблокированы 11 ноября. Пять дней спустя туроператор объявил о трудностях с исполнением своих обязательств по турам. За рубежом на момент приостановки деятельности туроператора находились более 8 тысяч его клиентов. В апреле 2011 года компания была исключена из единого реестра туроператора банкротстве.
19 августа сайт Ассоциации туроператоров России (АТОР) сообщил, что в Санкт­Петербурге прекратило свою деятельность турагентство «Эллада­тур». По словам пострадавших клиентов, директор турфирмы сообщила им по телефону, что агентство обанкротилось. Глава компании пообещала, что напишет расписку и вернет деньги, но не раньше, чем через год. По документам турагентство располагалось в здании заброшенного торгового центра, на самом же деле офис компании находился на Невском проспекте. Там директор турфирмы арендовала один стол в офисном здании и сама принимала всех клиентов.
13 августа стало известно, что работавшая 12 лет на рынке туристическая компания «Август» из Санкт­Петербурга прекратила свою деятельность, собрав деньги с клиентов. Агентство «Август» специализировалось на продаже автобусных туров по Европе и реализации путевок на морские курорты.

Ещё новости о событии:

  Туроператор «ЛАБИРИНТ» распространил сообщение  о приостановлении своей деятельности в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации туристского продукта.
18:22 20.08.2014 Гатчинский район - Гатчина
КАК СПАСТИ ОТПУСК ОТ ТУРОПЕРАТОРОВ - Газета Вести
«Ланта­тур», прогоревшая в 2012 году, запустила целую череду банкротств туристических фирм и операторов.
13:48 20.08.2014 Газета Вести - ЛенОбласть
 
По теме
Приложение позволяет узнать о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях, подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям, получать актуальную информацию о возможных угрозах и рисках.
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты утвердили постановление о творческом конкурсе «Заботимся о семье, заботимся о России» Под таким названием в этом году пройдет конкурс детских рисунков,
Как обезопасить детей в цифровом пространстве - Газета Лужская правда После чудовищного теракта в ТЦ «Крокус Сити Холл» начались массовые рассылки сообщений несовершеннолетним с угрозами и предложениями за деньги участвовать в терактах и других противоправных действиях.
Газета Лужская правда
Фото: ГУ Росгвардии по Петербургу и Ленобласти Росгвардейцы доставили в полицию пациента, что пришел в медучреждение в нетрезвом виде и устроил конфликт, чуть не переросший в драку,
47 новостей
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Здоровье ленинградцев в приоритете: как в Ленобласти развивается первичное звено здравоохранения - Online47.Ru Ежегодно в 47-м регионе открываются новые ФАПы и поликлиники, усовершенствуется техника и медоборудования Первичное звено по праву считается ключевым для всей системы здравоохранения России.
Online47.Ru
Эксперты Мариинской больницы выступили с докладами на научно-практической конференции с международным участием - Мариинская больница Врачи Мариинской больницы приняли участие в работе II—ой городской научно-практической конференции (с международным участием) «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на с
Мариинская больница