Какие изменения ждут выпускников на ЕГЭ-2017?


- Оксана Александровна, уже неоднократно говорилось, что содержательных изменений на ЕГЭ-2017 не будет, за исключением отказа от заданий с выбором одного ответа на экзаменах по химии, биологии и физике. Изменится и форма подачи некоторых заданий. Что конкретно имеется в виду?

- Действительно, изменения в ЕГЭ носят эволюционный, а не революционный характер. И форма заданий совершенствуется прежде всего для того, чтобы участники экзамена в максимальной степени могли проявить свои умения. При этом знаниевая часть остается незыблемой: измеряется только то, что изучается в школе. Подготовка к экзамену и его оценивание идут в логике - стандарт, учебная программа и учебник из Федерального перечня. Поэтому, когда мы говорим, что меняется КИМ, это не означает, что начнут проверять и спрашивать что-то новое. Меняются только форматы. Например, в биологии никогда не было заданий, основанных на графике. При этом графическое представление информации давно норма на экзаменах по физике, математике, обществознанию. Графические материалы по этим предметам школьники видят на стенах в кабинетах. И это привычно. Так почему же должны смущать задания, основанные на графике, на экзамене по биологии? Тут всего лишь логическое продолжение имеющейся практики. Поэтому в ЕГЭ по биологии были включены задания, требующие анализа статистической информации, представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц. Еще одна группа интересных заданий предполагает анализ изображений различных биологических объектов: их структуры, функций. Также предложено задание на заполнение смысловых пропусков в схеме.

Стала более стройной и структура первой части экзаменационной работы в ЕГЭ по химии: она представляет собой несколько тематических блоков, и участникам экзамена будет проще сконцентрироваться, переходя от одного тематического блока к другому.
Вообще в последние годы экзаменационные задания ЕГЭ по многим предметам стали более разнообразными, все они направлены на проверку овладения различными умениями, способами познавательной деятельности. Участники экзамена должны не просто продемонстрировать свои знания, но и способность их применять при анализе информации, решении разнообразных задач, изложении и аргументации своего мнения, оппонировании в дискуссии, в рассуждении на предложенную тему.


- Можно ли говорить, что задания становятся сложнее или, напротив, упрощаются?
- Нет, задания сохраняют изначально заданный уровень сложности. Они не становятся ни легче, ни сложнее. Мы живем в условиях четырехлетнего использования результатов, и не может быть так, чтобы в один год что-то было проще, а в другой - труднее. 
Логистика в создании КИМов такова: сначала готовится перспективная модель разных заданий. Потом перспективная модель в целом КИМа. Затем следует апробация всех компонентов, анализируются полученные по ее итогам данные: как выполняется каждое задание, как задания коррелируют между собой и как части КИМа друг с другом сопоставляются. На основании этого мы делаем выводы, что необходимо скорректировать, чтобы, например, сохранить уровень сложности, где нужно добавить или, наоборот, убавить. Так что система подготовки КИМов очень регулируемая. Здесь все происходит последовательно и поэтапно.


- До конца апреля этого года будет проходить общественно-профессиональное обсуждение перспективной модели ЕГЭ по литературе. В прошлом году 13 регионов в пилотном режиме уже приняли участие в ее обкатке. Что предлагается изменить? Вернется ли устный экзамен?
- Введение устного ЕГЭ по литературе пока не планируется. А работа над перспективной моделью ЕГЭ по этому предмету идет уже второй год. И тут мы также движемся в привычной логике - апробация, анализ и обсуждение, получение отзывов, корректировка системы оценивания. После этого к 2018 году мы будем готовы эту модель предложить. Конечно, при условии, что ее поддержит профессиональное сообщество.
А перемены состоят в отказе от заданий с кратким ответом в пользу развернутых. Мы увеличиваем число заданий по выбору участника сдачи экзамена. При этом суммарное число заданий с развернутым ответом не увеличено: экзаменуемый пишет четыре развернутых ответа ограниченного объема и одно сочинение.
В части 1 альтернативными стали первые два задания к фрагменту эпического (лироэпического, драматического) произведения и первые два задания к лирическому произведению. Важно, что здесь уже есть возможность подобрать наиболее приемлемый для себя способ выполнения задания. А в части 2 (это как раз сочинение) увеличено количество альтернативных тем с трех до четырех. Порядок расположения тем сочинений различного типа варьируется с учетом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи. Это также означает, что участник экзамена может выбрать то, что ему ближе: кто-то возьмет современную литературу, кто-то - литературу определенного века. Кстати, требования к объему сочинения (часть 2 экзамена) повышены: экзаменуемым рекомендован объем не менее 250 слов (было 200). А если в сочинении менее 200 слов (было 150), то такую работу оценят в 0 баллов.
Отмечу и то, что в перспективной модели ЕГЭ по литературе усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов. Например, обеспечена большая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом, усилен контроль за качеством речи экзаменуемого: речь оценивается в ответах на все задания, тогда как в действующей модели не оценивается речь в ответах на сопоставительные задания.
По результатам апробации новая модель ЕГЭ по литературе поддержана 94 процентами учителей. Анализ результатов выполнения КИМов показал, что новая модель не является принципиально более сложной, чем действующая, и что есть корреляция между уровнем выполнения работы и школьными отметками по литературе. Ну а окончательные итоги будут сделаны по результатам масштабной апробации в регионах и по итогам общественно-профессионального обсуждения.


- Понятно, что смена экзаменационной модели происходит в связи с изменением образовательного стандарта. Насколько в работе над национальными КИМами используется опыт формулирования заданий в международных сравнительных исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA?
- Прежде всего во внимание принимается опыт в области создания практико-ориентированных заданий. Их у нас становится больше. Постепенное увеличение доли заданий с развернутым ответом, по сути, также ориентация на международный опыт. Ведь в PIRLS, TIMSS, PISA более половины заданий как раз задания с открытым или свободно конструируемым ответом, поскольку именно они обладают максимальным диагностическим потенциалом. Но следует отметить, что это именно внимательный анализ существующей практики создания заданий для международных сравнительных исследований, а не слепое копирование. Все лучшее принимается во внимание, но разработка моделей экзамена и отдельных заданий осуществляется исходя из потребностей и реалий именно нашего российского образования.


- Каким образом педагоги могут влиять на процесс корректировки КИМов?
- Ежегодно с конца августа по середину октября на сайте ФИПИ проходит общественно-профессиональное обсуждение документов, регламентирующих разработку КИМов: демоверсий, спецификаций и кодификаторов. У педагогов есть возможность направить любые комментарии и замечания. Дальше федеральные комиссии по разработке КИМов по разным предметам по итогам общественно-профессионального обсуждения анализируют поступившие замечания. В прошлом году большая часть вопросов касалась того, достаточно или нет времени на выполнение работы, кто-то писал, что задания слишком простые, другие, напротив, указывали, что уровень сложности демоверсии не соответствует реальным КИМам. Были и предложения по корректировке конкретных заданий. Всем авторам обращений были направлены ответы с разъяснениями. 
Вот, например, учитель иностранного языка направил замечание, что на ЕГЭ по этому предмету много лексики, которая не изучается по программе. Ему ответили, что ни федеральный компонент, ни примерная программа не дают обязательного списка слов, подлежащих изучению. Но оба документа содержат требования по формированию у учеников языковой догадки, умения догадываться о значении слова по контексту, по морфологической структуре слова, по аналогии с родным языком, если встречаются международные слова. Языковая догадка необходима для чтения с пониманием основного содержания текста и чтения с пониманием запрашиваемой информации. Таким образом, заблуждается тот, кто считает, что для понимания текста надо знать все использованные в них слова.
Нам пишут и дети. Вот процитирую обращение выпускника школы: «Я ученик 11-го класса. Готовлюсь к ЕГЭ, больше всего проблем с математикой профильного уровня. По времени не укладываюсь. Прошу вас продлить время проведения на 30 минут либо выдавать на месте проведения калькуляторы, на вычисления приходится тратить много времени. И было бы хорошо дать перерыв после двух часов хотя бы на 20 минут, а то голова начинает болеть без отдыха, если заниматься, даже врачи говорят, что после полутора часов умственных занятий надо взять перерыв на 15 минут. Или разделить на два дня, чтобы на первый день 12 заданий за 1 час, а на второй день уже задания 2-й части за 3 часа. Примите меры!»


- И что ответили одиннадцатикласснику? Может быть, действительно пора разрешить использование калькуляторов и делать перерывы в экзаменах? 
- Не соглашусь. Использование калькуляторов не разрешено, поскольку на экзамене  в том числе проверяется и вычислительная культура. А владение вычислительными приемами нужно каждому человеку, для того чтобы сориентироваться в разных жизненных ситуациях.
Кстати, на профильной математике для заданий высокого уровня сложности, требующих многоступенчатости рассуждений, сохраняется даже право на ошибку. При этом можно получить максимальный балл. Если к правильному ответу ребенок пришел своим собственным, нешаблонным и креативным способом, сделав в ходе решения задачи незначительную ошибку, эксперт вправе поставить максимальный балл. Обращу внимание, что все возможные подходы к оцениванию, в том числе рассмотрение нестандартных работ, - это предмет очень серьезного обсуждения на ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию, проводимых ФИПИ для председателей всех предметных комиссий регионов нашей страны.
А вот разделение экзамена или увеличение его длительности невозможно. Таков регламент экзаменационных испытаний, когда выпускник должен продемонстрировать все, чему научился за школьные годы.

Беседовала  Ольга Максимович, редактор сайта "Учительская газета"

 
По теме
Общественная палата рассмотрела предложение о создании в Сосновом Бору промышленно-художественного колледжа Общественная палата города рассмотрела вопрос «Об организации работы в Сосновоборском городском округе образо
20.07.2018
Список малышей, получивших место в детских садах, увеличился на 265 фамилий - СеверИнформ В Вологде прошло докомплектование групп в дошкольных учреждениях. Список малышей, получивших место в детских садах, увеличился на 265 фамилий На основном этапе распределения мест направления в сады получило 4 700 детей .
20.07.2018
 
В педагоги — по целевому набору - Администрация ЛенОбласти В 2018 году на педагогические специальности в высшие учебные заведения подали документы 170 выпускников из Ленинградской области.
20.07.2018
 
В ВоГУ назвали десятку самых востребованных специальностей у абитуриентов - СеверИнформ В ВоГУ назвали десятку самых востребованных специальностей Вологодский государственный университет (ВоГУ) обнародовал предварительные итоги приемной кампании по состоянию на 18 июля этого года.
18.07.2018
 
ОТДЫХАЕМ НА ВСЮ КАТУШКУ - Газета Вести Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов рассказал «Вестям» о некоторых итогах первой смены в детских лагерях.
18.07.2018
В педагоги — по целевому набору - Администрация ЛенОбласти В 2018 году на педагогические специальности в высшие учебные заведения подали документы 170 выпускников из Ленинградской области.
20.07.2018 Администрация ЛенОбласти
Список малышей, получивших место в детских садах, увеличился на 265 фамилий - СеверИнформ В Вологде прошло докомплектование групп в дошкольных учреждениях. Список малышей, получивших место в детских садах, увеличился на 265 фамилий На основном этапе распределения мест направления в сады получило 4 700 детей .
20.07.2018 СеверИнформ
Общественная палата рассмотрела предложение о создании в Сосновом Бору промышленно-художественного колледжа Общественная палата города рассмотрела вопрос «Об организации работы в Сосновоборском городском округе образо
20.07.2018 Администрация г. Сосновый бор
Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов рассказал «Вестям» о некоторых итогах первой смены в детских лагерях.
18.07.2018 Газета Вести
Закончил работу детский оздоровительный лагерь в пашской средней школе. Не всегда погода благоприятствовала отдыху, но, не смотря на её «перепады», дети путешествовали и продолжали познавать мир.
11.07.2018 Провинция.Северо-Запад
Человеческие останки в одежде нашли у железной дороги в Лужском районе Ленобласти, а в Тихвинском районе скелет обнаружили в лесу, рассказали 47news в правоохранительных органах.
20.07.2018 47 новостей
В садоводстве «Прометей» Гатчинского района нашли взрывчатку. Владелец – фигурант уголовного дела.
20.07.2018 Гатчинская правда
МУЖЧИНА СХВАТИЛ «БЕЛОЧКУ» И ОТРЕЗАЛ УХО 54-летний Житель Гатчинского района предстанет перед судом по обвинению в убийстве своего знакомого.
20.07.2018 Газета Вести
Царская семья глазами Карла Буллы - Гатчинская правда           Уникальная выставка «Семья Николая II в объективе Карла Буллы» открылась 11 июля в духовно-просветительском центре им.
20.07.2018 Гатчинская правда
Ректор петербургской консерватории почувствовал в Тихвине ауру гения   Отличным подарком ценителям высокого искусства классической музыки стало выступление в Тихвине в конце июня Международного молодежного симфонич
19.07.2018 Тихвинская неделя
Чемпион России по пахоте получил главный приз - Администрация ЛенОбласти В Ленинградской области состоялась торжественная передача главного приза Седьмого чемпионата России по пахоте механизатору племзавода «Приневское» Александру Дерюгину.
19.07.2018 Администрация ЛенОбласти
Сосновцы взяли винтовки - ЛенОблИнформ 14 июля, в рамках 4-й Православной спартакиады Выборгской епархии, в поселке Петровское прошли соревнования по летнему биатлону среди детей и взрослых.
20.07.2018 ЛенОблИнформ
            Команда «Гамбит» Гатчинской клинической межрайонной больницы вернулась с очередного турслёта медработников Ленинградской области с шестью кубками.
17.07.2018 Гатчинская правда
  На территории музея-усадьбы «Рождествено» прошел II районный фестиваль народных игр «Игропикник».
18.07.2018 Гатчинская правда
Партия Коммунисты России готовит акции протеста в Питере против пенсионной реформы - Kplo.Ru В связи с тем, что буржуазный парламент одобрил повышение пенсионного возраста, петербургское отделение партии Коммунисты России начало подготовку к акциям протеста против губительной реформы.
21.07.2018 Kplo.Ru
Лось, просто Лосилий! - Гатчинская правда       Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко встретился с организаторами проекта «Открывая Ленобласть».
20.07.2018 Гатчинская правда
JPG Файл - МВД Выборгского района УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области Служим России, служим закону!
20.07.2018 МВД Выборгского района
Горячую воду, пропавшую из-за ремонта улицы Герцена в Вологде, вернут В Вологде с 1 августа вернется горячая вода в жилые дома и социальные объекты, которые попали под отключение из-за ремонта на теплосетях на улице Герцена.
20.07.2018 СеверИнформ
В Ленинградской области этим летом будет обновлено 28 участков региональных дорог.
19.07.2018 Администрация ЛенОбласти