«ИНОГДА ХОЧЕТСЯ СБЕЖАТЬ ОТ ВСЕХ…»


Об актере Владиславе Дворжецком говорят: он был человеком сильным и… надломленным одновременно. Судьбой ему не было отпущено и сорока лет жизни. Десять из которых он снимался в кино. И уже став известным и популярным, нередко сидел без денег и ночевал то у знакомых, а то и просто на лавочке на московском вокзале.

Однажды он взял и… сбежал. Даже и не сказать, от кого, от чего, почему. От перегрузок? Но работу он любил, и если случался в ней перерыв, то изводил и себя и окружающих. Порой создавалось ощущение, что ничего другого, кроме работы, он в жизни делать не умеет. Искал одиночества? Но и его в жизни было немало. От популярности? Но он так долго был невостребован и никому неизвестен, что и «переесть» славы не успел. Но все же он сбежал. Как объяснил потом: просто хотелось сбежать от всего и от всех. Прямо на лыжах – дело было снежной зимой – пошел из города Горького (сейчас Нижнего Новгорода) куда-то «вглубь». И добрел до старинных русских скитов. Это было открытием мира. Говорил позже: словно всего Мельникова­Печерского перечитал. «И прошлое соединилось с настоящим, когда над маковкой ветхой церковки пролетел сверхсовременный самолет».
А еще была у него совершенно дерзкая, просто фантастическая мечта. Со стороны казалась она причудой, не более. Мечтал же артист Дворжецкий о том, чтобы остров Сахалин отдали детям и устроили на нем нечто вроде Диснейленда. А сам он почел бы за счастье стать комендантом этого острова.

*****

Про Сахалин он знал не из книжек. Он служил там в армии. А поскольку перед армией новобранец Дворжецкий успел закончить медицинское училище, то служить ему довелось полковым фельдшером. Сначала простым, а потом и старшим. А еще и в училище, и в армии Владислав был неизменным инициатором и вдохновителем любительских постановок. Получалось у него это неплохо, к тому же сюжеты спектаклей он мог просто черпать из жизни – в его записной книжечке таких «пьес» – реальных историй про однокурсников и сослуживцев было немало.
Но о театре он тогда и не думал. Сын драматического артиста и балерины просто грезил медициной. Поэтому демобилизовавшись, остался там же, на Сахалине. Устроился работать заведующим аптекой, влюбился, женился. В 1962-м у 23-летнего провизора родился сын Саша. А через два года – развод, увольнение из аптеки и возвращение в родной Омск, к матери.
Отец – известный артист Вацлав Дворжецкий – с ними не жил уже много лет: гордая мама Владика не простила мужу измены. Но общению сына с отцом не препятствовала. И тот с детства был вхож в новую семью отца, одно время даже жил в ней – в Саратове, куда переехал отец. Подружился с мачехой – тоже актрисой. Называл ее – «моя любимая мачеха». Радовался рождению сводного брата Жени (в будущем популярный артист Евгений Дворжецкий). Но, несмотря на театральное окружение, по-прежнему мечтал о медицине. И потому, вернувшись домой, отправился в медицинский институт – подавать документы. В институте развели руками – прием документов завершен. Мудрая мама, Таисия Владимировна, тут же предложила сыну поступать в открывающуюся при Омском ТЮЗе студию.
И Владислав решился: ему было 26 лет, однокурсникам – 17. Разница в возрасте свое дела сделала: Дворжецкий очень скоро стал признанным лидером среди студийцев. И вдруг понял: учиться ему очень интересно.

*****

… Ролей интересных нет.
… Главных ролей нет.
… Он играет в театре практически одни эпизоды. И так уже третий год с момента поступления в Омский ТЮЗ.
Правда, рядом – любимые люди. Мама, жена Светлана, с которой вместе в студии учились и вместе пришли в театр работать. Вот только с работой не ладилось. Отрада – дочурка Лида.
Но желание что­то изменить в жизни у Владислава в то время было очень сильным. Все чаще он подумывал о переходе в другой театр. Вот только одного его желания было мало, нужно, чтобы кто­нибудь из режиссеров заметил молодого артиста и захотел с ним работать. Дни и месяцы слагаются в годы. Дни и месяцы ожиданий. И как это часто бывает, в дело вмешался господин Случай.
Ассистенту режиссера с «Мосфильма» Наталье Кореневой омский артист Владислав Дворжецкий показался смешным – лобастый, пучеглазый. Нет, на роль главного героя в картину «Каждый вечер в одиннадцать» он явно не годится. Но фотографии артиста она на всякий случай с собой в Москву взяла. А вдруг?
И вдруг случилось спустя несколько месяцев. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов приступали в 1968-м к съемкам фильма «Бег» по Булгакову. Просматривали актерские досье, фотографии в поисках будущих исполнителей. Лицо Дворжецкого – лицо марсианина – показалось им интересным. Такие огромные глаза – просто блюдца. И порода – вот что в нем чувствовалось. Косточка особенная. И через несколько дней в Омске получили телеграмму: Владислава вызывали на кинопробы. Он тут же ринулся перечитывать булгаковскую пьесу. С женой гадали: на какую роль зовут? На Хлудова, предположила проницательная Светлана. Владислав, однако, сомневался: мол, вечно ты переоцениваешь мои возможности.
В Москве маститые режиссеры честно предупредили: «Мы будем вас разглядывать». Что они там в нем пытались разглядеть, Владислав не особенно понял: пробовали его то на роль Голубкова ( в итоге в фильме его сыграл Алексей Баталов), то на роль начальника контрразведки Тихого (а потом отдали ее Владимиру Осеневу). А потом и вовсе сказали: ждите. Он целый месяц ждал, отчаянно томясь в своем Омске от неопределенности и все же на что­то надеясь.
Через месяц его вызвали в Москву: Дворжецкого утвердили на роль генерала Хлудова – роль не только очень интересную, но и невероятно сложную. Это был звездный час артиста. Это был риск режиссерский: доверить такую работу никому неизвестному, провинциальному актеру. Они рискнули – они победили.
А Владислав потом так будет вспоминать о тех днях: «Работа над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата, осмелившегося сказать Хлудову о его зверствах... Было ужасно страшно. Пережил и это. И потекли дни работы, изнурительной и радостной... Я не оправдывал палача Хлудова. Я пробовал объяснить логику драматурга: как человек попадает в такую ситуацию, как становился палачом, чем за это платит. В предложенном мне образе были изначальные сила, ум, энергия — человечески ценные качества. Я и хотел рассказать, как это все­таки не спасло моего героя от крушения…»
Конечно, он мало что умел тогда. Но в этом заключался и огромный плюс: опытные режиссеры не просто лепили из Дворжецкого то, что им было нужно в этой роли, не просто характер Хлудова. Они, по сути, лепили артиста. Тонко, изящно и бережно.
Партнер Владислава по фильму, замечательный Михаил Ульянов, рассказывая о съемках, заметит позже: Дворжецкий не играл в этой роли, а существовал. В четко заданных режиссерами координатах, в строго обговоренном эмоциональном и психологическом состоянии. У него не было никакого опыта. Но это был тот случай, когда человек, о котором нельзя сказать, что он профессионал, делал все выше и лучше, чем самый большой профессионал.
И еще буквально потрясало всех его умение молчать. Это редко кто умеет – держать долгую паузу на экране. Да нет, тут дело даже не в умении – это особое, какое­то магическое свойство души, характера, чего-то еще, о чем трудно сказать обычными словами. Владимир Наумов назовет это «внутренней тишиной» – вот этого качества в артисте Дворжецком было сполна.
…Одновременно с «Бегом» на экран вышел детектив «Возвращение «Святого Луки». Там у Дворжецкого одна из главных ролей – вор­рецидивист по кличке Граф. Снимался почти без грима: в съемочной группе Дворжецкого за лысину прозвали Черепом. И оказалось, что никакие внешние уловки не нужны молодому артисту, чтобы сыграть характер, да не просто характер, а воплощенное зло.
После «Бега» и «Святого Луки» имя Владислава Дворжецкого стало известно миллионам советских зрителей. Артист с лицом марсианина стал одним из самых любимых страной.
Потом было много ролей. У Тарковского в «Солярисе». «Земля Санникова» – фильм и по сию пору остается любимым вот уже не одним поколением зрителей. Хотя съемки Владиславу радости не доставили: из-за разногласий с режиссером они вместе с Олегом Далем даже хотели уйти с картины. «Он играл белогвардейских офицеров, летчиков, врачей, ученых… Роли были разные. Не всегда доставлявшие радость. Порой он понимал: здесь эксплуатируют его внешние данные. Порой был счастлив: а здесь можно повернуться новыми гранями.
… «За облаками – небо», «Капитан Немо», «Возврата нет»… Эти фильмы принесли ему еще больше известности. Эти роли он и сам любил.

*****

И понимал – возврата и в самом деле нет. Возвращаться в Омск он не хотел.
Писал об этом матери. К тому же и семейная жизнь начала разлаживаться: перевезти жену и дочь в Москву он не мог. Просто потому, что некуда было перевозить. Ни жилья, ни кола, как говорится, у ставшего знаменитым артиста в столице не было. Он довольно долго скитался по друзьям, гостиницам, вокзалам, неустроенный, не слишком сытый. Потом удалось снять комнату в актерском общежитии. Ректор Школы-студии МХАТа Анатолий Смелянский рассказывал: «…в тюзовском общежитии появился Владислав Дворжецкий. Он уже снимался у Алова и Наумова в «Беге». До чего же уютным оказался этот Хлудов из Омска, с большими залысинами, молодым лицом и странными, косо посаженными огромными глазами, от которых нельзя было оторваться… заселился в общаге, в нашей комнатенке, починил проводку, стал вязать шапочки моей жене Татьяне и ее подругам и навсегда купил старообрядку­тещу разъяснениями того, как правильно вывязывать пройму».
Но бесконечно так продолжаться не могло: снова дошло до развода.
Когда сегодня говорят о так и не успевшем полностью раскрыться потенциале Владислава Дворжецкого, сетуют: он очень мало прожил. В этом ли только дело? Он успел узнать и горечь невостребованности, и сладость успеха, и драматизм самой элементарной житейской неустроенности. И если порой снимался в откровенно слабых фильмах, то знал, почему он это делает. Ему всю жизнь необходимо было зарабатывать на эту самую жизнь. На детей от своих неудавшихся браков. Даже снявшись в поистине триумфальном «Беге» актер остался должен студии приличную сумму, которая ушла на алименты сыну и дочери.
… Жизнь начала устраиваться лишь в 77-м. Он принят в Театр-студию киноактера, у него много работы. А главное – он наконец­то смог купить кооперативную квартиру в спальном районе Москвы, перевез туда мать, сына от первого брака – Саша учился в столице. И – новая любовь, очень счастливая и очень важная для него, уставшего от одиночества. Даже начавшиеся серьезные проблемы со здоровьем не казались такими уж серьезными. Ведь жизнь наконец­то начала налаживаться. Вот только времени Владиславу Дворжецкому было отпущено немногим больше года. Весной 1978-го он уехал в Гомель на съемки. Там, в номере провинциальной гостиницы, и умер 24 мая от второго инфаркта. Ему было только 39 лет…



Маша КАССАНДРОВА
 
По теме
Приложение позволяет узнать о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях, подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям, получать актуальную информацию о возможных угрозах и рисках.
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты утвердили постановление о творческом конкурсе «Заботимся о семье, заботимся о России» Под таким названием в этом году пройдет конкурс детских рисунков,
Как обезопасить детей в цифровом пространстве - Газета Лужская правда После чудовищного теракта в ТЦ «Крокус Сити Холл» начались массовые рассылки сообщений несовершеннолетним с угрозами и предложениями за деньги участвовать в терактах и других противоправных действиях.
Газета Лужская правда
Фото: ГУ Росгвардии по Петербургу и Ленобласти Росгвардейцы доставили в полицию пациента, что пришел в медучреждение в нетрезвом виде и устроил конфликт, чуть не переросший в драку,
47 новостей
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Здоровье ленинградцев в приоритете: как в Ленобласти развивается первичное звено здравоохранения - Online47.Ru Ежегодно в 47-м регионе открываются новые ФАПы и поликлиники, усовершенствуется техника и медоборудования Первичное звено по праву считается ключевым для всей системы здравоохранения России.
Online47.Ru
Эксперты Мариинской больницы выступили с докладами на научно-практической конференции с международным участием - Мариинская больница Врачи Мариинской больницы приняли участие в работе II—ой городской научно-практической конференции (с международным участием) «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на с
Мариинская больница