ХУДОЖНИКИ СОСНОВОГО БОРА ПИШУТ ИСКУССТВО С БОЛЬШОЙ БУКВЫ


«Как узнать: разбираешься в искусстве или нет? А всё просто. Если не жалко денег на картину, которая понравилась, запала в душу, то смыслишь. Вот и искусство», – эту запись оставил в книге отзывов посетитель выставки клуба «Художник».

Однако понимание художественной ценности своих полотен члены Сосновоборского клуба «Художник» никогда не связывали с возможностью заработать деньги. Их жизненное призвание отстранено от профессиональной деятельности, которая у большинства художников с искусством не имеет общего.
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Идея о создании клуба «Художник» зарождалась в течение 1971-1972 годов. В это время и несколькими годами позже мастера палитры испытывали трудности с помещением для встреч. Проблема разрешилась в 1974 году, когда в Сосновом Бору закончилось строительство Дома культуры. Здание библиотеки при учреждении ликвидировали, и в нём развернулась мастерская.
С появлением места для творчества началась активная деятельность клуба, у истоков образования которого стоит Борис Федотов. Его творческая жизнь тесно переплетена с военной службой. Во время Великой Отечественной войны он работал слесарем на заводе в Саратове, где в мирное время выпускали комбайны, а в период борьбы с нацистской Германией – военные самолёты ЯК-2. Уже тогда Борис Георгиевич проявлял интерес к живописи, основы которой он приобрёл во время непродолжительного пребывания в детском доме. После войны, в которой ему довелось участвовать вопреки запретам для работников завода, он учился в Харьковском танковом училище. По окончании проходил службу в Киеве, где со слов старшины-художника узнал о существовании Заочного народного университета искусств им. Н.К. Крупской в Москве, который впоследствии окончил. После 30 лет военной службы Борис Федотов дослужился до звания подполковника. Сменив города и страны, в которых служил, он поселился в Сосновом Бору, где работал секретарём в Доме культуры и неустанно продолжал писать. В числе работ воспроизведение картин известных художников, цветы, пейзажи и натюрморты, которых насчитывается более 150 полотен.
Создание из них музея картин дома у Бориса Григорьевича обусловлено существованием городского клуба художников. С его основания он принимает в свой дружный коллектив не только тех, кто имеет художественное образование. В составе сообщества всегда были люди, которые закончили училища или академии в этом направлении. Однако большинство занимают любители, которыми в меньшей степени движет коммерция.
Именно реализация картин после разрешения советской властью послужила поводом для уменьшения числа участников в клубе. Это известие не поколебало Юрия Резникова, который бок о бок идёт с основателем клуба с 80-х годов прошлого века до сегодняшнего дня. Этот художник всю сознательную жизнь пишет картины и не останавливается на достигнутом. В 50-летнем возрасте он окончил учёбу в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Желание получить художественное образование возникло у Юрия Петровича ещё во время обучения в Казанском авиационном институте, где вчерашний школьник сомневался в правильности выбора. После его окончания он работал в космической промышленности, сооружал спутники и запускал их с космодрома «Байконур», а также на ЛАЭС. Когда творческое начало пересилило, устроился художником в Дом культуры. С этого времени по сегодняшний день он профессионально пишет во всех жанрах, но излюбленным остаётся изображение цветов.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ В КАЖДУЮ ДУШУ
Первые почитатели клуба «Художник» могли видеть работы в городских поликлиниках, школах, детских садах, кинотеатре «Современник». Члены клуба вывозили работы и в другие населённые пункты Ленинградской области. Со временем география мест для выставок расширилась до границ Эстонии, Германии, США. Однако особой популярностью до сегодняшнего дня картины пользуются в выставочных залах Санкт-Петербурга «На Охте» при Союзе художников и «Манеже». В родном городе полотна экспонируются в мэрии, Дворце культуры, Музее славы, а также в клубе деревни Ручьи.
Последнее место художники ласково называют «сельским Эрмитажем». В его стенах этим летом разместилась выставка «Со-творение мира» Василия Гасича. На большинстве картин изображены горы: художник родился и вырос в городе Тольятти, где располагаются Жигулёвские горы. Значительное влияние на объект изображения оказали командировки на Памир. Окончив военно-медицинский факультет Самарского государственного медицинского института, Василий Григорьевич через некоторое время оказался в Таджикистане. Среди горных хребтов в минуты поездок на объект он писал этюды и фотографировал. Переехав в Сосновый Бор, он по памяти и снимкам воссоздаёт красоту природы скал и плоскогорий. Оставив работу военного врача, художник занялся частной практикой мануальной терапии. Однако свободного времени не прибавилось, поэтому писать полотна получается лишь в отпуске. К выбору места для отдыха в семье Гасич подходит со всей серьёзностью, отдавая предпочтение гористой местности, где рождаются новые работы главы семейства для будущего экспонирования.
Выставки подобного рода сменяют друг друга, поэтому у жителей Соснового Бора возможность приобщиться к искусству существует всегда. Остальные ценители прекрасного в ближайшее время смогут ознакомиться с творчеством Бориса Рыкова. Работы этого художника из Соснового Бора вошли в каталог лучших маринистов страны. В основе полотен Бориса Фёдоровича стоит не только изображение моря. Каждое из них зрительно воспроизводит конкретное событие в истории российского флота, зачастую малоизвестное широкой публике. Идеи для работ художник черпает из литературы, на её изучение он потратил несколько лет перед тем, как профессионально заняться живописью. До этого его жизнь была непосредственно связана с морем и конструированием кораблей. На флоте он дослужился до звания капитан-лейтенанта, окончил факультет кораблестроения Дальневосточного государственного университета и прошёл все производственные ступени от помощника мастера до директора, работая на заводах города Большой Камень в Приморском крае и Адмиралтейских верфях города Санкт-Петербург. Видение подноготной изнутри позволяет художнику добиваться точности изображения природной стихии и техники, а отличное знание истории – достоверности.
МАЛЕНЬКАЯ АКАДЕМИЯ МУДРОСТИ
Каждый месяц в клубе «Художник» проходили занятия, где его члены читали лекции, приносили готовые работы. Сегодня встречи проходят в неформальной обстановке. За чашкой чая они делятся мнением о картинах, обсуждают планы на будущее, принимают решения о материальной помощи коллегам. Собрания сопровождаются музыкальными выступлениями друзей, членов семьи и самими художниками. В числе последних Владимир Денисов, в жизни которого гитара и кисть ведут совместное творческое существование. После окончания школы перед художником стоял выбор между художественным образованием в Мухинском училище и музыкальным в педагогическом институте им. А.И. Герцена. Выбор пал на последнее учебное заведение: возник огромный спрос на преподавателей гитары и имелся опыт работы с исполнительницей русских романсов Галиной Каревой. Окончив вуз, Владимир Викторович не бросил писать. Свой талант он реализовывал в качестве руководителя существовавшего ранее художественно-эстетического отдела при музыкальной школе Соснового Бора, совмещая с должностью педагога гитары. Обучение ведёт и сегодня, а в выходные пишет полотна о жизни Христа и других святых на основе убеждений православия и мнения философа Ивана Ильина.
В среде художников зачастую ощущается острая конкуренция, незначительный спрос подстёгивает их вести борьбу за заказы. Однако это из истории о живописцах, оставшихся за границей закрытого города Сосновый Бор. В нём живут лишь такие мастера кисти, которые строят отношения друг с другом на основе дружбы, честности и бескорыстной помощи, где слово «коммерция» считается матерным.



Анастасия ПАНФИЛОВА
 
По теме
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина