«ГЛЫБА, ТАЛАНТИЩЕ, НЕДОСЯГАЕМ»

«ГЛЫБА, ТАЛАНТИЩЕ, НЕДОСЯГАЕМ»
Фото: www.vesty.spb.ru

ИСТОРИЯ ЗНАМЕНИТОГО АКТЕРА ЕФИМА КОПЕЛЯНА

Солнце останавливали словом – это как будто про Копеляна сказано. Минимум эмоций, жестов, мимики. Сдержанность. Но внешняя бесстрастность обманчива. Взгляд – мощь и сила. Легкий поворот головы – ожидание. А за всем этим – невероятная наполненность внутренняя, потаенные переживания. 

Если про кого и можно сказать, что он достиг в профессии совершенства, так это про Копеляна. Он был столь выразителен и органичен, так умел держать в напряжении – при такой-то скупости внешних средств! – что даже спустя четыре десятка лет после его ухода, мы имеем возможность ощутить, почувствовать потрясающую энергетику великого актера. Как сказал бы по такому поводу один из его персонажей: власти приходят – власти уходят, а Копелян остается. В своих ролях – больших и не очень. В своих героях – умных и забавных, нелепых и грозных, ироничных и глуповатых, мужественных и трусливых…

* * *

Счастье тем, кто видел Копеляна на сцене – в знаменитом БДТ он проработал сорок лет, до последнего дня. Им счастье – они посвященные. И всем остальным счастье: потому что фильмы с его участием часто показывают по телевизору. «Опасные гастроли», «Интервенция», «Даурия», «Соломенная шляпка», «Неуловимые мстители», «Вечный зов»… И, конечно, легендарные «Семнадцать мгновений весны», где в кадре Копеляна нет, но за кадром звучит его неповторимый и все же такой узнаваемый голос. Как написал один поклонник на форуме в Интернете: «Даже его голос за кадром говорит о его таланте». 

А форумы в Сети, между прочим, полезно иногда читать. Хотя бы для того, чтобы лишний раз удостовериться в том, что власти приходят, уходят, а… Дальше вы сами знаете. Вот что пишут про Копеляна наши продвинутые технически, обученные высшей компьютерной грамотности, рациональные современники: «Какой артист! Какой талант! А какой голос? Это МОЩЬ! А красавец какой? Разве сейчас есть такие актеры, чтобы столько всех талантов было в одном человеке? Нет», «Вечная любовь дорогому и любимому Актеру!», «Великий актер, огромный талант… мог играть практически все», «Глыба, талантище, недосягаем». 

И даже на минуту невозможно представить, что могло и не быть артиста Ефима Копеляна. Ведь собирался сын лесозаготовителя из Гомельской области стать художником, ну, если не художником, то архитектором. И непременно знаменитым. И окончив школу, приехал в 29-м году в Ленинград, поработал некоторое время на заводе, а потом поступил в Академию художеств, где уже учились два его брата. Им-то и предстояло в будущем стать художниками, а вот с Ефимом случилась такая история. 

В общем-то, обычная история: чтобы хоть немного заработать, студент устроился статистом в театр. В Большой драматический. А вскоре оказался студентом театральной студии. Строгий Константин Тверской – главный режиссер БДТ, преподаватель студии – студентов не баловал. Любимая присказка: «Пять я ставлю господу Богу, четверку – себе, ну а тройку – самому крепкому ученику». Копелян крепким учеником не был. Его вообще хотели отчислить уже на первом курсе: грубо говоря, за бездарность. Но Ефим оказался большим общественником – председателем ученического комитета. Это и помогло. Но ведь и на втором курсе снова встал тот же вопрос об исключении. В качестве испытания студенту предложено было сыграть отрывок пьесы Погодина «Мой друг». В какой-то миг Ефим понял, что забыл мотив песни, которую должен был напевать его герой. Недолго думая, он взял да и спел… «Марсельезу». Экзаменационная комиссия посмеялась, находчивость студенческую оценила и… оставила Копеляна учиться. А суровый и непреклонный Тверской всем студентам объявил: «Я изменяю своему правилу и ставлю пять ученику!..» Вы, конечно, уже поняли, что учеником тем, чей талант признали божественным, был Ефим Копелян. 

В 35-м он окончил студию и стал артистом Большого драматического театра. 

Свой первый выход на сцену запомнит на всю жизнь. Потому что вышел он не через дверь, а через окно. Удрученный, после спектакля отправится к ведущему артисту театра Монахову – извиняться. И услышит: «А больше ты ничего не заметил, Копелян? Ты ведь, голубчик, мало того, что вошел через окно, ты ведь вышел-то… через камин!» Скажет маститый артист это и… добродушно рассмеется. 

Выход через камин все же можно было бы посчитать и за символическую удачу – все же образ. А далее – годы малоприметных ролей и эпизодов. А далее – война, заставшая БДТ на гастролях в Баку. Копелян записался в народное ополчение, но на фронте оказался в составе Ленинградского фронтового агитвзвода. А уже летом 43-го он снова в труппе БДТ, первым из эвакуированных театров вернувшимся в Ленинград. Больше эти стены Копелян не покидал. Разве что, уезжая на съемки.

* * *

Его по-настоящему звездный час наступил, когда в 56-м в БДТ пришел Георгий Товстоногов. Сам Ефим Копелян говорил: «Меня сделал Товстоногов. До сорока моих лет считалось, что у меня нет ни внешности, ни голоса, ни темперамента. Вместе с театром я много пережил: взлеты, падения, крах – перед приходом Товстоногова. Хемингуэй правильно писал, что человек один ничего не может. Нельзя сделать роль в одиночестве, без коллектива».

Великий режиссер увидел в Копеляне большого, глубокого, умного художника. Соответственно масштабу были и роли – от Шванди в «Любови Яровой» до Горича в «Горе от ума», от Ильина в «Пяти вечерах» до Вершинина в «Трех сестрах», от Иллариона в «Я, бабушка, Илико и Илларион» до Микича Котрянца в «Хануме»…

Это именно с приходом Товстоногова у Копеляна больше не будет в театре малоприметных и незначительных ролей. А будут только роли значительные, независимо от «главности» – говорить, спорить, обсуждать будут и «крохотного» Горича, и «главных» Ильина и Вершинина. Последнего сам артист любил особенно, считал одним из лучших своих творений.

Это именно Товстоногов после смерти Копеляна скажет свои знаменитые и очень горькие слова: «Из театра ушла совесть». 

Счастье им, посвященным, видевшим Ефима Копеляна на сцене. Счастье им, посвященным, выходившим вместе с Копеляном на сцену. Олег Басилашвили – частый партнер Ефима Захаровича – в каком-то интервью скажет: «Он не выделялся ни высоким ростом, ни красивой внешностью, ни громким голосом. На сцене он был прост и, казалось, маловыразителен, однако его персонажи всегда жили насыщенной внутренней жизнью. Каждая из его ролей была откровением, но все его персонажи были похожи только на одного человека – на Ефима Копеляна».

Не оттого ли, что внешними эффектами не стремился поразить, и кино, то, что делает актера знаменитым и популярным, своего героя разглядело не сразу. А, разглядев, не отпустило. 80 ролей сыграл Копелян. Очень разных. Но неизменно «копеляновских» – с той же сдержанностью, умением молчать, заставляя зрителя тревожиться и думать. Как сказал бы в этом случае один очень известный его герой: «Революция тебя обмишулила, контрреволюция тебя обмишулила, родная мать тебя обмишулила, один я тебя не обмишулил». Нет, «не обмишулил». Ни одного своего зрителя. О своих же работах в кино говорил: « Я не могу сказать, что все сыгранное в кино доставило мне удовольствие. Скорее наоборот. Таких ролей очень немного, в их числе – роли в фильмах «Преступление и наказание», «Николай Бауман» и «Даурия». 

И здесь позволю себе на правах автора маленькое отступление. Узнав, что Ефим Захарович любил свою роль атамана Каргина в «Даурии», обрадовалась: сколько бы не показывали этот фильм по телевидению, смотрю его с неизменным интересом. Ради всего двух актеров – Ефима Копеляна и Виталия Соломина. И если Соломин – и юношеская влюбленность, и глубочайшая симпатия, и восхищение, то Копелян для меня в этой роли – разрыв сердца. На всю жизнь. 

* * *

Каким он был? Его друзья и коллеги говорят: простой, добрый, веселый. Незнакомых людей внешняя сдержанность приводила в замешательство: он казался мрачным, грозным и нелюдимым. А он был остроумен, ироничен и очень смешлив. 

Например, о своей работе в «Мгновениях» шутил: «Я у вас не Ефим Захарович, а Ефильм Закадрович – я же все время за кадром». С чьей-то легкой руки «ль» исчезло и в народ пошло шутливое «Ефим Закадрович».

Со смехом рассказывал про свои знаменитые усы: «Сбрил я их как-то, но Георгий Александрович не оценил. «По-моему, – говорит, – вы сразу потеряли индивидуальность». Естественно, я за свою индивидуальность очень испугался и решил срочно обрести ее вновь». 

Любил принимать гостей – их с прекрасной, изумительной Людмилой Макаровой дом был открыт и приветлив. Любил играть в карты, в преферанс. «Сегодня мы будем играть, – говорил жене. – Купи поллитровочку. И капустку поставь. Больше нам ничего не надо».

Они поженились в 41-м, перед самой войной. Прожили вместе 34 года. И когда его не стало, она замуж больше не вышла. Сама Людмила Макарова говорит об этом так: «Я живу воспоминаниями… Когда муж ушел из жизни, я была еще в приличной форме, но не могла себе даже представить, что в мой дом войдет какой-то другой мужчина, а не Фимочка! Он был старше, умнее меня, многому меня научил – отношению к жизни, к людям».

Он умер в марте 75-го. Внезапно. После двухмесячного лечения пошел на поправку, готовился к выписке. И вдруг…

Рассказывают, что когда Ефима Копеляна хоронили, вслед за машиной с гробом шла нескончаемая вереница машин с черными лентами. По обеим сторонам Фонтанки – по набережным которой он более сорока лет ходил в свой родной и единственный БДТ – стояли толпы людей до самого Невского. Многие плакали…

Маша КАССАНДРОВА

специально для «Вестей»

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

 
По теме
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина