В 1982 году на советские экраны страны вышел художественный фильм «Нас венчали не в церкви». По сюжету, действие картины, снятой на «Мосфильме», происходило в 1870-х годах.
Дочь священника, дабы вырваться из «темного царства», фиктивно вышла замуж за революционера-народника (его роль сыграл Александр Галибин). Однако, вступив в «ложный брак», молодые люди полюбили друг друга по-настоящему… А когда мужа осудили за его революционные дела и отправили на каторгу, жена добровольно последовала за ним… Практически – повторив спустя полвека подвиг жен декабристов.
ИЗ ПУТ «СЕМЕЙНОГО ДЕСПОТИЗМА»
Изюминку фильму, снятому режиссером Борисом Токаревым, придавало то, что автором музыки к нему был знаменитый композитор Исаак Шварц, а автором текста прозвучавшего там романса «Любовь и разлука» – Булат Окуджава. Там были и такие строки: «Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга, // не смолк бубенец под дугой… // Две вечных подруги – любовь и разлука – // не ходят одна без другой».
Сюжет был основан на подлинной истории из жизни революционера-народника, поэта Сергея Силыча Синегуба. Он был сыном помещика Екатеринославской губернии. Во время учебы в Петербургском технологическом институте сблизился с участниками кружка чайковцев, названного так по имени Николая Чайковского, одного из его организаторов, впоследствии видного деятеля партии социалистов-революционеров, активного деятеля антибольшевистского движения в годы Гражданской войны, в дальнейшем – эмигранта.
Сергей Синегуб увлекся революционными идеями, участвовал в подготовке «хождения в народ», вел пропаганду среди рабочих-ткачей, стал одним из первых организаторов рабочих кружков в столице.
Та пора казалась современникам временем исключительным. Отмена крепостного права, реформа суда, армии, флота, отмена цензуры… И одновременно – бурные перемены в традиционных семейных отношениях. На первый план выходила свобода личности. Бунт свободомыслящих, «прогрессивных» детей против «отсталых» родителей принимал характер яркого социального явления.
«Даже в тех семьях, где детей горячо любили, им все же нередко приходилось резко порывать с родителями, и здесь происходила не менее ужасающая драма, как и там, где деспотически расправлялись с ними… Девушки желали учиться и стремились в столицы, где они мечтали не только приобретать знания, но и найти условия жизни, более справедливые и разумные, более соответствующие современным требованиям, чем те, которые они встречали в своей допотопной семье, так беспощадно губившей все проблески самостоятельной мысли и всякую индивидуальность», – отмечала в своих воспоминаниях писательница, деятельница женского движения Елизавета Водовозова.
Девушки нередко убегали из дома. Но одно дело сбежать, другое – жить легальной жизнью. Без документов полиция немедленно водворяла их на прежнее место жительства. «Вот тут-то и явилась мысль о фиктивном браке, за который многие ухватились тогда, как за якорь спасения в безвыходном положении. Родители девушки, решившейся на фиктивный брак, обыкновенно не подозревали, что она выбрала себе мужа только для того, чтобы уйти из-под родительского крова», – рассказывала Водовозова.
Правда, фиктивный брак редко оканчивался счастливо. Зачастую девушек, заключивших его, ждали несчастья. Кто-то оказывался на «дне», вплоть до домов терпимости, кто-то предпочитал возвращаться в родительский дом и униженно вымаливать прощения…
СПАСЕНИЕ «ПОГИБАЮЩЕЙ ДУШИ»
Любовная история революционера Сергея Синегуба и Ларисы Чемодановой – одна из немногих, в которой фиктивный брак оказался счастливым. «Случилось это только потому, что оба действующие лица в этом фиктивном браке оказались на высоте своего положения, людьми из ряду вон высоконравственными, чистыми и честными: они действительно в конце концов сделались настоящими супругами в лучшем смысле этого слова», – отмечала Водовозова.
По предложению одного из подпольных кружков Петербурга Синегуб в роли жениха ездил выручать из пут «семейного деспотизма» совершенно незнакомую ему Ларису Чемоданову. Дочь сельского батюшки, священника Покровской церкви села Ухтым Глазовского уезда Вятской губернии (ныне Богородский район Кировской области) Василия Афанасьевича Чемоданова, она была моложе Синегуба на пять лет. Ей не было еще и семнадцати. Она окончила Вятское епархиальное женское училище, участвовала там в деятельности нелегального кружка.
Большое влияние на Ларису оказала педагог училища и классная дама Анна Дмитриевна Кувшинская, впоследствии вошедшая в петербургский кружок «Большое общество пропаганды». Она была женой вятского революционера-народника, издателя, библиографа-краеведа Николая Чарушина.
Увлекшись революционными идеями, Лариса Чемоданова мечтала «служить народу». Она пыталась убежать из родительского дома, чтобы учиться в Петербурге, но была возвращена отцом. После чего ее жизнь превратилась в пытку: ей при любом случае «кололи глаза» ее неудавшимся побегом. Отец грозил сгноить ее дома, только бы не допустить, чтобы она стала «развратной стриженой девкой». На помощь пришла Анна Кувшинская: по ее инициативе решили использовать технологию «фиктивного брака», в результате которого можно было освободиться от родительской власти.
Кувшинская во что бы то ни стало хотела вытащить из беды свое «духовное детище», а Синегуб сам предложил свою помощь в спасении «погибающей души». Как она выглядит, он увидел только на фотографии перед самым отъездом в «спасательную экспедицию», с пояснением, в жизни девушка гораздо красивее, чем на снимке.
«Операция» была продумана до мелочей: Лариса заранее готовила родителей к появлению «жениха». «Необходимо было дело повести так, чтобы согласие на брак со стороны родителей было вполне добровольное, а потому нужно, чтобы дело шло гладко и естественно», – повествовал Синегуб в своих воспоминаниях «Записки чайковца», опубликованных впервые в журнале «Былое» в 1906 году. Тем более, что, по его словам, отец Ларисы, батюшка Василий, «очень умный и ловкий поп Василий, славившийся как законник и сутяга, сразу сообразил бы, что тут что-то неладно»…
НЕВИННАЯ БРАЧНАЯ НОЧЬ
И вот первая встреча, когда все могло сорваться из-за любой оплошности. «Вдруг в гостиной послышался какой-то шепот и шорох, и на пороге ее появилось молодое существо поразительной красоты – стройная, довольно высокая, с чудными глазами, бледная девушка, – вспоминал Синегуб. – Еще момент – и чудная молодая красавица с криком «наконец-то ты, Сережа, приехал» кинулась ко мне, обвила мою шею руками, и уста наши слились в такой страстный поцелуй, какой редко бывает в целом свете!.. Эффект был поразительный!..».
«Жених» поведал остолбеневшему отцу Василию небывалый роман между ним и его дочерью, о том, что они поклялись друг другу в вечной любви. Молодой человек убеждал батюшку, что он человек обеспеченный, все его братья на службе по разным ведомствам, а он пока учится в технологическом институте, но готов, женившись, бросить его и ехать в деревню к отцу в деревню заниматься имением. «Приданого мне никакого не надо, мне нужна только Лариса, без которой мне жизнь не в жизнь», – уверял отца Василия счастливый «жених».
Правда, отец Василий оказался вовсе не наивным простачком. Внимательно выслушав рассказ юноши и все его обещания, он сразу же задал вопрос: «Хорошо, если все это правда! Я, знаете, ужасно боюсь, не фиктивный ли это брак затевается?»…
Пришлось приложить немало сил, чтобы растопить недоверие родителей и убедить их, что все «по-настоящему». 12 ноября 1872 года в Покровской церкви села Ухтым (она сохранилась до сих пор, хотя и ныне стоит в руинах) состоялось венчание, а затем свадьба.
Естественно, молодых бесчисленное количество раз заставляли целоваться под крики «горько!». А затем последовала первая брачная ночь. И хотя, по воспоминаниям Синегуба, он еще в первый вечер знакомства не мог налюбоваться своей «невестой», до того красивой она оказалась, обязательства были превыше всего. Всю ночь «жених» и пальцем не тронул свою «невесту»: она ночевала на широкой кровати, утопая в перинах, а он – свернувшись калачиком на сундуке в углу.
«Наутро, когда Лариса, под одеялом накинув на себя одежду, вышла из спаленки, я увидел, что на перине выдавлен след только одной фигуры, – вспоминал Сергей Синегуб. – Чтобы это не показалось подозрительным для того, что будет убирать эту постель, я, притворив дверь, улегся на перину, чтобы выдавить след и другой фигуры… Так мы провели целых три ночи».
Настало время отправления. 15 ноября новоиспеченные супруги выехали в Петербург. «Проводы со стороны родителей Ларисы были самые сердечные, и матушка, плача, крестила дочь и меня, благословляла и целовала нас, – вспоминал Синегуб. – Когда я прощался с нею, мне было глубоко ее жаль, и я горячо целовал ее руки, с лаской и любовью меня крестившие».
«БРЕШЬ В МОЕМ СЕРДЦЕ»
В конце ноября супруги были в Петербурге. «Жених» сдал «невесту» на руки Анне Кувшинской. Казалось бы, все договоренности были исполнены, однако… «Моя фиктивная жена совершила весьма основательную брешь в моем сердце, – признавался Синегуб. – Но показать это ей было бы преступлением. Как-нибудь я должен был залатать эту брешь во что бы то ни стало. В этом могла помочь мне моя общественная забота. Надо в нее погрузиться, и никакие глупости не будут иметь места!»
Синегуб, действительно, влюбился в невесту с первого взгляда, но народнические принципы не позволяли ему признаться в любви: «Это было бы преступлением, посягательством с моей стороны на ее свободу, так как я был ее законный муж».
В конце концов Лариса сама призналась Сергею в любви. Но семейное счастье длилось недолго: уже в ноябре 1873 года Синегуб был арестован. Больше четырех лет он провел в Доме предварительного заключения и в Петропавловской крепости. Написал там немало стихов – недаром революционные народники называли Синегуба «лучшим тюремным поэтом».
Большинство стихотворений, написанных им под стражей, были известны друзьям-единомышленникам, лишь немногие проникли на страницы вольной русской печати. По «процессу 193-х», проходившему в 1877-1878 годах, он был приговорен к девяти годам каторги, которую отбывал на Каре. Затем был сослан на поселение в Читу. Лариса по окончании процесса поехала за осужденным мужем в Сибирь.
ОТЦЫ И ДЕТИ
В Сибири, в семье каторжан, а затем вольных поселенцев Ларисы и Сергея Синегубов выросло десять детей: пять сыновей и пять дочерей.
«Любопытно, что в ней оказались представители чуть ли не всех сословий России. Старший сын Сергей, родившийся еще до лишения Сергея Силыча “всех прав и званий”, числился по метрическим записям как сын дворянина. Анатолий и Евгений оказались записанными как дети ссыльного каторжного, Наталья – дочерью ссыльного поселенца, Лев и Владимир – сыновьями крестьянина, так как после отбывания срока каторги Синегуба зачислили в это сословие, позднее он перешел в разряд мещан, и дочери Лидия, Лариса, Мария и Александра числились детьми мещанина.
Сама Лариса Васильевна, как дочь священника, относилась к духовному званию. Друзья в шутку говорили Синегубам, что в их семье недостает только купца», – говорилось в книге краеведов Н.П.Шулепова и В.Ф.Пономарева «Лариса Чемоданова», изданной в городе Кирове (бывшей Вятке) в 1989 году. Кстати, это была единственная книга, посвященная Ларисе Чемодановой. Как отмечалось, она, «вырвавшись из семейной кабалы, вступила в борьбу с самодержавием. Вместе с Софьей Перовской, Петром Кропоткиным активно работала в петербургском нелегальном кружке. Жизнь Л.В.Чемодановой – яркий пример преданности делу революции, гражданского мужества…»
Но сейчас речь совсем о другом. Супружеской чете Синегубов вместе пришлось пережить смерть четверых детей: ушли из жизни 17-летний Сергей, 15-летняя Наталья, 4-летняя Сашенька. В 1904 году на русско-японской войне погиб сын Анатолий.
Спустя три года, 20 октября (2 ноября) 1907 года, ушел из жизни глава семейства – Сергей Силыч Синегуб. Он скончался от разрыва сердца. На следующий год беда случилась с сыном Львом. Выпускник Петербургского университета, он пошел по стопам отца: увлекся революцией, причем в самой радикальной форме – состоял в боевом «летучем» отряде эсеров-максималистов. И был казнен 17 февраля 1908 года по приговору военного суда в лобном месте под Петербургом – в Лисьем Носу. Эта история нашло свое отражение в «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева…
Что же касается Ларисы, то она активно занималась литературной деятельностью. Вела журнальное обозрение в «Сибирской жизни», работала корректором в «Амурской газете», печатала в ней свои статьи, была одним из организаторов Красного Креста для помощи заключенным. После смерти мужа она оставалась в Томске, пережив мужа на шестнадцать лет.
Сергей ЕВГЕНЬЕВ
Специально для «Вестей»
На фото – кадр из фильма «Нас венчали не в церкви». В роли Ларисы Чемодановой – Наталья Вавилова, Сергея Синегуба – Александр Галибин