ДМИТРИЙ ЯЛОВ: «МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ»

Несмотря на непростые кризисные времена, Ленинградская область динамично развивается и продолжает занимать лидирующие места по многим позициям. В частности, об этом свидетельствуют результаты ПМЭФ-2016, который стал чемпионом по заключенным сделкам и соглашениям. Дмитрий Анатольевич ЯЛОВ, заместитель председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности подробно рассказал «Вестям» об экономике и инвестиционной политике 47-го региона. 

– Дмитрий Анатольевич, какие самые значимые для Ленинградской области соглашения ПМЭФ-2016 вы могли бы отметить?
– Сегодня все говорят о кризисе в экономике, о спаде деловой активности. Но вот парадокс – прошедший экономический форум стал самым масштабным по числу участников и самым урожайным на количество заключенных сделок и подписанных соглашений.
И в этом плане Ленинградская область не осталась в стороне. Мы заключили рекордное число соглашений с партнерами – 12, на не менее рекордную сумму – свыше 110 млрд рублей. Самыми крупными контрактами стали договор о строительстве производства аммиака в Кингисеппе (инвестор – компания АО «МХК «Евро­Хим») и завода по сжижению природного газа в порту Высоцк (инвестор – компания ЗАО «Криогаз»). В сумме эти сделки привлекли в экономику области порядка 100 млрд инвестиций.
Не менее значимы для области стали соглашения о строительстве крупнейшей в Европе кроликофермы (инвестор – ООО «Раббит») в Лужском районе и расширение производства компании «Шнайдер электрик» в Гатчинском районе. С рядом инвесторов, которые долго и плодотворно работают в области, были подписаны соглашения о социально-экономическом партнерстве.
Но, что еще важнее, помимо инвестиций в экономику региона, мы получили дополнительные рабочие места.
Строительство новых предприятий и расширение уже существующих дадут Ленинградской области только на первом этапе реализации свыше 3,5 тысячи рабочих мест.
– В этом году мероприятие впервые проходило в Экспофоруме. Есть ли какие-то организационные различия, которые делают его посещение более удобным, чем в Ленэкспо?
– Новый комплекс значительно больше подходит для проведения конгрессных мероприятий такого уровня. И участники форума, и, что важнее, жители Петербурга и Ленинградской области заметили значительно более простую и удобную для всех логистику.
Смещение площадки ближе к аэропорту и ключевым автомагистралям избавили город от дополнительного трафика, который раньше был одним из негативных символов проведения ПМЭФ.
Можно с гордостью отметить, что в этом году Ленинградская область встречала гостей форума на собственном стенде, где в интерактивной форме был представлен инвестиционный потенциал региона.
За три дня форума стенд посетили около 3 тысяч участников ПМЭФ-2016. То есть каждый четвертый из зарегистрированных гостей.
– Ленинградская область известна своей открытой инвестиционной политикой и благоприятным климатом для новых инвесторов. За последние несколько лет это уже стало приносить плоды, но грянул кризис. Какой курс теперь выберет 47-й регион для привлечения новых производств?
– Действительно, мы видим, что период экономической нестабильности на фоне санкций существенно изменили портрет инвестора.
Если раньше мы ориентировались на крупный бизнес, развивающий новые проекты, то теперь фокус сменился в сторону среднего бизнеса и развития, расширения и модернизации существующих мощностей. И здесь важно обеспечить оперативную реакцию власти региона на вызовы нового времени.
Этот вопрос мы обсуждали с коллегами из инвестиционно активных регионов на площадке «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив.
Все участники сошлись во мнении, что базовые запросы, касающиеся снижения административных барьеров, предоставления инженерной инфраструктуры, комфортных сроков подключения к сетям электро- и газоснабжения, предоставления налоговых льгот и преференций, остаются актуальными.
Более того, их роль в понимании бизнеса значительно выросла. Однако в новых условиях инвесторы при выборе региона для развития своего бизнеса обращают внимание и на дополнительные возможности, такие как наличие квалифицированных кадров, а также стратегии регионального развития. Нам важно эти возможности предоставить. И мы над этим активно работаем.
– Какое место в стране Ленинградская область занимает по объему инвестиций, и каковы эти цифры?
– Ленинградская область лидирует по объему инвестиций не только в Северо-Западном регионе, но и по стране. И мы не сбавляем темпы.
Объем инвестиций в основной капитал предприятий Ленинградской области в I квартале 2016 года составил 30,8 млрд рублей, что почти на 30% больше, чем за тот же период прошлого года. Статистика говорит о том, что наибольший объем инвестиций – 15,1 млрд рублей – был направлен на строительство зданий для размещения производства. Это без малого на 50% больше, чем в I квартале 2015 года. На 38,2% выросли капитало-вложения в производство машин, оборудования, транспортных средств, производственный и хозяйственный инвентарь. Сумма в денежном выражении составила 11,8 млрд руб.
Инвестиции в основной капитал организаций увеличились на 21,1% и составили 27 млрд рублей.
По сравнению с I кварталом 2015 года, объем инвестиций в сферу транспорта и связи вырос в 3,6 раза, в целлюлозно-бумажное производство, издательскую, полиграфическую деятельность – в 3,5 раза, в химическую промышленность – в 2,7 раза.
Область остается в лидерах и по объему иностранных инвестиций. Согласно данным Цент­рального банка Российской Федерации, по итогам 2015 года Ленинградская область находится на 6-м месте среди всех субъектов Российской Федерации по объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций (3 млрд 423 млн долларов США).
Планомерный рост объема инвестиций в основной капитал еще раз подтверждает привлекательность 47-го региона как территории для стабильного и успешного ведения бизнеса.
Но это не повод «почивать на лаврах». Конкуренция за инвесторов среди активных регионов высока. И мы намерены продолжать улучшать бизнес-климат, снижать административные барьеры, развивать систему «единого окна» по взаимодействию бизнеса и власти, расширять меры государственной поддержки предпринимателей, строить инфраструктуру, внедрять механизмы государственно-частного партнерства.
– В чем плюсы концессионных соглашений, и какие препятствия встречает их заключение на территории региона?
– Без государственно-частного партнерства сегодня невозможно представить себе развитие важных проектов в отраслях транспорта, инженерной инфраструктуры, социальной сферы. Как правило, речь идет о сложных финансово емких проектах с длительным периодом реализации и продолжительным сроком эксплуатации конечных объектов.
Для развития ГЧП-проектов необходимо решить ряд вопросов.
Во-первых, важно совершенствовать отраслевое законодательство в области тарифного регулирования, в том числе для инфраструктурных проектов.
Во-вторых, поднимать уровень компетенции региональных команд. Для этого необходимо усилить подготовку исполнителей среднего звена по специфике ГЧП, активно делиться лучшими и худшими практиками внедрения концессионных проектов, разработать шаблоны для исполнителей.
В-третьих, необходимо разделить с инвесторами часть рисков, перейти к выпуску инфраструктурных облигаций, разрешить региональным властям быть созаемщиками наряду с муниципалами.
И, в-четвертых, на федеральном уровне стимулировать развитие ГЧП-проектов по всем направлениям.
– Как продвигается работа по принятой стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года? В чем ее концептуальные особенности по сравнению с прежним документом?
– Стратегия развития региона до 2030 года была разработана Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности в прошлом году.
Сегодня документ утвержден парламентом области. Параллельно разрабатывается четкий план ее реализации.
Разработка документа была обусловлена принятием нового федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и необходимостью обновить существующие ориентиры развития Ленинградской области.
К составлению документа мы привлекли максимально широкий круг экспертов, предпринимателей и, конечно, жителей региона, которые высказали свои пожелания в ходе реализации проекта «Народная экспертиза».
Основными направлениями стратегии стали индустриальное развитие региона, развитие малого и среднего бизнеса и транспортной логистики. Отдельно в стратегии затрагивается вопрос обеспечения предприятий области квалифицированным кадровым потенциалом.
Для нас важно, что стратегия – это не застывший канцелярский документ, а живая материя, отражающая и учитывающая основные векторы развития области.
– Расскажите, пожалуйста, про развитие приграничных с Ленобластью территорий? Каким зарубежным предприятиям это может быть интересно?
– Как я уже сказал, Ленинградская область продолжает быть интересной инвесторам, в том числе иностранным.
Одним из преимуществ региона, естественно, является его географическое положение. Без преувеличения могу сказать, что, благодаря развитию портовых мощностей, 47-й регион стал грузовыми воротами России на Балтике.
Об этом свидетельствуют данные о переориентации грузопотока из портов Эстонии и Финляндии на порты Ленинградской области.
Безусловно, не ослабевает интерес и к приграничным районам области.
Для финского иностранного капитала наиболее привлекательной территорией является приграничная зона Выборгского района Ленинградской области близ Светогорска.
Ее отличает не только близость к российско-финской границе, но и хорошая транспортная доступность (федеральная трасса А-124 и крупный железнодорожный узел), а также удачное расположение по отношению к крупным портам Высоцк и Приморск.
В настоящее время мы рассматриваем возможность формирования в приграничной зоне индустриального парка, что позволит создать условия для развития рентабельного промышленного производства, в том числе со стороны финских компаний.
– Расскажите про внедрение проектного управления на территории Ленинградской области?
– В этом году в составе комитета экономического развития и инвестиционной деятельности появилось отдельное структурное подразделение «проектный офис», основной задачей которого является внедрение и реализация проектного управления в органах исполнительной власти Ленинградской области. Подразделение обеспечит «ручное» управление важнейшими проектами, реализуемыми в области.
Акцент будет сделан на развитие компетенций управленцев и внедрение новых управленческих технологий, в первую очередь повышающих эффективность межведомственного взаимодействия.
Одним из пилотных проектов, выбранных для сопровождения проектным офисом, стал стратегически важный для региона проект по строительству терминала по производству и перегрузке сжиженного природного газа в порту Высоцк, реализуемый ООО «Криогаз-Высоцк», производительностью 660 тыс. т СПГ в год, включая газопровод-отвод от МГ «Ленинград – Выборг – Госграница».

 
По теме
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина