БУДУ ВСЕ ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО САМ – САМ – САМ!


К двум с половиной годам малыш быстро начинает ощущать себя самостоятельной личностью с правами, вкусами и желаниями. Поэтому ваш контроль может вызывать в нем протест. Ему требуется самоутверждение, а упрямство – признак взросления, и теперь он уже чувствует себя достаточно уверенно, чтобы самому решать свои проблемы. Однако очень многого ребенок не понимает и потому делает то, чего ему делать нельзя. Он еще слишком мал и беспомощен, и стремление к самостоятельности волей­неволей приводит его к огорчениям. Хотя всех огорчений, естественно, не избежать, слишком частые огорчения подорвут уверенность малыша в себе. И то время, и энергию, которые он мог бы потратить на познание мира, он будет растрачивать на вспышки бессильного гнева.

ОГОРЧЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПОВИННЫ ВЗРОСЛЫЕ. Состояние удрученности может быть вызвано тем, что родители подрывают в ребенке чувство независимости и достоинства. Всякий раз, когда он почувствует, что на него оказывают давление, он будет резко сопротивляться. Причиной ссор может стать что угодно: горшок, одежда, еда, сон. Чем сильнее крошка будет ощущать вашу настойчивость, тем больше будет его сопротивление. Если же он будет знать, что ему дают возможность самому управлять своей жизнью, он будет приходить, когда его позовут, уходить, когда ему скажут, садиться на горшок, обедать, ложиться спать и делать множество других необходимых вещей с самым настоящим удовольствием.
И в большинстве случаев вам придется останавливать ребенка, чтобы он не причинил себе вреда. Но при этом вы должны проявлять не только весь свой такт, терпение и чувство юмора, но и актерский талант.
К примеру, вы торопитесь домой. Не пытайтесь просто впихнуть крошку в коляску, если он этого не хочет, иначе рева и скандала не избежать. Вместо этого сделайте вид, что времени у вас навалом и вы хотите поиграть в коня и боевую колесницу: вы примчитесь домой с такой скоростью, на которую способны только ваши ноги.
ОГОРЧЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПОВИННЫ … ВЕЩИ. Зачастую различные предметы ведут себя не так, как этого хочется ребенку, либо потому, что у него еще не хватает силенок, либо потому, что он еще не научился управлять своими движениями с необходимой точностью. Происходящие в таких случаях сражения с предметами обычно бывают очень поучительны: малыш начинает познавать, что можно и чего нельзя ожидать от них, то есть начинает получать совершенно необходимую для него информацию. Предположим, он огорчится, не сумев просунуть кубик в колечко, но для него очень важно уяснить, что квадратные предметы не проходят в круглые отверстия или проходят не всегда.
Огорчения подобного типа даже полезны: они побуждают малыша искать выход из положения. Но, если чувство огорчения слишком велико, оно принесет только вред. Сталкиваясь один на один с неразрешимыми задачами и испытывая поэтому беспрерывные поражения, маленький человек может полностью отказаться от своих попыток. Будьте всегда готовы вмешаться и помочь ему, как только увидите (и услышите!), что его огорчение растет, а интерес к предметам падает. Постарайтесь вникнуть, в чем он затрудняется, и чуть¬чуть помогите ему справиться с задачей. Но не пытайтесь сделать что­то за него, поскольку это не имеет смысла.
ОГОРЧЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПОВИННЫ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАЛЫША. Детям не нужны дорогие игрушки ни для их удовольствия, ни для их развития. Однако необходимо следить за тем, чтобы любой отданный в их распоряжение предмет им подходил. К примеру, крошке очень хочется покатать игрушечную коляску его сестренки, но он еще слишком мал, чтобы дотянуться до ручки этой коляски. Он будет пытаться покатать футбольный мяч старшего брата, но вот силенок у него для этого еще не хватает. А если у вас нет возможности подарить ему коляску по росту или мячик, лучше не давать ему ни того, ни другого, пока он не подрастет. Важно, чтобы малыш ощущал себя по отношению к окружающему миру большим, сильным и знающим, поэтому, по крайней мере, его собственные вещи должны соответствовать его возможностям.
ВСПЫШКИ ГНЕВА И ЯРОСТИ. Сильное огорчение может ввергнуть ребенка в безумный страх или безумную ярость. Специалисты признают, что больше половины двухлеток впадают в ярость один¬два раза в неделю. Подверженные таким вспышкам малыши – это, как правило, живые, интеллектуально развитие дети, которые знают, чего они хотят. А хотят они делать очень многое, относясь крайне отрицательно как к любым попыткам помешать им в этом, так и к любым препятствиям, стоящим на их пути.
Ребенок, захлестнутый яростью, уже ничего не видит и не слышит, он не контролирует себя, поэтому любые попадающиеся на его пути легкие предметы могут лететь в разные стороны. Если не уберечь его, он может больно удариться о стену или о тяжелую мебель. Он может броситься на пол, пронзительно кричать. Причем подобные крики могут не прекращаться до появления тошноты.
Безусловно, наблюдать такие картины очень тяжело, особенно когда видишь, что лицо ребенка становится почти серым, а сам он вот­вот потеряет сознание. Однако причинить себе вред таким образом обычно (!) малыш все­таки не может: рефлексы его организма придут в действие и заставят его набрать воздух в легкие задолго до того, как возникнет какая¬то опасность задохнуться.
КАК БОРОТЬСЯ СО ВСПЫШКАМИ ЯРОСТИ. Во­первых, важно так организовать жизнь крошки, чтобы не было нервных перегрузок. От таких вспышек, когда они становятся частыми, добра не жди. Поэтому, когда вы заставляете ребенка делать что­то для него неприятное или же запрещаете ему что­то, старайтесь проявлять максимум такта. Нельзя держать малыша в жестких рамках («это делай, а этого не делай») или загонять его в такие тупики, из которых он может вырваться только в припадке ярости. В любой ситуации ребенку нужно оставлять приемлемый для него выход.
Если малыш впал в ярость, следите за тем, чтобы он не причинил вреда себе или окружающим. Захлестывающая ребенка ярость страшно пугает его самого. Чтобы крошка не причинил себе вреда, попробуйте осторожно его удерживать. Успокаиваясь, он обнаружит, что вы рядом и что, как это ни странно, поднятая им буря ровным счетом ничего не изменила. Постепенно он расслабится и свернется калачиком у вас на руках. Крики сменятся тихими всхлипываниями, и яростный монстр превратится в беззащитного малыша, которому требуются ласка и утешение.
Некоторые дети не переносят, когда во время истерик их пытаются держать, это вызывает в них еще большую ярость и усугубляет приступ. В таких случаях удерживать ребенка силой не следует. Уберите подальше все, что он может разбить и сломать, и постарайтесь сделать так, чтобы он не нанес себе увечий.
Не пытайтесь вступать с ребенком в споры или уговаривать его: пока приступ не закончится, никакие доводы рассудка на него не подействуют.
Когда крошка впадает в ярость, не кричите на него. Гнев заразителен, поэтому постарайтесь не поддаться ему, в противном случае приступ у него усугубится: начав приходить в себя и услышав ваш гневный голос, он впадет в новый приступ.
Никогда не давайте ребенку понять, что в результате приступа он может что­то выиграть или что­то проиграть. Ваша задача – дать ему понять, что, хотя приступы для него ужасны, они не принесут ему ни пользы, ни вреда. Если он впал в ярость, потому что вы не позволили ему выйти в сад, не позволяйте этого и после приступа. Подобным же образом, если перед приступом вы собирались с ним на прогулку, как только приступ пройдет, отправляйтесь гулять.
Боязнь вспышек гнева у ребенка не должна служить поводом для «деликатничанья». Многих родителей охватывает страх при одной мысли о том, что их малыш может устроить сцену на людях. Но и в этих случаях ваша задача – не выдать себя.
Если у вашего ребенка все­таки случилась вспышка ярости, отнеситесь к этому как к совершенно случайному эпизоду, хотя это очень непросто, попытайтесь понять, в чем ваша вина. Вот только один пример, который приводит П. Лич в своей книге о воспитании младенцев до пяти лет. Однажды она была в гостях у одной знакомой. Во время разговора взрослых подошел ее малыш (ему тогда было 1 год и 8 месяцев) и стал просить открыть ему шкафчик с книжками. «Нет, – ответила мама, – тебе пора уже купаться». Отвернувшись от ребенка, она продолжала разговаривать. Сын начал теребить ее за рукав, затем, видя, что мама не реагирует, подошел к шкафчику, пытался открыть его сам, но безуспешно. И тогда он стал демонстрировать, на что способен. Когда вспышка гнева прошла, мать открыла ему злополучный шкафчик и, обращаясь к подруге, сказала: «Это ужасно! Не могу простить себе, что не поняла, как ему хотелось посмотреть книжки!»
Хотя поведение этой мамы легко понять, уверена Пенелопа Лич, она дала прекрасный образец того, как не надо вести себя. Когда малыш впервые обратился к ней за помощью, она, не придав ровно никакого значения его просьбе, ответила «нет». Не поняла она и того, что отчаянные попытки ее сына добраться до книжек объяснялись полным отсутствием внимания к нему с ее стороны. И лишь когда он дошел до ярости, ей стало ясно, что ему действительно нужны были книжки, что не давать их ему не было никакого смысла. Пытаясь исправить свою ошибку, она в конце концов открыла шкафчик, но сделала это слишком поздно. После приступа ей следовало стоять на своем и не уступать, потому что, уступив, она дала тем самым ребенку понять, что именно его поведение позволило ему добиться своего. Было бы куда лучше и для мамы, и для сына, если бы она с самого начала со вниманием отнеслась к его просьбе и помощи.
Быть малышом очень непросто, как непросто быть родителями. Но время на вашей стороне, и, когда ребенок перейдет двухлетний рубеж, вы с радостью обнаружите, что самые сильные эмоциональные бури уже позади.
Малыш вырастет, станет более умным, научится управлять своими эмоциями. Он лучше узнает жизнь, и она будет страшить его все меньше и меньше.
Все советы – от знаменитого авторитета в области воспитания детей П.Лич.



Подготовила Арина ЖУРАВЛЕВА
 
По теме
Приложение позволяет узнать о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях, подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям, получать актуальную информацию о возможных угрозах и рисках.
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты утвердили постановление о творческом конкурсе «Заботимся о семье, заботимся о России» Под таким названием в этом году пройдет конкурс детских рисунков,
Терроризм должен быть наказан! - Газета Всеволожск Городская жизнь Ленинградская область вместе со всей страной скорбит о погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Газета Всеволожск Городская жизнь
Как обезопасить детей в цифровом пространстве - Газета Лужская правда После чудовищного теракта в ТЦ «Крокус Сити Холл» начались массовые рассылки сообщений несовершеннолетним с угрозами и предложениями за деньги участвовать в терактах и других противоправных действиях.
Газета Лужская правда
Терроризм должен быть наказан! - Газета Всеволожск Городская жизнь Ленинградская область вместе со всей страной скорбит о погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Газета Всеволожск Городская жизнь
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина