«БУДЬ ГОТОВ!» ПО-СКАУТСКИ


Летняя пора – время активного молодежного отдыха, и одна из его форм – скаутское движение. Современные лагеря скаутов, действующие летом в Ленинградской области, продолжают традицию вековой давности. И порой выезжают они в те самые места, где устраивали походы их далекие предшественники.

ТРИ КОНЦА ЛИЛИИ
Несколько слов об истории скаутского движения. Их отряды стали появляться в России начиная с 1909 года. Идея организации была позаимствована у англичан, где скаутское движение зародилось в 1907 году. В эти организации принимались учащиеся гимназий, реальных и коммерческих училищ, кадетских корпусов.
Основателем всемирного движения скаутов являлся полковник британской армии Роберт Стивенсон Смит Баден¬Пауэлл. Он в 1908 году издал книгу Scouting for boys, а в 1909 году провел лагерь на основе Браунси (Великобритания). Слово «скаут» (scout) переводится с английского как «разведчик», поэтому скаутов нередко называли разведчиками.
Много внимания у скаутов уделялось походам, занятиям различными видами спорта и играм. Скаутов учили наблюдать за птицами и животными, «читать» следы, охотиться, управлять лодкой, ловить рыбу, разводить костры, разбивать палатки. Большое значение придавалось военно¬прикладным упражнениям – фехтованию, верховой езде, плаванию в одежде и с предметами. Лагеря скаутов организовывались по принципу военных.
Скаутское движение получило распространение во многих странах, в том числе в Германии, Бельгии, Голландии, Франции, Италии, Японии, Китае, США. Основателем русского скаутинга­разведчества является полковник Олег Иванович Пантюхов. Первый скаутский костер зажгли 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого разведчество в России начинает активно развиваться.
Скаутской эмблемой является лилия (трилистник). Она стала символом скаутинга с момента его зарождения. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображался святой Георгий, считавшийся покровителем русских скаутов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание, состоящее из трех принципов, на которых строится весь скаутинг: долг перед Богом, перед Родиной и окружающими, перед собой. Девиз скаутов – «Будь готов!».
Один из первых скаутских отрядов, под названием «Легион юных разведчиков», создал преподаватель латыни Первой петербургской гимназии, находившейся на углу Кабинетской (теперь – Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической) улиц, Василий Григорьевич Янчевецкий (будущий писатель Ян). Отряд создавался из числа учеников этой гимназии.
В 1915 году в Киеве возник первый в России отряд юных разведчиц (герлскаутов). К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.
Большую заинтересованность в распространении скаутских отрядов в России проявляло военное ведомство, поскольку оно рассчитывало получить за счет скаутов резерв офицерского запаса. Во главе скаутских отрядов стояли офицеры, чиновники или приглашенные из Англии скаут­мастера.
Скаутов воспитывали в духе верности Богу и государю, обучали военным знаниям, занимались их физической подготовкой. Много внимания в скаутских отрядах уделялось занятиям сокольской гимнастикой, различными видами спорта, военизированным и спортивным играм.
БРАТСКАЯ СЕМЬЯ
Скаутское движение продолжалось и после революции. Одно время даже казалось, что новые власти дадут возможность возродиться скаутскому движению, – разумеется, под новыми лозунгами и с новым наполнением.
В конце июня появилась «Декларация скаутработников г. Петрограда», опубликованная затем на страницах петроградского журнала «Всевобуч и спорт». В ней, в частности, говорилось: «Мы, практические работники педагогической системы «скаутинг», не раз указывали, что эта система, вызывая широкое детское движение, построенное на началах самоорганизации и самодеятельности, при поддержке государства может оказать весьма существенную помощь в решении сложной задачи социально­трудового воспитания детей и физического оздоровления. Приказ начальника Всевобуча Петроградского военного округа от 6 июня 1922 года, выдвигая вопрос применения «скаутинга» в деле организации детского движения, создаст реальную почву для работы в этом направлении».
Наверное, стоит пояснить, что же такое Всевобуч. Еще в апреле 1918 года ВЦИК РСФСР, исполняя решение VII съезда партии большевиков, состоявшегося в марте того же года, принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Для реализации этого декрета в стране создавались органы Всевобуча («Всевобуч» расшифровывался как «всеобщее военное обучение»). Основной задачей Всевобуча являлась подготовка резервов для Красной армии в возможно кратчайшие сроки. На органы Всевобуча возлагались функции военного обучения, допризывной подготовки молодежи и организации физкультурной и спортивной работы.
Впрочем, вернемся к декларации петроградских «скаутработников». Возрождать скаутское движение в новых исторических условиях они предлагали на следующих принципах. Во­первых, наполнить «скаутинг» новым общественным содержанием, освободить его от «буржуазного налета». Во­вторых, отбросить на свалку истории все то, что культивировалось до революции в скаутском движении – игры в «потешных», религиозность, мещанскую мораль, показную аполитичность, которую в то же время не заменять партийно¬политическим воспитанием.
«Скаутработники» полагали, что в основу деятельности следует положить «развитие в детях социальной активности, тяги к общественно­трудовой деятельности и укреплению духа солидарности, взаимопомощи. Гармоническое развитие личностей, одухотворенных идеей счастья трудящихся, соединенных в союз, то есть создание братской семьи скаутов, – вот конечная цель такого воспитания».
В СИВЕРСКОЙ, ТОКСОВЕ И ШЕРЕМЕТЬЕВЕ
«…Цели у спорта и скаутизма общие: физическое и нравственное развитие, – говорилось в августе 1922 года в журнале «Всевобуч и спорт». – В методах нет никакой разницы: побольше движений, побольше воздуха, свежего, бодрящего. А результаты? Бодр, жизнерадостен, ловок и спортсмен, и скаут. Он иному спортсмену много очков даст вперед по быстрой сообразительности, расторопности, «всегда готовности». А еще он не утратил способности увлекаться приключением, иногда и сказкой; он еще переживает романтическую эпоху человечества, он чуть¬чуть сицилийский «браво», немного краснокожий, и он отнюдь этого не стыдится. «Браво» в широкополой шляпе обидит разве старуху или ребенка?.. Скаут услужлив, добр, честен и… этого он тоже не стыдится».
Как сообщалось в том же номере журнала «Всевобуч и спорт», в Петрограде на то время насчитывалось десять скаутских отрядов. «Работа питерских отрядов протекает оживленно: устраиваются походы, экскурсии, прогулки, состязания и игры», – говорилось далее в заметке.
Так, 15 июля 1922 года скаутский отряд «Белый клык» отправился в поход на станцию Сиверская. Вечером того же дня дружина юных разведчиков вышла в Токсово для знакомства с местностью и устройства лагеря. «Обследованная местность у станции Токсово – прекрасная, – сообщалось в очередном выпуске журнала «Всевобуч и спорт». – Природа способствует устройству игр с большим количеством участников. Озера дают возможность купаться, заниматься рыболовством, ягоды и грибы – все это привлекает для расположения лагерем, но дальнее расстояние (24 версты от Петрограда) не позволяет в этом году остановиться там лагерем».
Еще один скаутский отряд, «Племя Белого клыка», выехал в лагерь по Ириновской железной дороге в район станции Шереметьево. Этот отряд был последователем нового течения в скаутском движении, возглавлявшегося английским скаутмастером Харгревом.
Однако, несмотря на попытки скаутского движения найти свое место в советской России, власти в скором времени все­таки запретили скаутские организации. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 года, когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет разогнали, а его организаторов арестовали. В апреле 1926 году ОГПУ произвело массовые аресты скаутов и скаутское движение ушло в подполье.
Атрибутику скаутов (галстук, элементы формы, строя, законов, звеновой системы) позаимствовала пионерская организация, поначалу существовавшая параллельно со скаутской. После запрета скаутов часть русских скаутов и руководителей была вынуждена эмигрировать. За рубежом движение скаутов продолжало развиваться, оно служило одной из форм самоорганизации русских эмигрантов, воспитания в детях эмигрантов чувства принадлежности к России, русской нации, способом сохранения русского языка и русской культуры. После многолетнего перерыва скаутское движение вернулось в Россию в 1990 году.



Сергей ЕВГЕНЬЕВ
 
По теме
Приложение позволяет узнать о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях, подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям, получать актуальную информацию о возможных угрозах и рисках.
Центр "Молодежный" проводит мероприятие, посвященное Дню партизанской славы Ленинградской области.
На заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты утвердили постановление о творческом конкурсе «Заботимся о семье, заботимся о России» Под таким названием в этом году пройдет конкурс детских рисунков,
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина