БРАКИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ…

К этой давно известной всем фразе можно добавить, пожалуй, только одно – если они подлинные. К сожалению, прошедший век, да и только начавшийся нынешний, во многом изменили само понятие слов «брачные узы» во многих слоях нашего общества, а уж в такой богемной сфере, как искусство, кинематограф, в первую очередь. Сколько популярных творческих пар, прожив вместе долгие годы, вдруг расходятся, а другие наоборот – только узаконив свои отношения, родив ребенка, разбегаются в разные стороны, не думая о судьбе того, кому они подарили жизнь.
Впрочем, как бы ни была извилиста семейная стезя, есть и среди артистических дуэтов немало таких, кто прожил долгую, трудную, но счастливую жизнь. Вот о таких историях в Год кино, коим объявлен 2016-й, и хотелось бы рассказать.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. О ДЕВУШКЕ С СЕВЕРА И СЫНЕ МОРЯКА
Встречу народной артистки России Веры Алентовой и известного режиссера, «оскароносца» Владимира Меньшова словно сама судьба предопределила. Три раза поступал паренек из Астрахани в Школу-студию МХАТ на актерское отделение и, наконец, на четвертый прошел. Тогда же стала студенткой этого вуза (тоже только на второй год) и родившаяся в актерской семье в северном городе Котласе Верочка Быкова, тогда еще носившая отцовскую фамилию. Так, на одном курсе сошлись их творческие пути, а потом и жизненные.
Правда, произошло это не сразу. Хоть Вере и нравился открытый, обаятельный, в чем-то наивный Владимир, но как «человек по имени «нет» (кстати, так ее до сих пор называют в семье за неуступчивость, нежелание мириться с каким-либо внешним давлением), она не сразу согласилась выйти за него замуж, даже несмотря на то, что об их отношениях знал уже весь институт. И только когда руководство общежития пригрозило, что не выделит им отдельную комнату, если они не оформят свои отношения, Вера согласилась. Свадьбы как таковой не было, как и фаты, белого платья, колец, после ЗАГСа устроили дружескую вечеринку. Вот такие были времена. Но сейчас, по прошествии более чем 50 лет, супруги вспоминают о них с нежностью, ведь они тогда были молоды, одарены, как казалось, лучшей в мире профессией, хотели достичь в ней каких-то высот. И, конечно же, они мечтали завоевать Москву.
Правда, для того чтобы это осуществить, пришлось пройти через многое: через бытовые трудности, когда молодые актеры с трудом выживали (благо, что хлеб в общежитской столовой был бесплатным), через долгие разлуки, когда уезжали на гастроли, клятвенно обещая друг другу писать письма каждый день (и ведь писали же – перевязанная пачка таких посланий хранится в семье до сих пор!), наконец через духовное непонимание, которое копилось долго, и вот, когда уже родилась дочь, вылилось в разрыв. Правда, неофициальный, потому что это могло помешать карьере мужа, а она уже тогда начинала складываться у него в кинематографе. Тем не менее, четыре долгих года они не жили вместе. Вспоминая о том нелегком времени, Вера Алентова (к тому времени она взяла фамилию своей бабушки) считает, что так, наверное, было угодно судьбе – это лучше, чем если бы размолвка произошла позднее, а она все равно бы случилась – но семью тогда уже было бы не восстановить. Надо сказать, что они оба с честью выдержали испытание на верность.
А еще были в их жизни и неожиданные радости, которые оба никогда не забудут. Например, в очередной день рождения Веры Валентиновны Владимир Валентинович на деньги, одолженные у своего учителя М.И. Ромма, сделал жене по тем временам царский подарок – духи «Шанель № 5», которые стоили 40 рублей (тогда баснословная сумма!). А в другой ее день рождения актриса уезжала выступать в Ленинград, и, провожая ее и видя, как она тоскует, что будет в этот день одна, муж вскочил в вагон уходящего поезда и, пусть без билета, поехал с нею, чтобы только быть рядом.
...Глядя на них, перешагнувших «золотой» свадебный юбилей, таких одинаковых в чем-то, не только в отчестве, и вместе с тем таких разных, думаешь, как же была права теперь уже умудренная жизненным опытом Вера Валентиновна, что в свое время не переделала характер мужа. Ведь только такой человек, по выражению дочери Юлии, человек-праздник, добродушный, хлебосольный и в то же время умеющий говорить «нет» в ситуациях, которые того требуют (вспомним его отказ вручить премию МТУ фильму «Сволочи», или несогласие с выдвижением в 2011 году на премию американской киноакадемии «Оскар» ленты «Утомленные солнцем-2. Цитадель»), мог стать столь популярным у отечественного зрителя.
Впрочем, не только у него. И присужденный когда-то «Оскар» фильму В. Меньшова «Москва слезам не верит» как лучшей иностранной картине года – еще одно тому подтверждение. За эту киноленту Госпремии СССР вместе с мужем была удостоена и Вера Валентиновна, сыгравшая главную женскую роль. И эта награда не только за талант актрисы, но и за ее терпение и бесконечную веру в «счастливую звезду» мужа.
В свое время, время их далекой, бедной молодости, В. Меньшов обещал, что свозит жену в Париж, построит виллу, в общем, обеспечит тот быт, который заслуживает эта красивая самодостаточная женщина. Но он не мог обещать другого, что как актрису В. Алентову широкий зритель будет ценить прежде всего за ее киноработы – не все же, бывая в Москве, посещают Театр имени А.С. Пушкина, где актрисой сыграно немало интересных персонажей. Все, что Владимир Валентинович обещал, он выполнил, даже более того, он стал известным режиссером, в том числе и режиссером ее экранной судьбы. Потому что понимал, что, помимо того, что Вера – хорошая жена, мать, она прежде всего Актриса, личность, которой трудно представить себя вне искусства. Поэтому многие свои лучшие роли она сыграла именно в картинах В. Меньшова. Будь-то уже упоминавшаяся «Москва слезам не верит», «Розыгрыш», «Зависть богов» или «Ширли-мырли», где она играет сразу четырех разноплановых героинь.


Время, кажется, не властно над этим творческим дуэтом. Несмотря на уже солидный возраст, В. Меньшов продолжает играть, снимать и продюсировать фильмы. В 2014 году он был удостоен премии кинофестиваля «Золотой орел» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме Н. Лебедева «Легенда № 17», сыграл графа Бестужева в многосерийной ленте «Екатерина». Вместе с женой они, пожалуй, впервые за многие годы встретились на театральной сцене в спектакле «Любовь. Письма», где играют главных героев.
Любовь для них – это еще и мотив к творчеству, а то в свою очередь – способ сохранить чувства. Не зря же не так давно глава нашей страны наградил супругов (с разницей в два года) одним и тем же орденом «За заслуги перед Отечеством» – за тот большой вклад, который они внесли в развитие российского театра и кинематографа. Что ж, такая семья, видимо, достойна и двух орденоносцев.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. О ТОМ, ЧТО СВАДЕБ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Еще одна знаменательная пара нашего театра и кино – Вера Васильева и Владимир Ушаков – больше знакома зрителям старшего поколения. В 1947 году на экраны вышел фильм «Сказание о земле Сибирской» режиссера Ивана Пырьева. Роль Насти Гусенковой сыграла в нем студентка-третьекурсница театрального училища В. Васильева. И можно сказать, что это стало для нее своеобразной путевкой в большое искусство. Розовощекая упитанная красавица-девица с подложенными в лифчик чулками (режиссерский «прием», чтобы грудь пышнее казалась) приглянулась самому Иосифу Сталину, да так, что он прямо спросил, мол, где взяли такую прелесть? А узнав, что она всего лишь студентка, распорядился включить в список, представленный на Сталинскую премию, и В. Васильеву. Так Вера проснулась знаменитой и хоть понимала, что награды не заслуживает, что это подарок «с барского плеча» и больше здесь заслуга режиссера, чем ее собственная, все же молоденькой актрисе было приятно. О том, что это его заслуга, вскоре вспомнил и сам Пырьев, пригласивший ее в номер гостиницы «Москва». Ничего не подозревавшая Вера пошла на встречу, а когда пришлось отбиваться от приставаний режиссера, вырвалась и убежала. «Никогда не будешь сниматься в кино!» - кричал вслед Пырьев. И надо сказать, слово свое сдержал: у него Вера больше никогда не снималась. Но даже сейчас, по прошествии стольких лет, В. Васильева не держит обиды на мастера, ведь, по большому счету, он подарил ей не только роль, но – жизнь в искусстве. После училища ее не отправили куда-либо в провинциальный театр, а пригласили в Московский театр сатиры да сразу на главную роль – Лизочки – в спектакле «Лев Гурыч Синичкин».
Потом была еще одна удача – спектакль «Свадьба с приданым», где она сыграла Ольгу. Поставил его молодой талантливый режиссер Борис Равенских, ставший и ее первой глубокой любовью, такой, что она была готова ждать его всю жизнь (Борис Иванович был женат). И Вера покорно ждала – целых семь лет!
А «Свадьба с приданым» имела между тем ошеломительный успех, ее сыграли 900 раз, постановку экранизировали (предсказание И. Пырьева здесь не сбылось) и наградили Сталинской премией. Это была уже вторая в ее творческой биографии премия от «усатого». Он в виде судьбы упорно вел Верочку к успеху. Поневоле тут поверишь в мистику. Но В. Васильева в нее не верила, а верила в чувства. А их отношения с Б. Равенских все больше заходили в тупик, последней каплей, переполнившей чашу, стал запрет режиссера придти на премьеру его спектак­ля в Малом театре.
...В ту ночь она не могла уснуть. Было нестерпимо больно и стыдно, как тогда, в юности, когда в 14 лет, начитавшись какой-то глупой книги, Вера решила, что лучше умереть молодой, чем существовать, постепенно разочаровываясь в жизни, и, взяв бритву, порезала себе вены. Тогда все обошлось, к счастью, остались только да маленьких шрама н – как память о той глупости. Утром ей позвонил Володя Ушаков, партнер по спектаклю «Свадьба с приданым» и давнишний тайный ее воздыхатель. Он словно почувствовал, что Вере плохо, и в очередной раз спросил, когда же она согласится стать его женой. И Васильева согласилась. Получается, что Ушаков спас ее тогда не только от депрессии, от самой себя. Владимир примчался тут же, в машине, усыпанной цветами. Поехали в общежитие Театра сатиры на Малой Бронной, где, кроме Ушакова, жили Анатолий Папанов со своей женой Надеждой Каратаевой, Татьяна Ивановна Пельтцер и другие артисты, и объявили о том, что женятся. Хотя свадьбы как таковой не было, просто Папанов принес бутылку водки, остальные – нехитрую закуску, так и отметили этот день.
После 900-й сценической «Свадьбы с приданым» была и у них реальная свадьба, правда, уже спустя семь лет, но по-прежнему без соответствующих этому событию аксессуаров, просто зашли в ЗАГС и расписались. Все последующие 54 года совместной жизни, по мнению Васильевой, были по существу идеальными, любовь Веры к мужу шла по нарастающей. Васильева много играла на сцене родного театра, ей дороги такие роли, как графиня Альмавива, как Анна Андреевна в спектакле «Ревизор» Н. Гоголя. Когда из театра ушла Татьяна Васильева, репетировавшая Раневскую в «Вишневом саде» А. Чехова, Вера предложила режиссеру В. Плучеку сыграть эту роль, но он отказал. Потом, уже будучи тяжело больным, просил у нее прощения за свой поступок. Как она могла не простить…
Но Раневскую Васильева все-таки сыграла – в Тверском академическом театре драмы, потом ездила в Орел играть Кручинину в «Без вины виноватых» А. Островского и была безмерно счастлива, что довелось встретиться на сцене с русской классикой, впрочем, так же, как и с зарубежной, – в спектакле «Странная миссис Сэвидж» в Театре Образцова в Москве.
Новый век начался для Веры Васильевой с большой утраты – ушел из жизни ее любимый муж, Владимир Ушаков, после трех инфарктов, инсульта и почти полной слепоты. И как когда-то он спас ее, так спасли Веру внезапно свалившиеся на нее роли. Как будто с небес муж послал ей поддержку, давая импульс к творчеству. Иначе чем объяснить, что перед самым ее 90-летием (до сих пор с ужасом произносит эту цифру) она получила «царский» подарок – роль Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение». Он – о пожилой актрисе, не желающей мириться со своим возрастом, по-прежнему молодой душой. Это ведь и о самой Вере Васильевой тоже.
Еще один подарок судьбы – крестная дочь Дашенька, которая заботится о ней, как о родной матери. Впрочем, Васильева пока может и сама о себе позаботиться: бодрый тонус и отсутствие лекарств (никогда не знала, что это такое), хорошая осанка и умеренный макияж – что еще нужно для актрисы, мечтающей о новой интересной роли? Тем более что эта роль скоро должна быть. И снова в спектакле о любви.

Светлана МОТОРОВА

 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
«Гатчинские ассамблеи - 2024» приглашают! - Гатчинская правда 6-7 апреля Международный фестиваль-конкурс танцевального творчества «Гатчинские ассамблеи-2024» в десятый раз соберет в столице Ленинградской области поклонников танцевального искусства.
Гатчинская правда