Блокада. Смерть на экране

Follow @baltpp

Вот уже семьдесят лет отделяют нас от событий ленинградской блокады, и чем дальше во времени отстоит от нас эта величайшая трагедия Второй мировой войны, тем сильнее становится ощущение - как мало мы в действительности знаем об истории обороны города на Неве.

В первую и самую страшную блокадную зиму кинематографисты, работая в умирающем от голода городе, сняли и подготовили к показу документальную картину "Оборона Ленинграда" . Отрывки из этой хроники вошли в золотой фонд мировой кинодокументалистики, их неизменно показывают по юбилейным датам, они служат "вставками" во многих художественных фильмах, посвященных подвигу защитников Ленинграда. Но только в начале XXI века благодаря трудам историка Никиты Андреевича Ломагина стали доступны документы, свидетельствующие о том, как руководители города вели свою собственную кропотливую работу по изъятию из этой картины всех фрагментов, свидетельствующих о глубине трагедии ленинградцев.

Стенограмма дискуссии, состоявшейся 17 апреля 1942 года и посвященной документальному кинофильму "Оборона Ленинграда", опубликована. Этот документ много говорит о логике людей, руководивших в  то время городом.

Открыл прения председатель Ленинградского  горисполкома П. С. Попков , который был чрезвычайно недоволен работой кинематографистов:  "…насчет покойников. Куда их везут? Причем их очень много показано. Впечатление удручающее. Часть эпизодов о гробах надо будет изъять… Промышленность, энтузиазм трудящихся города Ленина совсем не показаны… Или, скажем, идет человек и качается. Неизвестно, почему он качается, может быть, он пьян. Это сгущает краски, создает тяжелое впечатление". Секретарь Ленинградского горкома ВКП (б) А. А. Кузнецов был еще более категоричен. Больше всего его тревожила репутация власти. "Получается чересчур много трудностей", возмущался Кузнецов. "Разваленный город, разбомбленный, захламленный, кругом пожары, все покрыто льдом, люди едва движутся, а борьбы не показано. Оборона не показана. Разве это оборона? Скажут – вот правители, довели город до такого состояния. Направление взято неправильное".

Итог дискуссии подвел член Политбюро ЦК ВКП (б) и Военного совета Ленинградского фронта Жданов : "Насчет музыки. Согласен, что она душераздирающая. Зачем это? Совсем не нужно оплакивать… Показан митинг, посвященный началу войны, оратор разрывается, а публика никак не реагирует… в картине переборщен упадок. Картина не удовлетворяет".

Участники той дискуссии знали, о чем говорили. Все они были знакомы со специальным сообщением Управления НКВД от 12 февраля 1942 года, подписанным генералом Кубаткиным . В этом документе отмечалось,  что "… за последние три дня среди населения Ленинграда широко распространились слухи о снятии с работы председателя Исполкома Попкова и предании его суду за вредительскую деятельность".

Впрочем, в годы войны Попков никак не пострадал. Вместе с его покровителем Кузнецовым и рядом других ленинградских партийных руководителей его действительно судили и расстреляли в 1950 году. Помимо чисто политических обвинений всем осужденным инкриминировали "распределение в преступных целях материальных фондов", то есть хищения. Заодно изобличили как "вредителя" и бывшего начальника УНКВД Ленинграда генерала Кубаткина. (Во времена Хрущева фигуранты "Ленинградского дела" были реабилитированы.)

Слой за слоем из кинохроники изымались фрагменты, свидетельствующие о глубине ленинградской трагедии. Прошли десятилетия. Лишь время от времени на экранах проскальзывали намеки на ужас, царивший в Ленинграде в блокадную зиму. Здесь можно назвать фильм "Балтийское небо" и, конечно же, легендарную киноленту "Жила-была девочка" . В ней показана история жизни двух маленьких девочек, перенесших наравне со взрослыми все тяготы войны в осаждённом Ленинграде — 8-летней Настеньки и 5-летней Катеньки. В фильме очень точно передана особенность детского восприятия: несмотря на войну и блокаду, Настенька и Катя постоянно возвращаются в детский мир с его интересами, трогательной заботой о куклах, забавными песенками. И сочетание сцен их детских игр и жестокой действительности производит поразительное впечатление, тем более, что частично фильм снимался в ещё блокадном Ленинграде, а его премьера состоялась 18 декабря 1944 года.

Другой знаменитой кинолентой, повествующей о детских судьбах в блокадном городе, стало "Зимнее утро" , снятое по мотивам повести Тамары Цинберг "Седьмая симфония". Автор повести, известная ленинградская художница, сама пережила блокаду, потеряла семью… В "Зимнем утре" есть пронзительный эпизод. Маленькая девочка приходит в магазин с детскими хлебными карточками – за теми самыми ста двадцатью пятью граммами эрзац-хлеба, и покупает этот кусочек. Да, да, за эти сто двадцать пять граммов нужно было еще заплатить государству. Вы этого разве не знали?

В конце шестидесятых годов прошлого века был опубликован многотомный роман "Блокада" Александра Чаковского. В семидесятые книга была экранизирована. Среди наиболее ярких героев романа и фильма оказался Георгий Констнтинович Жуков, который в сентябре 1941-го около месяца командовал Ленинградским фронтом. Одним из наиболее драматичных эпизодов и книги и кинокартины был тот, где генерал армии Жуков входит на заседание Военного совета фронта, немедленно принимает командование у растерянного маршала Ворошилова, а затем, получив сообщение о прорыве немцев к Кировскому заводу, хладнокровно приказывает отразить наступление, угрожая некомпетентным офицерам военным трибуналом.

Этот эпизод был изложен писателем по мемуарам самого Георгия Жукова. Однако полководец, что называется, себя не узнал и обратился с гневным письмом к министру культуры СССР П. Н. Демичеву, обвинив Чаковского… в фальсификации истории. "В романе имеется ряд прямых нарушений в описании действительности… неоднократно проводится мысль, что Советское командование добивалось исполнения приказов не методом убеждения, а под прямой угрозой расстрела. Такая пропаганда играет на руку нашим идеологическим противникам",–  подчеркивал Жуков в письме министру.

Но министр культуры встал на сторону Чаковского. Маршалу напомнили, в частности, о его собственном боевом приказе войскам Ленинградского фронта от 17.9.41, гласившем что "…за оставление без письменного приказа… указанного рубежа все командиры, политработники и бойцы подлежат немедленному расстрелу", а заодно и о шифрограмме № 4976, предписывающей "разъяснить личному составу, что все семьи сдавшихся врагу будут расстреляны". Образ Жукова в фильме остался без изменений, хотя, разумеется, эти приказы там не упоминались, а маршал представал спасителем города.

Фильм "Блокада" стал последним крупным советским кинопроектом, посвященном ленинградской обороне. В последние годы кинематографисты несколько раз пробовали обращаться к этой теме, однако плоды их трудов по своему эмоциональному воздействию даже близко не могут сравниться с "Зимним утром" или "Обороной Ленинграда". Спустя семьдесят лет подвиг жителей блокадного Ленинграда еще ждет нового художественного воплощения.

    Follow @baltpp
Комментировать
 
По теме
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Трагедия Донбасса – трагедия Ленинграда - Газета Приозерские ведомости В деревне Зайцево у Мемориала «В память о мирных жителях СССР – жертвах нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» презентовали памятник «Детям-жертвам войны на Донбассе».
Газета Приозерские ведомости
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина