«БЫЛА У ВСЕХ ЛЮБИМАЯ АКТРИСА…»

Кто-то из артистов сказал, что в своем поколении она была самой талантливой и самой красивой, если только исключить из «рейтинга» Татьяну Самойлову, необычную во всем. Всесоюзная известность к ней пришла в 23 года, после выхода фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Ее любили лучшие мужчины страны – красивые и знаменитые. Ей посвящали стихи. И говорили о характере – резком, неуживчивом, очень непростом. Но только такой и мог быть у той, чья индивидуальность притягивала и завораживала и коллег, и зрителей.
Каштановая копна волос, удивительные карие глаза и улыбка – загадочная, неземная, и пластика – юношеская, «ломаная», резкая. Татьяна Лаврова – взбалмошная, противоречивая, самолюбивая, гордая, хулиганистая, романтичная, задорная, задиристая, обожаемая, одинокая, с израненной душой, невероятно красивая, фантастически талантливая. Ей будут подражать – ее стрижке, ее голосу, ее жестам, улыбке, умению из ничего сделать в считанные минуты сногсшибательный наряд. Все бессмысленно: Лавровой надо родиться. Даже если при рождении у тебя совсем другая фамилия.

* * *
Юная Таня Андриканис, дочь известных кинооператоров Евгения Андриканиса и Галины Пышковой, станет Лавровой, когда еще студенткой сыграла во МХАТе Нину Заречную. В театре ей скажут, что у русской актрисы должна быть русская фамилия. Друзья напишут на листочках варианты, Таня наобум ткнет пальцем – выйдет, что быть ей теперь Лавровой.
Ее, недавнюю выпускницу Школы-студии МХАТ, сразу полюбят требовательные, капризные, суровые и знаменитые «мхатовские старики». Великий Алексей Грибов предложит Татьяне вместе сыграть «Белые ночи» Достоевского. О таком начале – Чехов, Достоевский, главная сцена страны, – можно только мечтать, тем более, что при желании легко было углядеть некую преемственность: среди предков актрисы – известный русский меценат, фабрикант Савва Морозов, принимавший самое активное участие в создании Станиславским и Немировичем-Данченко нового во всех смыслах Московского художественного театра. А она уйдет в «Современник» – молодой, горячий, где все были решительны, безумно талантливы. Там – Ефремов и Кваша, Козаков и Даль, Волчек и Евстигнеев, Дорошина и Табаков, позже пришли Гафт, Вертинская, Мягков, Неелова, Богатырев… Что ни имя, то отдельная страница в истории отечественного искусства. Нет, конечно, в начале 60-х они будут просто молодыми и полными идей актерами, создавшими свой театр. Годы спустя, вспоминая то время, Лаврова скажет: «Меня поразило то, что на сцене «Современника», сейчас этим, конечно, никого не удивишь, я увидела людей, которых я вижу в жизни, которые существуют реально. А во МХАТе были великие мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут, и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность была. Скучно мне стало там…»
В этом поступке – «стало скучно и ушла» – она вся. Более всего всю жизнь будет ценить независимость: не терпела, если ей что-то навязывали. В «Современнике», где почти все были ровесниками, ей было интересно, она многое там сыграет – Чехова, Горького, Володина, Рощина… В конце 70-х, крупно поссорившись с Галиной Волчек, тогда уже вместо возглавившего МХАТ Ефремова ставшей главным режиссером «Современника», уйдет к Ефремову – другу, учителю. Уйдет, любя «Современник», любя Волчек, уйдет, и долгое время дышать нормально не сможет – от обиды: почему Волчек так запросто подписала ее заявление, почему не захотела поговорить, понять? Максималистка она была: Волчек их расставание переживала ничуть не меньше, они были близкими подругами, они долгие годы вместе строили свой «Современник», все непросто было в этой истории, о которой теперь, когда одного участника уже нет на свете, что толку долго говорить – так случилось, судьба, жизнь развела. Все равно лучшее время останется там, в том молодом, горячем, дышащем флюидами демократизма «Современнике» 60-70-х. Там была сыграна одна из лучших ее ролей – Гитель Моска в пьесе Э. Гибсона «Двое на качелях». Это был потрясающий дуэт Лаврова – Козаков. Зал сидел, не дыша, словно боялся что-то важное пропустить. Виталий Вульф, хорошо знавший Лаврову и высоко ценивший ее, уже годы спустя напишет о своих впечатлениях от того спектакля: «Лаврова играла искусно, тонко и глубоко. Она давала ощущение «первооткрывателя». У ее героини Гитель Моска, маленькой женщины, привыкшей отдавать все, что она может, была великая душа. До сих пор мне слышится голос Тани Лавровой: «Сколько бы ты ни прожил на земле, я хочу, чтобы ты помнил: последнее, что ты услышишь от меня, это что я люблю тебя».
Эти слова в устах Лавровой кажутся пророческими что ли. Ей выпадет счастье огромной любви и горе больших потерь. Она очень любила свою профессию, роли, роли, роли – без театра себя не представляла. Эта любовь к театру будет взаимной – долгое время, а потом ролей станут предлагать все меньше, все реже. Уже в конце жизни в интервью признается, что многого не сыграла, и то не сыграла, и то, и то – «Но я надеюсь, я слишком много проработала в этом театре, много сил отдала и здоровья. Надеюсь, что мне что-то предложат. Я вот сейчас живу в ощущении: «Ищу режиссера, ищу режиссера!» Где бы его взять, чтобы он захотел со мной трудиться?» Ее время от времени будут приглашать в кино, нынешние молодые. Роли не очень большие, но яркие – да и могли ли быть у нее-то, профессионала на все 500 процентов, не яркими? Она получит, не сыграв в 90-е – нулевые ни одной главной роли, все возможные кинематографические премии – «Ника», «Золотой овен», «Созвездие»… Радости скрывать не станет – приятно, что заметили, отметили ее работу, но то в кино, а в театре? Всю жизнь вечно ждала ролей – от Волчек, от Ефремова, от Табакова. С горечью будет шутить: была у всех любимая актриса, а потом перестала. «Недоигранная актриса» – так о себе скажет. Самоедка она была та еще. Самоедка, которая не боялась себя тратить, которая всю жизнь отдавала, мало что прося взамен – разве что любви?

* * *
Это будет большая любовь, такая большая, такая невозможно большая, что расставшись с предметом своей любви, Лаврова еще долгое время живет памятью о ней и тоской. Евгений Урбанский старше Тани на 6 лет, но она для него авторитет во всем, и в профессии, между прочим, тоже. Она всю жизнь любила рассказывать, как Женя поцеловал ее в первый раз и она, вся в слезах, прибежала к бабушке: «Я, наверное, беременная…» Он ее первый мужчина, муж, красивый, очень талантливый, сильный, надежный, любимый, теплый, с ним даже бытовые проблемы кажутся сущей ерундой, и то обстоятельство, что ютятся Таня с Женей то в крошечной комнатушке актерского общежития, то у бабушки в коммуналке, за ширмой, никак не могло нарушить их счастья.
А разрушит его какая-то нелепая случайность – была ли измена или Таня просто поверила сплетням? В любом случае она гадать – было-не было – не станет, не простит. Спустя годы скажет: «…идеализм молодости, он бескомпромиссен, особенно, если любовь есть». Таня, гордая Таня, жить без любви этой не сможет, плохо у нее получалось жить, неровно, нервно, какие-то ненужные-натужные романчики, куча поклонников вечно вокруг, а она… Будет звонить, предлагать встретиться, поговорить. Урбанский, женившийся на красавице латышке Дзидре Ритенбергс, встреч не захочет: зачем, уже другая жизнь, новая семья. Когда в ноябре 1965-го Урбанский, выполняя автомобильный трюк, погибнет на съемках фильма «Директор», некоторые его друзья будут винить Лаврову: мол, утром позвонила, наговорила чего-то, он разнервничался, вот и не справился с управлением. Его внезапная, нелепая смерть для нее станет страшным ударом, кто-то из друзей скажет: «Тане в эти дни даже позвонить было нельзя, так она переживала». Мало приспособленная к быту, вечно что-то терявшая, она бережно сохранит все его письма…
И совместная жизнь с Олегом Далем – его будет всю жизнь называть гением – окажется недолгой, всего полгода. Татьяна, понимавшая как никто его тонкость, его ранимость, особую душевную организацию (потом скажет: «Оттого и судьба такая, и ранний уход»), не выдержит его пьянства. Будет бороться – страшным способом: сама начнет вместе с ним пить, чтобы Олегу меньше оставалось. Ефремов, узнав, скажет: «Таня, так ты сама сопьешься». Не поверит, но скоро поймет: может случиться страшное. Они разведутся, на всю оставшуюся жизнь сохранив добрые отношения. С Лизой, женой Даля, Татьяна подружится. Весной 1981-го, возбужденная, позвонит подруге: приснился Олег, почему-то с бородой, никогда же не было у него бороды. В этот день Олега Даля не станет, в гробу он будет лежать с бородой, которую отпускал для съемок. Потрясенная Лаврова только и скажет: «Так это он со мной прощался».
Семилетний роман с поэтом Андреем Вознесенским подарит много счастья и боли. Именно Лавровой посвятит Вознесенский свое знаменитое стихотворение: «Ты меня на рассвете разбудишь…» Ради Лавровой будет совершать невероятные поступки, от которых у любой женщины голова закружится: как-то раз завалил весь ее номер в нью-йоркской гостинице огромными рыжими апельсинами, а между ними расставил горящие свечи. Ради любви к ней будет терпеливо сносить ее взбалмошность, нелюбовь к быту, вечный беспорядок. Она семь лет будет ждать, когда же он выполнит обещание, уйдет от жены, они поженятся, и у них непременно родится ребенок. Не будет ничего этого. Поэт просто исчезнет из ее жизни, вернется в налаженный быт, туда, откуда так и не смог уйти. Лаврова ничего не расскажет даже близким подругам, отделавшись фразой: «Меня унизили…»
Свою нерастраченную любовь отдаст единственному сыну Володе. Выйдет замуж за известного спортсмена, родит сына, начнет обустраивать семейное гнездышко и вдруг – развод. Не потерпит мужского деспотизма и ревности, придирок типа «зачем накрасилась, куда вырядилась». Мужа вычеркнет из жизни своей и сына на долгие годы. Сын Володя вырастет, станет скульптором, дизайнером, у него родится дочь Женя, очень похожая на Лаврову. Татьяна Евгеньевна будет им гордиться, переживать из-за непросто складывавшейся у сына семейной жизни, мечтать о времени, когда внучка поступит в институт и станет жить с ней. В отношениях сына и матери не всегда все было гладко, но для Володи она станет самым главным человеком в жизни. Рассказывают, что однажды, услышав от врачей «скорой» про мать, потерявшую сознание от удушья, слова «старуха» и «фингал», он набросится на сказавшего их с кулаками – ему будет грозить срок за хулиганство, но врач заберет заявление.
Незадолго до смерти, видимо, предчувствуя скорый уход, Лаврова сама устроит так, чтобы Володя встретился с отцом. А еще позвонит Вознесенскому – тяжело больному, лишившемуся после инсульта речи. Его жена будет писать на листочке его ответы и зачитывать Татьяне. Все это будет очень походить на прощание. Да, так, наверное, оно и было. Она ведь многим позвонит в последние свои недели, с кем жизнь развела, с кем давно не общалась. Как дела, здоровье, дети, внуки. Обычные вопросы – недолгое прощание… Навсегда. 

* * *
Свою жизнь она будет менять без страха и оглядки. Рвать отношения из-за сущей чепухи и прощать действительно страшные вещи. Ждать ролей и в отчаянии говорить: «Ненавижу все это». За 15 минут умудряться из заспанной женщины в халате превращаться в настоящую красавицу – когда в 2003-м ей вручали «Нику», она вышла на сцену такая красивая, что зал ахнул: мало кто знал, что ее привезли из больницы после тяжелейшей операции и ей не то, что подниматься на сцену, а стоять и держать статуэтку было невмоготу. Ненавидеть быт, беспечно хохотать, когда только что выкрашенные белоснежные стены – ох, сколько она за этой краской бегала, искала нужный цвет – окажутся залиты красным шипучим вином, спокойно относиться к тому, что друзья, случайно забредшие в гости, перемоют горы посуды, наведут порядок в шкафах, пол подметут, потому что Таня всем уборкам предпочитать будет книжки. Болеть и нарушать предписания врачей. Мечтать о том, что вот, когда ей исполнится 70, то позовут на телевидение и надо будет сделать подтяжку, мешки под глазами убрать.
Татьяна Лаврова уйдет из жизни в мае 2007-го, нескольких недель не дожив до своего 69-го дня рождения. Рассказывают, что ее сын Володя от горя даже не смог присутствовать на похоронах матери, он неделю пролежит, отвернувшись к стене. 

Маша КАССАНДРОВА

 
По теме
 27 апреля Дворцовый парк откроется после весенней просушки. К этому времени сотрудники музея приведут в порядок дорожки и малые архитектурные формы, откроют цветники, а также очистят всю территорию от мусора и листьев.
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Здоровье ленинградцев в приоритете: как в Ленобласти развивается первичное звено здравоохранения - Online47.Ru Ежегодно в 47-м регионе открываются новые ФАПы и поликлиники, усовершенствуется техника и медоборудования Первичное звено по праву считается ключевым для всей системы здравоохранения России.
Online47.Ru