БЕССТРАШНЫЙ КОЧЕГАР ТАНЯ ЛЫСОВА

Не так давно стало известно о будущем создании нового объединенного музея «Дорога жизни». Нет сомнения, что в нем найдут свое отражение все ее страницы – и ледовая трасса, и водная дорога, и подвиг железнодорожников. Ведь Дорога жизни – это не только путь от Ленинграда до Осиновца, а затем до Кобоны. Это и железнодорожный путь дальше на восток. Это Поляны, Войбокало, Волховстрой, Тихвин… И обязательно среди героев Дороги жизни будет упомянута и молодая девушка – кочегар Таня Лысова. Ей было всего двадцать три года, когда она погибла. Произошло это 15 июня 1943 года…
ИСЧЕЗНУВШАЯ ДОРОГА ПОБЕДЫ
Известно про Таню Лысову не очень много. В Ленинграде в начале войны она окончила краткосрочные курсы специалистов паровой тяги в 1941 году и была принята на работу в паровозное депо станции Ленинград-Выборгский. В паровозной бригаде была третьим лицом – кочегаром…
Железнодорожная линия Шлиссельбург-Поляны, на которой Таня Лысова трудилась в 1943 году, постоянно подвергалась артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. Мужество и стойкость проявляли поездные и локомотивные бригады. Каждая поездка была подвигом.
Шлиссельбургская магистраль, построенная в сроки, казавшиеся немыслимыми даже в условиях войны, вступила в строй 7 февраля 1943 года, когда после полуторагодичного перерыва в Ленинград с Большой земли прибыл первый грузовой поезд. Дорогу официально называли Дорогой Победы, а железнодорожники окрестили «коридором смерти». Но это была главная коммуникация Ленинграда до его полного освобождения от блокады в январе 1944 года. В результате ее работы в 1943 году в Ленинград было доставлено 4,4 миллиона тонн грузов – это в 2,5 раза больше, чем по водно-ледовой Дороге жизни.
В 1969 году у поселка Приладожский был установлен памятник «Дорога Победы». Надпись на стеле гласит: «1943-1944. Здесь после прорыва блокады под огнем врага были построены переправы и ж/д линия, связавшая осажденный Ленинград со страной». Перед стелой символически уложен участок железнодорожного пути. Правда, как отмечают исследователи, место памятника выбрано не совсем точно, так как пересечение железной Дороги Победы с нынешним Мурманским шоссе находится в 3,5 км западнее.
Как отмечает исследователь Леонид Коренев, реально участок Дороги Победы от остановочного пункта Поляны до Шлиссельбурга никак не отмечен. «Следовало бы обозначить этот «исчезнувший» участок Дороги Победы хотя бы двухполосной шоссейной дорогой (песчано-гравийной или асфальтобетонной) с установкой вдоль неё мемориальных покилометровых столбов-стел, включающих слова: «Дорога Победы». Правда, существует проблема – насыпь, оставшаяся от дороги, напичкана «железом военных лет»: остовами подвижных составов, искореженными рельсами и ржавым оружием», – отмечает Леонид Коренев.
Путь по шлиссельбургской магистрали был смертельно опасен. Она была отлично видна с Синявинских высот, где были немцы. Вражеские наблюдатели не сводили глаз с дороги. Днем моментально засекали дымок над паровозом, ночью – свет локомотивных фар. За все время ее существования артобстрелы, бомбардировки более 1200 раз разрушали железнодорожный путь и линии связи. Более двухсот железнодорожников погибли…
ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС
В дневнике начальника 48-й паровозной колонны резерва НКПС Н.И. Кошелева от 18 июня 1943 года можно найти один из характерных эпизодов Шлиссельбургской магистрали: «Поезд № 927 подвергся бомбардировке. Часть состава разбита. Ранен помощник машиниста Павлов. Паровоз 718-30 подвергся обстрелу. Повредило тормозную магистраль. Путь засыпало землёй. Исправление магистрали и расчистка пути произведены силами бригады. При очередном обстреле сгорел турный вагон. Ранены оба машиниста – Баранов и Амосов, кочегар Климентьева. После перевязки Амосов вернулся к реверсу и довёл поезд. Вся бригада вела себя героически, от огня спасены многие вагоны».
На следующий день, 19 июня 1943-го, авиация противника, не считаясь с потерями, пыталась разрушить Волховский железнодорожный мост, по которому в Ленинград шли эшелоны с грузами. В налете участвовало до 60 самолетов. Большинство из них было рассеяно нашими истребителями еще на пути к цели…
Таня Лысова была кочегаром паровоза
ЭУ-70883. Все восхищались ее бесстрашием. А она просто не могла иначе. Когда в одну из мартовских ночей 1943 года противник нанёс страшный бомбовый удар по станции Тихвин, Таня вместе с паровозной бригадой тушила пожар, обожжёнными руками перевязывала раненых бойцов.
14 июня 1943 года в железнодорожном клубе «Красный путь» всем паровозникам, отличившимся на обслуживании этой линии, вручали медали «За оборону Ленинграда». Среди награжденных была и Таня Лысова. Этот вечер был последним в ее жизни…
15 июня 1943 года на подходе к станции Поляна поезд, который вела комсомольская бригада Василия Еледина, подвергся сильному артиллерийскому обстрелу. Один из снарядов попал в служебный вагон, в котором отдыхала перед дежурством кочегар Таня Лысова. Прямое попадание – снаряд разворотил крышу. Вагон загорелся. Окровавленную девушку вынес из огня машинист Василий Еледин, но спасти ее не удалось.
Товарищи похоронили Таню Лысову недалеко от входных стрелок станции Поляна. На простой фанерной дощечке, прикрепленной к столбику, машинист паровоза и его помощник оставили надпись: «Любимой Тане Лысовой, комсомолке паровоза ЭУ-70833. Ты была энергичной, боевой и бесстрашной. Мы тебя никогда не забудем!» С тех пор, проезжая мимо, машинист салютовал кочегару Тане Лысовой протяжным паровозным гудком.
Имя Тани Лысовой осталось в воспоминаниях фронтовиков и военной документальной литературе, а также в экспозиции двух музеев Ленинградской области: на станции Ладожское Озеро и на станции Петрокрепость.
Там же, на станции Ладожское Озеро, находится ныне на вечной стоянке и паровоз Э-4375, на котором в дни блокады комсомольская бригада паровозного депо Ленинград-Финляндский старшего машиниста Василия Елисеева и его напарников Василия Еледина и Алексея Самойлова доставляла дрова и торф для единственной в городе 5-й ГРЭС.
«НАШ ПАРОВОЗ ВСЕ ВЫДЕРЖИТ»
В мае 1975 года в журнале «Вокруг света» была опубликована большая статья «Рейсы жизни», в которой бывший бригадир Василий Алексеевич Еледин поделился своими воспоминаниями о рейсах в осажденный Ленинград. После прорыва блокады ему довелось водить поезда по «коридору смерти», построенному через узкое пространство, отвоеванное у врага в январе 1943 года.
«Путь просматривался с Синявинских высот. Вражеские позиции подходили на 3–4 километра. Немецкие наблюдатели, окопавшиеся там, не сводили глаз с линии. Днем моментально засекали дымок над паровозом, ночью – свет локомотивных фар. И вздымались земляные фонтаны у насыпи, падали поперек пути деревья, снаряды разворачивали рельсы. По этому «коридору смерти», как окрестили его машинисты, вели составы Василий Елисеев, Алексей Самойлов, Василий Еледин и их товарищи».
Тане Лысовой не раз приходилось работать под самым обстрелом врагом, и от того, как она, кочегар, держала пар, зависело, успеет ли проскочить поезд через злополучный и практически полностью пристреленный противником участок дороги.
В марте 1943 года под яростной бомбежкой в Тихвине, когда бомбы попали в цистерны с горючим, а рядом стояли вагоны с боеприпасами, Таня Лысова вместе с другими отцепляла горящие вагоны. Не чувствуя ожогов, сбрасывала она тяжелые стяжки сцепления, а потом, когда дело было сделано, перевязывала раненых солдат. «Кончились не только бинты, даже нательное белье. Морщась, Татьяна поглядывает на свои обожженные руки – как такими перевязывать…»
Гибель Тани Лысовой была огромным горем для всех «елединцев».
«Могилу рыли всей бригадой, похоронили около входных стрелок станции Поляны. Молча постояли, сняв шапки, молча пошли к составу. Паровоз, Танин паровоз, дал три коротких свистка, будто птица тревожно вскрикнула... Хотелось ей стать больше всего машинистом, даже курсы специальные окончила. Когда ребята примолкали от усталости, любила Таня повторять: «Наш паровоз привычный, все выдержит»».
С тех пор прошел семьдесят один год. Увы, нет сегодня возле станции Поляны могилы бесстрашной Тани Лысовой. По всей видимости, могилу перенесли после войны. Перегон Мга – Волховстрой постоянно ремонтируется, забытых участков здесь нет. Однако имени Тани Лысовой нет ни в ближайшем Жихарево, ни в Шуме, ни в Путилово, ни в Шальдихе. Нет пока данных о Татьяне Савельевне Лысовой ни на интернет-портале «Подвиг народа», ни в электронной базе данных «Мемориал», созданной на основе документов Центрального архива министерства обороны.
Известно про Таню Лысову не очень много. Есть данные, что Татьяна Савельевна Лысова родилась в 1920 году в невельской деревне Макушово Березовской волости Витебской губернии (ныне это Невельский район Псковской области). Окончила там сельскую школу-семилетку. Однако ее не устраивала ни заурядная работа на ближайшей станции Опухлики, ни работа в собственной деревне, где, по ее словам, не было места для подвига. Буквально из-под носа наступающих немцев Таня Лысова ускользнула из Опухликов. Так она попала в Ленинград…
Краеведы Псковщины считают Таню Лысову «своей» и гордятся своей бесстрашной землячкой. Однако «своей» ее считают и в Краснодарском крае. По крайней мере, именно так говорится в научно-исследовательском проекте «900 дней жизни в блокаде. Роль железнодорожников Кубани в организации Дороги жизни», выполненном в нынешнем году учащимся школы № 78 города Краснодара (научные руководители – учителя той же школы Ирина Качалова и Клара Овсепян).
«Пример этих героических людей, – говорится в работе, – наглядно показывает нам, насколько вся страна, и в частности жители нашей Кубани, искренне сопереживали трагедию блокадников. И несмотря на то, что Краснодар находился в оккупации немецко-фашистских захватчиков, наши земляки самоотверженно помогали блокадному Ленинграду выстоять и собственными усилиями приближали день освобождения».
Сергей ЕВГЕНЬЕВ

 
По теме
ФКУ Упрдор «Северо-Запад» - 47 новостей ФКУ Упрдор «Северо-Запад» На автомобильной дороге федерального значения А-118 КАД на участке между транспортной развязкой на пересечении с Таллинским шоссе (А-180 "Нарва") и транспортной развязкой на пересечении с авт
47 новостей
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
«Гатчинские ассамблеи - 2024» приглашают! - Гатчинская правда 6-7 апреля Международный фестиваль-конкурс танцевального творчества «Гатчинские ассамблеи-2024» в десятый раз соберет в столице Ленинградской области поклонников танцевального искусства.
Гатчинская правда