АКТЕРЫ ПРОТИВ КАНЦЛЕРА

АКТЕРЫ ПРОТИВ КАНЦЛЕРА
Фото: www.vesty.spb.ru

В поздние времена Екатерины II широко немало нашумела в светском обществе романтическая история женитьбы двух актеров столичного придворного театра – Лизы Урановой и Силы Сандунова. Как отмечал впоследствии поэт Петр Андреевич Вяземский, «она заколдовала сердце старика графа Безбородки, так что даже вынуждена была во время придворного спектакля жаловаться императрице на любовные преследования седого волокиты…»

«МАТУШКА-ЦАРИЦА, СПАСИ!»

Лиза Уранова, воспитанница Петербургского театрального училища, выступала на сцене с восемнадцати лет – с 1790 года. Она не только обладала невероятно красивым голосом, но и была замечательной драматической актрисой. В придворном театре она была примадонной… 

Вообще-то, ее настоящая фамилия была Федорова, но императрица Екатерина II настолько благоволила ей, считая, что ее любимица станет звездой на театральном небосклоне, что дала ей новую фамилию – Уранова, в честь вновь открытой планеты.

Ее возлюбленный Сила Сандунов происходил из благородной грузинской фамилии Зандукели, представители которого переселились в Россию в XVIII веке. В придворном театре он тоже был любимцем публики.

«Соперником Сандунова в борьбе за обладание хорошенькой певицей оказался не кто иной, как сам канцлер Александр Андреевич Безбородко, – отмечает петербургский историк Анатолий Иванов. – И если на стороне первого была молодость, красота и искреннее чувство, то на стороне второго – огромное богатство и влияние при дворе, дававшее неограниченные возможности для закулисных интриг».

«Пособниками» графа Безбородко, богатейшего вельможи Российской империи, выступали статс-секретари императрицы Александр Васильевич Храповицкий и Петр Александрович Соймонов, ведавшие в ту пору театральной дирекцией.

«Сердце Лизы принадлежало Сандунову, – рассказывает историк Анатолий Иванов. – Но недруги всеми способами старались воспрепятствовать их браку, на что в конце концов обратила внимание сама государыня Екатерина II и переслала Лизе перстень ценою в триста рублей».

Однако высокопоставленные интриганы не унимались, чем даже довели несчастного Силу Сандунову до мыслей о самоубийстве. Отчаявшись, в январе 1791 года во время своего бенефиса в городском театре он, как следует из записи в «Дневнике» Храповицкого, произнес «рацею насчет дирекции» (рацея – это длинное назидательное рассуждение, наставление). В ней он обвинил театральное начальство в коварных происках против него. Императрица немедленно отреагировала: велела у Сандунова «через полицию взять рацею им говоренную». А Храповицкому объявила: «Вот к чему приводит несправедливость!»

Однако этот смелый шаг не помог Лизе Урановой и Нилу Сандунову освободиться от преследований интриганов. Тогда Лиза осмелилась на еще более смелый «демарш». Играя 11 февраля в любимой опере Екатерины II, она превзошла саму себя и была «пожалована к руке». Лиза бросилась на колени перед царицей: «Матушка-царица, спаси меня!». И вручила ей челобитную о том, что ей препятствуют вступить в брак с любимым человеком. Сцена явно была разыграна как по нотам: в ту же минуту из-за кулис выбежал Сила Сандунов и тоже бросился ниц перед «просвещенной государыней».

«Екатерина не терпела в своем «маленьком хозяйстве», как она шутливо именовала Российскую империю, никаких скандалов, да еще с общественной оглаской», – отмечает историк Анатолий Иванов.

В «Дневнике» Храповицкого можно прочитать следующее: «В вечеру играли в Ермитаже «Федула», и Лизка подала на нас просьбу. В тот же вечер прислана записка к Трощинскому, чтобы заготовить указ для увольнения нас от управления театрами». Вот так любовь двух придворных актеров оказалась сильнее интриг двух всесильных царедворцев.

МСТИТЕЛЬНЫЙ БЕЗБОРОДКО

Уже спустя три дня, 14 февраля 1791 года, в дворцовой церкви состоялось венчание Лизы Урановой и Николая Сандунова. Императрица сама «убирала невесту к венцу».

Как отмечают исследователи, «Сандуновская история» способствовала закреплению за Екатериной репутации добросердечной и милостливой государыни, что было важно на фоне преследования Николая Новикова, Александра Радищева и других «инакомыслящих» своего времени. Среди историков бытует мнение, что это театральное разоблачение «злодеев», идеально соответствовавшее эстетике нарождавшегося сентиментализма, состоялось если не по инициативе императрицы, то с ее ведома…

После свадьбы Сандуновы жили в Петербурге три года. Причем не очень счастливо. Причина была в том, что назначенный вместо уволенных директоров театра Храповицкого и Соймонова Николай Борисович Юсупов не очень-то благоволил к чете Сандуновых. По всей видимости, причиной были интриги все того же Безбородко, упрямого и мстительного, который никак не мог простить того, что его отвергла красавица-актриса. Канцлер Безбородко не прекращал попыток добыть ее благосклонность, теперь уже замужней.

«А может быть, несмотря на неудачу, он все еще надеялся достичь своего? Не удалось поймать «Амура» золотой сеткой, не соблазнили богатые посулы, но оставался еще неиспробованным путь прижимок и всевозможных притеснений. Как бы то ни было, с самой свадьбы своей Сандуновы стали жертвой театральной интриги, ни мало не сомневаясь при этом относительно источника всех своих бед», – говорилось в публикации журнала «Исторический вестник» в 1890 году.

Например, князь Безбородко распускал грязные слухи, что супруги Сандуновы ведут развратную жизнь и потому их непременно нужно развести. Самого Сандунова князь публично называл «развратником», «пьяницей», «гордецом».

Все это было похоже на настоящую войну, хотя Лиза Сандунова не боялась Безбородко, зная, что она пользуется личным покровительством императрицы. Она отомстила ему публично – с театральных подмостков. Произошло во время оперы «Редкая вещь», переведенной с итальянского и пользовавшейся большим успехом у публики. Лиза выступала в ней в роли крестьянки, которую некий городской «волокита» пытался обольстить дорогими подарками.

В одном из эпизодов добродетельная девушка-крестьянка брала, по сюжету, из рук своего соблазнителя кошелек и пела арию: «Перестаньте льститься ложно // И думать так безбожно, // Что деньгами возможно // В любовь к себе склонить». После этих слов Лиза демонстративно бросила кошелек в сторону ложи, где восседал домогавшийся ее сластолюбивый Безбородко. Осведомленная в царских интригах публика, сидевшая в зале, тотчас же разразилась оглушительными аплодисментами. Безбородко сначала побагровел от гнева, но сообразив, что нельзя терять лицо и дать повод пересудам, хлопал громче всех…

«Тот же князь, – писал также Сандунов в своем «объяснении», – при всяком разе, увидя мою жену, говорил, чтоб она меня, как злобного и дурного поведения человека, не слушалась и остерегалась – пункт очень малый, но притом и очень заметный». Однажды актриса простудилась, и Безбородко заставил ее играть в «Венецианской ярмарке», называя ее болезнь притворством. И вообще пытался всячески посеять закулисные раздоры и разорить Сандуновых – такова была его мелкая месть.

РАЗОРЯЛ И ПРИТЕСНЯЛ

«Оправясь от болезни, Сандунова, «чтобы не потеряться без практики», стала продолжать свои занятия пением, и ей понадобился учитель музыки, – говорилось в той же публикации в «Историческом вестнике». – При театре были такие учителя, и князю ничего не стоило дать одного Сандуновой. Но он отказался наотрез, и артистке пришлось нанимать стороннего преподавателя, платя от 3 до 5 рублей за визит, что опять, по словам Сандуновых, обходилось им до 600 руб. в год». Плюс к этому – еще 600 рублей за новую карету – вместо старой, вконец прохудившейся.

Кроме материальной притеснений, Безбородко делал все, чтобы задеть еще и самолюбие артистов. Их постоянно «оттирали» от ролей в театре, старались не дать Лизе Сандуновой отличиться перед императрицей.

В марте 1794 года Сила Сандунов попросил в обращении к императрице дать ему и жене отставку и уволить из придворного театра, «а за 11-летнюю мою службу удостоить меня из милосердия своего хотя бы самомалейшим пансионом, дабы я мог иметь, с бедною моею женою, хотя бы дневное пропитание; но предвижу, что мстящие мне сластолюбцы нигде не оставят меня в покое, если не буду иметь верного куска хлеба». Императрица удовлетворила просьбу, но вместо пансиона пожаловала единовременное вознаграждение.

«Супругам Сандуновым все же пришлось уехать из Петербурга: атмосфера накалялась, и бедному Сандунову стало невмоготу, – повествует историк Анатолий Иванов. – Впрочем, бедным его можно было назвать лишь в переносном смысле».

Он обнаружил объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости», опубликованное Сандуновым накануне отъезда из столицы: «У Гагариной пристани в доме Надворного советника Зеддера у отъезжающего отсель придворного актера Силы Сандунова имеются продажные мебели, зеркала, фонари, жерандоли (жирандоль – большой фигурный подсвечник для нескольких свечей. – Авт.), довольное количество эстампов в рамах и без рам, в книгах, в том числе оригинальная Лебрюнева Александрова коллекция в рамах и со стеклами, также хорошее фортепиано и другие вещи».

БЛАГОРОДНЫЕ МАТЕРИ И КОМИЧЕСКИЕ СТАРУХИ

Переехали Сандуновы в Москву. Там Елизавета продолжала выступать в театрах. Лучшей ролью Сандуновой на сцене первопрестольной столицы была Настасья-боярышня в опере «Старинные святки».

Что же касается Силы Сандунова, то он прославился благотворительностью: отдал в пользу сирот в Воспитательный дом практически все драгоценности, которые Лизе преподнесли петербургские поклонники. Денег, видно, было достаточно, и Сандунов возвел напротив своего московского дома на Трубной площади великолепные бани – те самые знаменитые «Сандуны», благодаря которым, в общем-то, и вошел в историю.

После Отечественной войны, в 1813 году, Сандуновы перебрались из разоренной Москвы в Петербург. Елизавета, хотя уже была не очень молода, продолжала еще десять лет блистать на столичной сцене. Ее оперный репертуар, по ее собственному признанию, состоял тогда из 232 ролей и партий. Лучшей ее ролью в это время стала Делия в опере «Весталка». Прославилась она и как концертная исполнительница русских народных песен – «Лучины», «Чернобровый, черноглазый», «В поле липонька стояла» и других.

Однако затем, уже в силу возраста, Елизавета Сандунова стала почти исключительно играть «первые роли благородных матерей и комических старух», о чем, кстати, говорилось в заключенном с нею контракте.

«Последнее появление перед публикой знаменитой артистки, более тридцати лет украшавшей своим редким талантом нашу сцену, было в ее бенефис, 5 февраля 1823 года, в опере «Отец и дочь», которая и закончила собою ее блестящее служение искусству», – отмечалось в публикации журнала «Исторический вестник» 1889 года.

Елизавета Семеновна Сандунова скончалась в Москве в 1826 году, пережив на шесть лет своего мужа-актера. На его могиле на Лазаревском кладбище в Москве были выбиты слова:

«Я был актер, жрец Талии смешливый.

Был счастлив: кто ценя в сем жречестве видал,

Тот мне всегда рукоплескал, 

Как строгий судия искусства и правдивый. 

Прохожий! и тебе, в комедии твоей, 

Желаю я похвал от знающих людей, 

И если б даже злость тебе цены не знала, 

Желаю, чтоб тебя надежда та питала, 

Что света этого актеры и актрисы, 

Окончив роль, как я, все идут за кулисы.

Кто выдержать умел характер до конца, 

Тому в награду ждать победного венца».

Сергей ЕВГЕНЬЕВ

Специально для «Вестей»

 
По теме
 27 апреля Дворцовый парк откроется после весенней просушки. К этому времени сотрудники музея приведут в порядок дорожки и малые архитектурные формы, откроют цветники, а также очистят всю территорию от мусора и листьев.
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
В 47 регионе готовятся к весенне-летнему пожароопасному сезону - Ломоносовский район Ежегодный учебно-методический сбор провели в Ломоносовском районе. В мероприятии приняли участие старосты сельских населённых пунктов, главы администраций городских и сельских поселений,
Ломоносовский район
Здоровье ленинградцев в приоритете: как в Ленобласти развивается первичное звено здравоохранения - Online47.Ru Ежегодно в 47-м регионе открываются новые ФАПы и поликлиники, усовершенствуется техника и медоборудования Первичное звено по праву считается ключевым для всей системы здравоохранения России.
Online47.Ru